Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа
Среди многочисленных задач, определяющих успешное развитие экономики России, одной из наиболее актуальной и важной является проблема оптимального использования ресурсного потенциала нашей страны, решение которой позволит придать необходимый динамизм всему народно-хозяйственному комплексу России и повысить уровень социальной защищенности ее населения.
Экспертная оценка, произведенная Союзом золотопромышленников, показывает, что если не будет принято мер государственной поддержки, то к 2010 г. добыча золота сократится до 30 тонн, возможности пополнения сырьевой базы будут полностью исчерпаны и к 2015 году добыча золота из россыпей будет практически прекращена. Снижение объемов россыпной золотодобычи еще на 30 тонн уменьшит занятость населения примерно на 15 тыс. человек. Для регионов, в которых фактически преобладает только один вид деятельности – россыпная золотодобыча, такое снижение приведет к безработице и еще более ухудшит их социально-экономическое положение.
В условиях усиленной эксплуатации и соответствующего выбытия россыпных мощностей переход от разработки золотых россыпей к рудной добыче представляется абсолютно необходимым. Только преодоление одной этой диспропорции может поставить российскую золотодобычу на прочную основу и обеспечить её длительное и прибыльное существование. А принципиальная база, причем очень солидная, для этого есть: прогнозные ресурсы золота в России уступают лишь ЮАР, находятся примерно на одном уровне с США и существенно превосходят ресурсы Австралии, Канады и Китая.
Однако такой переход - дело чрезвычайно дорогостоящее, и оно явно не по карману мелким негосударственным структурам, не имеющих нужных накоплений для развития.
Отсюда представляется совершенно оправданным наблюдаемый процесс укрупнения компаний в отрасли.
Необходимо отметить, что в 2005 г. впервые за последние 15 лет в России наконец-то были получены значительные приросты запасов золота, которые почти вдвое перекрывают ожидаемый годовой объем добычи. Это стало возможным благодаря усилиям ЗАО «Полюс» на месторождении Благодатное в Красноярском крае (222,1 т) и ЗАО «Чукотская ГРК» на месторождении Купол в Чукотском АО (90 т).
Правда, результаты работ на остальных залицензированных участках оставляют желать лучшего и требуют вложения, как минимум, вчетверо больших средств. Низкая эффективность геологоразведки недропользователей подтверждается и тем обстоятельством, что из 290 изучаемых объектов за последние 5 лет выдано только 6 свидетельств о факте открытия мелких месторождений коренного золота.
Но тем не менее, по данным федерального агентства по недропользованию, приоритетными для получения приростов запасов драгоценных металлов являются следующие объекты:
получение убедительных данных о высоких перспективах Яно-Колымской золоторудной провинции (в границах Магаданской области и Республики Саха (Якутия); обоснование золоторудного потенциала Северо-Алтайской золоторудной зоны; обоснованы существенные перспективы Пограничного золоторудного района в Приморском крае на границе с Китаем; обосновано выделение Северо-Кавказской и Днепро-Донецкой золоторудных зон; на востоке страны отмечен факт открытия новой Западно-Верхоянской сереброрудной провинции в Республике Саха (Якутия), как мощной резервной базы, способной в полном объеме заместить осваиваемые месторождения Магаданской области или же стать дополнительным центром серебродобычи в стране.
