Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:39, реферат
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде», должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых.
Введение……………………………………………………………………………………………стр. 3
Теоретические основы антикризисного управления предприятием……………………………………………………………………………………стр. 4
Причины и факторы инновационных кризисов в предприятиях……..стр. 9
Сущность, задачи и принципы антикризисного управления…………стр. 13
Особенности антикризисного управления в сравнении с управлением стабильными системами…………………………………………..стр. 15
Выделим основные причины и факторы кризисов на различных фазах
экономического цикла в предприятиях, связанные с инновационными изменениями.
Эксплерент - предприятие новатор, которое сознательно работает с высокими рисками. Оно предлагает новые товары и технологии, создает новые сегменты рынка либо кардинально преобразовывает старые.
Для этой фирмы получение прибыли определяется не финансово-
экономическими условиями, конкуренцией с производителями подобной продукции, а новизной идей, одаренностью сотрудников, удачливостью.
Условия возникновения эксплерентов:
1) наличие оригинальной идеи, цели и путей её достижения;
2) наличие специалистов, заинтересованных в достижении этой цели;
3) наличие определенных перспе
Основные причины кризисов для
- высокая зависимость от рыночной конъюнктуры (востребованности товара);
- отсутствие отлаженных технологий, высокие затраты, высокие цены;
- ограниченность по всем видам ресурсов, в том числе финансовых и трудовых, в том числе недостаток необходимых специалистов;
- многоплановые риски развития.
Патиент - предприятие, работающее в узком, но достаточно стабильном сегменте рынка, удо
Патиент можно расценивать как
Для патиента характерно наличие: - узкой ниши на рынке;
- специальных условий деятельности;
- четко дифференцированного продукта. Условия возникновения патиента.
1. Наличие признанных рынком новых товаров, продуктов, услуг.
2. Наличие специалистов, заинтересованных в создании (завоевании) и
сохранении данного сегмента рынка.
3. Наличие перспектив развития этого сегмента рынка.
4. Наличие необходимых и достаточных денежных средств, инвестиций для сохранения и развития.
Если предприятию - патиенту удается сформировать рынок с учетом своих возможностей и предлагаемых товаров и услуг («под себя»), то она может стать виолентом.
Основные причины кризисов для патиента, связанные с инновационными изменениями:
- сохраняется высокая зависимость от конъюнктуры рынка; - нехватка (дефицит) увеличения мощности;
- ограниченность ресурсов (прежде всего – трудовых, в том числе высококвалифицированных специалистов, значительная взаимозаменяемость специалистов);
- недостаточный запас финансовой прочности.
Виолент - фирма с силовой стратегией, действующая в сфере крупного стандартизированного бизнеса. Предлагает давно известные всем нужные товары, характеризуется высоки
Условия возникновения виолента:
1. Уверенное освоение сегмента рынка – плацдарм.
2. Наличие специалистов, заинтересованных в расширении сферы деятельности, в новых технологиях, в новых видах продукции.
3. Стабильные перспективы сбыта.
Основные причины кризисов для
- затоваривание, слабая реакция на появление новых видов товаров;
- моральное устаревание оборудования, повышение цен по сравнению с конкурентами, обновившими оборудование;
- бюрократизация – чрезмерное усложнение структуры приводит к
нарушению управляемости;
- утрата связи с результатами работы, заинтересованности;
- невосприимчивость к новым технологиям, новым видам продукции. Коммутант - небольшое или уменьшившееся специализированное
предприятие, ориентированное на текущее удовлетворение маломасштабных, разовых потребностей.
Это фирма в период упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл, заходит в тупик. Организация имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, а выросшие и окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны.
В данном состоянии предприятие не гнушается брать для выполнения любые подворачивающиеся работы.
Условия формирования коммутанта из виолента.
1. В отношении виолента, не были вовремя применены антикризисные меры.
2. У конкурентов не было желания поглотить его.
Основные причины кризисов для
- потеря рынка сбыта и доходов;
- физическое старение и выбытие основных фондов; - значительные издержки производства;
- финансовая неплатёжеспособность;
- бюрократизированная организационная структура;
- потеря наиболее активных и квалифицированных специалистов; -не проведение антикризисной реструктуризации.
Леталент – распадающаяся организация, подвергающаяся полной деструктуризации. Она прекращает существовать в связи с невозможностью,
сколько бы то ни было эффективного функционирования. При этом
имущество организации и даже целые производственные комплексы могут переходить в другие организаци
Состояние леталента само по себе представляет стадию кризиса без возможности возврата в стабильное состояние. Поэтому уже поздно говорить о характерных свойствах фирмы или причинах ее кризиса. Можно вести речь только о минимизации отрицательных последствий распада для других участников рынка. В связи с этим, если у организации накоплены долги и ее имущества недостаточно для их
Неблагоприятных состояний можно избежать, если вовремя изменить стратегию развития, поменять продукцию, перейти в другие сегменты рынка и т.п., то есть применить методы антикризисного управления, в том числе инновационные изменения.
Сущность, задачи и принципы антикризисного управления
Антикризисное управление проводится в предвидении возможного
кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие предприятия (социально-экономической системы).
Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации объективным тенденциям ее развития.
Таким образом, антикризисное управление можно определить как
такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использование факторов кризисов для развития организации.
Цели и задачи антикризисного управления:
1. Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.
2. Воспрепятствование возникновению опасных факторов кризиса.
3. Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).
4. Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии. 5. Ослабление негативных последствий кризиса.
6. Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.
Как в любом виде управления в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.
К социально-экономическим сист
Субъектами антикризисного управления являются собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, специально подготовленные кризис менеджеры (в судебных процедурах банкротства – арбитражные управляющие).
Проблематика антикризисного уп
Группа |
Проблемы |
По стадии развития кризиса. |
-распознавание кризисной ситуации, -предотвращение кризиса, -обеспечение жизнедеятельности в<span class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Система антикризисного управления инновационными предприятиями