Система антикризисного управления инновационными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:39, реферат

Описание

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде», должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………стр. 3
Теоретические основы антикризисного управления предприятием……………………………………………………………………………………стр. 4
Причины и факторы инновационных кризисов в предприятиях……..стр. 9
Сущность, задачи и принципы антикризисного управления…………стр. 13
Особенности антикризисного управления в сравнении с управлением стабильными системами…………………………………………..стр. 15

Работа состоит из  1 файл

менеджмент реферат.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

 

Выделим основные причины и факторы кризисов на различных фазах

 

экономического цикла в предприятиях, связанные с инновационными изменениями.

Эксплерент - предприятие новатор, которое сознательно работает с высокими рисками. Оно предлагает новые товары и технологии, создает новые сегменты рынка либо кардинально преобразовывает старые.

Для этой фирмы получение прибыли определяется не финансово-

 

экономическими условиями, конкуренцией с производителями подобной продукции, а новизной идей, одаренностью сотрудников, удачливостью.

Условия возникновения эксплерентов:

 

1) наличие оригинальной идеи, цели и путей её достижения;

 

2) наличие специалистов, заинтересованных в достижении этой цели;

3) наличие определенных перспектив производства и сбыта (востребованность) этих новых товаров.

Основные причины кризисов для патиента, связанные с инновационными изменениями:

- высокая зависимость от рыночной конъюнктуры (востребованности товара);

- отсутствие отлаженных технологий, высокие затраты, высокие цены;

 

- ограниченность по всем видам ресурсов, в том числе финансовых и трудовых, в том числе недостаток необходимых специалистов;

- многоплановые риски развития.

 

Патиент - предприятие, работающее в узком, но достаточно стабильном сегменте рынка, удовлетворяет потребности достаточно специфические, но стабильно существующие на рынке.

Патиент можно расценивать как результат преобразования эксплерента, который успешно реализовал и реализовывает свои идеи и новации.

Для патиента характерно наличие: - узкой ниши на рынке;

- специальных условий деятельности;

 

- четко дифференцированного продукта. Условия возникновения патиента.

1. Наличие признанных рынком новых товаров, продуктов, услуг.

 

2. Наличие специалистов, заинтересованных в создании (завоевании) и

 

сохранении данного сегмента рынка.

 

3. Наличие перспектив развития этого сегмента рынка.

 

4. Наличие необходимых и достаточных денежных средств, инвестиций для сохранения и развития.

Если предприятию - патиенту удается сформировать рынок с учетом своих возможностей и предлагаемых товаров и услуг («под себя»), то она может стать виолентом.

Основные причины кризисов для патиента, связанные с инновационными изменениями:

- сохраняется высокая зависимость от конъюнктуры рынка; - нехватка (дефицит) увеличения мощности;

- ограниченность ресурсов (прежде всего – трудовых, в том числе высококвалифицированных специалистов, значительная взаимозаменяемость специалистов);

- недостаточный запас финансовой прочности.

 

Виолент - фирма с силовой стратегией, действующая в сфере крупного стандартизированного бизнеса. Предлагает давно известные всем нужные товары, характеризуется высоким уровнем освоенности технологии, массовым производством продукции.

Условия возникновения виолента:

 

1. Уверенное освоение сегмента рынка – плацдарм.

 

2. Наличие специалистов, заинтересованных в расширении сферы деятельности, в новых технологиях, в новых видах продукции.

3. Стабильные перспективы сбыта.

 

          Основные причины кризисов для виолета, связанные с инновационными изменениями:

- затоваривание, слабая реакция на появление новых видов товаров;

 

- моральное устаревание оборудования, повышение цен по сравнению с конкурентами, обновившими оборудование;

- бюрократизация – чрезмерное усложнение структуры приводит к

 

нарушению управляемости;

 

- утрата связи с результатами работы, заинтересованности;

 

- невосприимчивость к новым технологиям, новым видам продукции. Коммутант - небольшое или уменьшившееся специализированное

предприятие, ориентированное на текущее удовлетворение маломасштабных, разовых потребностей.

Это фирма в период упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл, заходит в тупик. Организация имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а выросшие и окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.

В данном состоянии предприятие не гнушается брать для выполнения любые подворачивающиеся работы.

Условия формирования коммутанта из виолента.

 

1. В отношении виолента, не были вовремя применены антикризисные меры.

2. У конкурентов не было желания поглотить его.

 

Основные причины кризисов для коммутанта, связанные с инновационными изменениями:

- потеря рынка сбыта и доходов;

 

- физическое старение и выбытие основных фондов; - значительные издержки производства;

- финансовая неплатёжеспособность;

 

- бюрократизированная организационная структура;

 

- потеря наиболее активных и квалифицированных специалистов; -не проведение антикризисной реструктуризации.

Леталент – распадающаяся организация, подвергающаяся полной деструктуризации. Она прекращает существовать в связи с невозможностью,

сколько бы то ни было эффективного функционирования. При этом

 

имущество организации и даже целые производственные комплексы могут переходить в другие организации и другим собственникам. Деструктуризация может сопровождаться полным изменением профиля деятельности, полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала.

Состояние леталента само по себе представляет стадию кризиса без возможности возврата в стабильное состояние. Поэтому уже поздно говорить о характерных свойствах фирмы или причинах ее кризиса. Можно вести речь только о минимизации отрицательных последствий распада для других участников рынка. В связи с этим, если у организации накоплены долги и ее имущества недостаточно для их покрытия, то в соответствии с законодательством, организация    ликвидируется    только в процедуре конкурсного производства вне зависимости от того находилась ли она в процедуре банкротства до этого или нет.

Неблагоприятных состояний можно избежать, если вовремя изменить стратегию развития, поменять продукцию, перейти в другие сегменты рынка и т.п., то есть применить методы антикризисного управления, в том числе инновационные изменения.

 

 

Сущность, задачи и принципы антикризисного управления

 

 

Антикризисное управление проводится в предвидении возможного

кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие предприятия (социально-экономической системы).

Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации объективным тенденциям ее развития.

Таким образом, антикризисное управление можно определить как

 

такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использование факторов кризисов для развития организации.

 

 

Цели и задачи антикризисного управления:

 

1.  Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.

2. Воспрепятствование возникновению опасных факторов кризиса.

 

3.  Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).

4. Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии. 5. Ослабление негативных последствий кризиса.

6.  Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как в любом виде управления в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим системам, являющимся объектами антикризисного управления относятся организации и предприятия, а также региональные экономические структуры – муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления являются собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, специально подготовленные кризис менеджеры (в судебных процедурах банкротства – арбитражные управляющие).

Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Ниже на рис. 1 представлены основные классификации проблем решаемых в рамках антикризисного управления.

 

Группа

 

Проблемы

 

По стадии развития кризиса.

 

-распознавание кризисной ситуации, -предотвращение кризиса,

-обеспечение жизнедеятельности в<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; f



Информация о работе Система антикризисного управления инновационными предприятиями