Заметим,
что мировая торговая практика не
допускает взимания акцизов с
импортируемой продукции по ставкам,
превышающим те, которыми облагаются
аналогичные товары местного производства.
Такой запрет закреплен в статье
III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной
страны участницы, не должны облагаться
прямо или косвенно внутренними налогами
или другими внутренними сборами, превышающими
прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые
к товарам отечественного происхождения».
Основная
задача пограничного налогового регулирования
- устранить препятствия развитию международного
разделения труда и мировой торговли,
связанные с двойным налогообложением.
Для этого признается, что исключительное
право взимания косвенных налогов принадлежит
стране, импортирующей товар. В стране
происхождения (производства) товара он
освобождается от уплаты косвенных налогов.
Такой тип акцизов относится к пограничным
уравнительным налогам. Пограничные уравнительные
налоги следует отделять от таможенных
пошлин. Общими для них является то, что
их взимание осуществляется таможенными
органами в момент пересечения таможенной
границы. Основное отличие между ними
состоит в том, что акцизами облагаются
как импортные товары, так и товары местного
производства. Иначе говоря, каждому пограничному
уравнительному налогу можно найти соответствующий
«внутренний» налог.
Заключение.
Фактически,
акцизное налогообложение носит
регрессивный характер, когда налогообложение
равным образом ложится как на
обеспеченные, так и на бедные слои населения.
Изначально задуманные как социально
направленные налоги, акцизы на данный
момент выполняют асоциальные функции,
еще больше увеличивая разрыв между беднейшими
и состоятельными слоями общества. Как
и любой косвенный налог, акцизы перекладываются
на беднейшую часть населения и то, что
более 20% налоговых поступлений в бюджет
составляют акцизы - тревожный знак. Именно
косвенные налоги оказывают значительный
сдерживающий эффект на экономику, что
еще более опасно в условиях затянувшегося
кризиса. Это еще раз подчеркивает, что
государство не умеет собирать прямые
налоги.
В
настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части фискальную
функцию, что выражается в стремлении
властей при введении тех или
иных акцизов не столько к регулированию
производства и потребления тех или иных
товаров, сколько к пополнению бюджета.
Фискальная направленность акцизов на
бензин не вызывает сомнений, и это при
том, что повышение цен на бензин - один
из факторов, влияющих на повышение издержек
практически любого производства, следовательно,
повышения общественно необходимых затрат
на производство той или иной продукции,
что приводит к снижению конкурентоспособности
экономики в целом. Тем не менее, регулирующее
воздействие акцизов все же проявляется,
и наиболее оно благотворно в сфере оборота
алкогольной продукции. Таким образом,
государство не только пополняет казну,
не только уменьшает уровень потребления
алкоголя, но и способствует реализации
только качественной продукции.
Спорными
остаются величины ставок акцизов, а также
способы индексирования величины специфических
ставок. Применение адвалорных ставок
приводит к серьезным трудностям при оценке
объекта налогообложения. Специфические
же ставки недостаточно оперативно корректируются
в связи с инфляционными процессами.
Законодательная
база в сфере акцизов еще недостаточно
проработана. В частности это
относится к большому объему документов,
которые недостаточно систематизированы
и трудны для восприятия.
Акцизы
выступают одними из немногих рычагов
воздействия государства на экономические
процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование
налогообложения в сфере акцизов является
одним из важнейших условий улучшения
экономической ситуации, пополнения федерального
и региональных бюджетов.
Список
литературы
1.
Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть вторая.
2.
Федеральный Закон от 23.10.2009 N 117-ФЗ
"О внесении изменений и
дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие
законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими
силу некоторых законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской
Федерации".
3.
Приказ Министерства Финансов РФ от 3 марта
2005г. N32н «Об утверждении форм налоговых
деклараций по акцизам и порядков их заполнения»
(в ред. от 30.12.2005г. 168н)
4.
Колчин С.А. Налоги в Российской
Федерации: Учебное пособие для
вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
5.
Селезнёва Н. Н. Налоги и налоговая система
России. -М. Закон и право, 2007.
6.
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение:
Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ – М, 2005. –
555 с.