По данным администраций золотодобывающих регионов в период с 2005 по 2015 годы планируется ввод в эксплуатацию более 40 золоторудных и комплексных месторождений. Вовлечение их в эксплуатацию объектов при прочих равных условиях может позволить увеличить годовую добычу металла на 50-60% к уровню добычи 2003 г., то есть до 250 тонн. Однако начало эксплуатации месторождений часто переносится на более поздние сроки. Так, в 2005 г. не введен в строй ни один из планирующихся объектов. В связи с этим в 2005 г. по сравнению с 2004 г. добыча золота в стране может снизиться на 5-7%. Основными причинами отмеченной динамики добычи золота и пуска горных объектов являются рост издержек производства, связанный с повышением цен на энергоносители, несовершенство нормативной базы в сфере недропользования, а также изменения в структуре золотодобывающих компаний, связанные с переходом права собственности на ряд золоторудных объектов. Вместе с тем, ввод в строй крупнообьёмных месторождений при всей экономической привлекательности этих проектов вряд ли может считаться панацеей для улучшения перспектив российской горно-добывающей промышленности в части драгоценных металлов. Учёт социальных факторов и ещё более тщательный анализ экономической эффективности приводит к обоснованию необходимости сохранения уровня россыпной золотодобычи в стране. Как известно, отдельной проблемой в этой связи, выделяется индивидуальное предпринимательство в золотодобыче. Индивидуальные предприниматели не могут вести добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, так как она запрещена в действующем законодательстве. Вместе с тем, в старых заброшенных поселках, где прежде велась золотодобыча, но еще осталось население, в основном пенсионного возраста, индивидуальная добыча ведется, тем самым, провоцируя незаконный оборот.
Легализация допуска физических лиц к золотодобыче будет иметь большое значение, так как сферой их деятельности являются отвалы, отходы и другие объекты непромышленной добычи. Введение этой законодательной нормы позволит уменьшить социальную напряженность во многих золотодобывающих регионах страны за счет увеличения занятости населения, привлечения к дополнительному заработку пенсионеров, снижения теневого оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.
2.
Проблемы формирования
российского рынка
драгоценных металлов
2.1
Регулирование Российского
рынка драгоценных
металлов
До начала процессов
социально-экономической
Пожалуй, единственным периодом, когда в стране функционировал свободный рынок золота был рубеж XIX-XX веков. В ходе денежной реформы С.Ю.Витте Россия перешла на классический золотой стандарт - т.е. денежную систему, в рамках которой золото обладало абсолютной ликвидностью. Стремление нарастить необходимый для этого золотой запас обусловил всемерную поддержку государством золотодобывающей отрасли: предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, на ввоз оборудования для золотодобычи, прямое кредитование и т.п.
В СССР вся цепочка движения золота находилась под жёстким контролем государства, но и при серьёзном внимании: была создана мощная инфраструктура добывающей отрасли, обеспечивавшая относительно успешную её работу. По крайней мере, СССР длительное время сохранял за собой второе место в мировой табели о рангах по добыче золота. Рынок же (в той мере, насколько сферу обращения золота в то время можно назвать рынком) имел ярко выраженную монопсоническую структуру, т.е. существовало множество производителей “жёлтого металла” и фактически один покупатель - государство в лице своих ведомств.
После распада СССР государство, придерживаясь рыночной идеологии, начало перекладывать бремя развития золотободычи на саму отрасль и потенциальных инвесторов. Это позволяло экономить бюджетные средства, более эффективно использовать потенциал золотодобычи. В течение 90-х годов появились некоторые предпосылки для этого, но в целом процесс формирования рынка золота продолжается до сих пор. Это означало, что была сформулирована линия на превращение золота в ликвидный товар, генерирование инвестиций за счёт частного сектора (в том числе за счёт коммерческих банков). Само государство при этом брало на себя обязательства по установление стабильных правил работы участников рынка.
Такой подход вызвал обострение старых проблем и появление новых:
поддержание социальной
инфраструктуры, что оказалось непосильной
ношей для небольших
диспропорции между структурой текущей добычи и разведанными запасами: около 80% золота добывалось на россыпных месторождениях, тогда как примерно 75% всех разведанных запасов приходилось на рудные месторождения;
проблемы с финансированием (уровень налогообложения, уровень инфляции, общая финансовая ситуация в стране и т.д.).
