Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:26, курсовая работа
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных (перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Прогнозирование и планирование………………………………..4-11
План и планирование……………………………………………4
Миссия организации……………………………………………..4
Цели организации………………………………………………..4-6
Прогнозирование…………………………………………………6
Задачи прогнозирования………………………………………..6-7
Прогнозы в социально-экономической сфере………………7-8
Стадии стратегического планирования………………………8
Три класса методов прогнозирования………………………..8-11
Стратегическое планирование как наука………………………11-13
Стратегическое планирование фирмы…………………………13-38
Сущность стратегического планирования………………….13-18
Классификация (типизация) стратегических планов…………….18-25
Особенности методологии стратегического планирования……………………………………………………25-32
Практика использования стратегических планов………….32-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПОДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
в г. Выборге (Ленинградская область)
по специальности 061000 ГиМУ
на тему: «Стратегическое планирование»
предмет: Прогнозирование и планирование
преподаватель: проф. Ходачек В.М.
г. Выборг
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование в качестве процесса практической деятельности общества
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных (перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.
Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов, определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.
Как известно, сущность любого явления или процесса проявляется в его функциях. Анализ содержания основных функций управления позволяет сделать вывод о том, что двойственная функция управления «подготовка и принятие управленческого решения» означает, прежде всего, практическую работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование.
Двойственная функция управления подготовки и принятия решений занимает центральное место в системе всех его функций. Аргументами в пользу такого утверждения являются: во-первых, тот факт, что с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение по поводу реализации которого в последующем и становится возможной сама управленческая деятельность; во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т.е. планирования, зависит и качество самих этих решений, а следовательно, предопределяется успех или неуспех всей управленческой деятельности; в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых, регулируемых процессов. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, часть его важнейшей функции, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование — центральное звено в системе управления.
Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс практической деятельности соответствующих субъектов управления, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, проявление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.
1. Планирование и прогнозирование
1.1 План и планирование
Термин "план" образован от аналогичного слова латинского языка "planum" и дословно означает "плоскость". Для эффективных действий менеджеру необходимо иметь опору (базу), которая определяет совокупность всех заданий для всех участников экономических и социально-психологических процессов, выполнение которых приводит организацию к цели. План действий становится организационной базой для направленных действий людей. План появляется только тогда, когда менеджер точно знает, что он должен и обязан делать, к чему менеджер должен стремиться в своей работе, к чему он призывает членов коллектива организации.
1.2 Миссия организации
К настоящему времени поняты, выявлены и обобщены особенности организаций. Они заключаются в:
• важности лидерства и инициативы менеджера и членов коллектива, их вовлеченности в развитие созидательного организационного процесса;
• наличии связи между социальными нормами поведения и производительностью труда.
Определена возможность
Поэтому организаторы нового (или модернизации, развития, реинжиниринга существующего) экономического субъекта формируют идеальное описание (модель) организации, учитывающее ориентацию экономической деятельности на нужды потребителей и отражающее характер коллективных действий, согласование общих целей с личными интересами работников.
Такая идеальная модель организации получила название миссии организации. Миссия организации — основная общая и четко выраженная цель ее существования. Социальная значимость миссии велика, ибо она мобилизует и вдохновляет персонал.
Миссия организации и генеральные цели, вытекающие из миссии, являются основными критериями для всех процессов принятия решений по развитию организации, служат основой для предвидения развития и составления стратегического плана действий.
Предвидеть в управлении — значит учитывать грядущее и вырабатывать соответствующую (адекватную) программу действий. Для этого необходимо прогнозирование состояния экономического объекта.
1.3 Цели организации
Цель есть идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель - это:
• идеальный образ желаемого, возможного и необходимого по замыслу менеджера состояния организации;
• представление собственника организации и менеджера о том, каких результатов должен достичь ими управляемый экономический субъект.
Являясь мотивом деятельности, именно цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Текущее состояние организации при управлении сравнивается с состоянием, определяемым целью. На основе оценки "рассогласования" параметров менеджер осуществляет корректировку действий (вводит обратную связь).
Характеристики целей организации:
• конкретное выражение;
• формализованное описание;
• реальная достижимость;
• параметрическая измеряемость результата, то есть выраженность в числовом виде;
• четкая привязка ко времени;
• наличие стандартов контроля, позволяющих судить в процессе деятельности о степени достижения ожидаемых результатов. Следовательно, цель организации представляет собой нечто четко означенное во времени и точно определенное в смысле параметров состояния.
При описании организаций выделяют три системы показателей:
• генетические, определяющие происхождение и развитие;
•функциональные, раскрывающие основное занятие;
•параметрические, описывающие численные значения планируемых и достигнутых результатов.
Цель отличается от миссии организации своей конкретностью: в миссии четко и кратко формулируется качественное описание специфики организации, а в цели (целях) дается развернутое (преимущественно количественное) описание конкретных параметров, которые достигаются в процессе функционирования организации.
Цель организации определяет
частные цели ее отдельных структур
и отдельных людей. Механизм найма
людей на работу в организацию
и принятия решений по трансформации
структуры организации с
Допустима лишь единая (общая) цель, которая может быть дифференцирована на более мелкие специфические подцели людей и подразделений, соответствующие внутренней структуре организации.
Стратегия организации представляет собой комплексную программу действий по достижению цели, поставленной перед организацией. Стратегический план как перспективная система взаимосвязанных действий включает в себя задачи эффективного использования всех видов ресурсов, максимальную приспособляемость (адаптацию) к условиям деловой внешней среды и гибкость внутренней структуры. Стратегический пан описывает будущее состояние организации, следовательно, он формируется на основе видения будущего со стороны менеджмента, предвидения изменений параметров деловой среды и показателей состояния организации.
1.4 Прогнозирование
Прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) — это разработка на длительную перспективу программы изменений состояния прогнозируемого экономического объекта (в целом и его различных частей). Любой экономический субъект, как отмечалось выше, может быть охарактеризован совокупностью трех групп показателей (параметров): функциональных, параметрических и генетических (связанных с созданием и развитием организации). Следовательно, спрогнозировать состояние объекта означает переход от "тройки" указанных параметров в момент А (или в состоянии А) к значению этих параметров в состоянии В.1
Характеристики организаций
Генетические А
Параметрические А Параметрические Б
Функциональные А
Необходим прорыв, маневр в деятельности, именно этим и занимается менеджер в стратегическом планировании.
План — совокупность действий (организованных мероприятий), последовательное выполнение которых приводит к достижению цели. Каждое действие плана должно иметь заказчика, потребителя, исполнителя, обеспеченного ресурсами для выполнения полученной работы. Менеджмент мыслит в "стратегических горизонтах планирования", то есть он V отделяет одни модели/поколения продукции от других.
Цель плана — не прожить некоторое время (например, "пятилетку"), а перейти на принципиально иной уровень в технологии и продукции/услугах (рис. 1).2
"Стратегия" понимается
в смысле концентрации
1.5 Задачи прогнозирования
Осуществление разработанных прогнозов на практике не является целью прогнозирования. Прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений в состоянии экономического субъекта, альтернативность в возможных значениях показателей и параметров, определяющих вариантность состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений.
Прогнозирование представляет собой методологию, в которой описание возможных ситуаций будущего базируется на имеющихся практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики развития объекта или процесса.
Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.