В связи со стратегической ценностью данного товара для государства, считается, что рынок драгоценных металлов должен строго регулироваться законодательством. В 1991-2007 гг. был принят ряд нормативных актов (в том числе законы “О недрах”, “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”), направленных на создание цивилизованного рынка драгметаллов.8
Основными характеристиками созданной нормативной базы являются следующие:
отказ от государственной монополии на драгметаллы и драгоценные камни, недропользователь стал собственником добытого металла, в том числе в «монетарной» форме стандартных и мерных слитков;
отмена лицензирования оборота драгметаллов и драгоценных камней, они выведены из состава «валютных ценностей», снят режим государственной тайны при их обороте;
определение круга
операций коммерческих банков с золотом,
разработан порядок лицензирования
кредитных организаций для
переключение купли-продажи металлов на рыночную основу с оплатой сделок в российских рублях по ценам, ориентированным на уровень цен мирового рынка;
создание специализированной сети торговли металлами через коммерческие банки, обладающие соответствующей лицензией; участие в деятельности рынка инвесторов, желающих вложить денежные средства в драгоценные металлы.
установление критериев и параметров, существенно важных для развития упорядоченного рынка: классификация видов и форм драгоценных металлов, обращающихся на рынке; перечень субъектов рынка; особенности регламентации сделок с минеральным и вторичным сырьем; порядок обращения металлов в слитках и монетах; условия участия в сделках промышленных потребителей, инвесторов, коммерческих банков; порядок ценообразования; особенности поставок на экспорт.
Что касается экспорта золота, то власти, уступив нажиму, расстались с государственной монополией в этой сфере, которая, между прочим, действовала на территории России еще с времен Первой мировой войны. К прежним двум поставщикам металла за рубеж - Гохрану (по решениям Президента) и Центробанку (из собственных резервов) - сначала добавились коммерческие банки, получившие в дополнение к лицензии на право совершения операций с драгоценными металлами специальную экспортную лицензию. Этим банкам разрешается поставлять за границу аффинированное золото в виде стандартных и мерных слитков отечественного или иностранного производства, причем экспортироваться могут не только слитки, находящиеся в собственности самих банков, но также (по договорам комиссии) слитковый металл, принадлежащий на правах собственности другим организациям. А затем - с сентября 2001 г.- к экспортным операциям были допущены и предприятия-недропользователи. Правда, на практике большинство золотопромышленников этой возможностью воспользоваться не могут, потому что связанные обязательствами по предварительному авансированию, они должны поставлять свою продукцию, в основном, коммерческим банкам, которые их кредитуют; к тому же для многих из них не по силам нести дополнительные затраты, связанные со спецификой торговли золотом за рубежом. Поэтому подавляющая часть произведенного в стране золота экспортируется коммерческими банками.9
Процесс совершенствования законодательства продолжается. Это является необходимым во всех цивилизованных странах, и в России также. По оценкам специалистов, работу российского предприятия на рынке драгоценных металлов сегодня определяют 677 специальных нормативных актов. С формальной точки зрения в России к настоящему времени создана правовая база для становления и развития рынка драгоценных металлов, регулирующая условия и механизм перехода от централизованного распределения к децентрализованной рыночной торговле.
Вместе с тем на практике этот юридический инструментарий применяется, главным образом, к сделкам с золотом, в гораздо меньшей степени - к серебру и фактически мало что известно о рыночных сделках с платиной и палладием. Что касается остальных драгоценных металлов (родия и пр.), то здесь, судя по всему, во многом сохраняются старые советские порядки: продукция от производителей поступает в Гохран, откуда в соответствии с квотами, утверждаемыми правительством, или по отдельным его решениям металлы отпускаются внутренним потребителям или на экспорт.
В значительной
мере сохраняется и прежняя
3.
Перспективы развития
российского рынка
драгоценных металлов
3.1
Либерализация Российского
рынка драгоценных металлов
Вопросы либерализации российского рынка драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий, а также соединений и сплавов из них и связанных с ними услуг находятся в центре внимания специалистов алмазно-бриллиантовой и золотоплатиновой отраслей уже давно. Принятие базового закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в 1998 г. позволило сделать начальные шаги в этом магистральном направлении. В частности, запасы золота в недрах были исключены из списка сведений, относящихся к государственной тайне, производителям был облегчен порядок экспорта золота и золотосодержащих продуктов.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития производства ювелирных изделий