Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа
Неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями является дебиторская задолженность, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей.
Введение
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие
1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности
2. Организационно-экономическая характеристика организации
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью
3.1 Анализ дебиторской задолженности
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Заключение
Список литературы
Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия – это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя несколько основных задач:
1. предварительная проверка дебитора на начальном этапе сотрудничества
2. планирование допустимых лимитов дебиторской задолженности
3. финансирование дебиторской задолженности
4. учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
5. взыскание просроченной дебиторской задолженности
6. претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
Таким образом, для того чтобы эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность выполнения каждой из этих задач.
Заключение
Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.
ООО «Лесопромышленный комплекс» является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
Дебиторская задолженность ООО «ЛПК» представлена следующими категориями: расчеты с покупателями и заказчиками - 31,7% (в среднем за 3 года); авансы выданные (предоплата за продукцию) – 64,2%; расчеты с прочими дебиторами – 4,1%. Увеличение статей дебиторской задолженности обусловлено слишком высокими темпами наращивания объема продаж в предприятии.
Особенностью ООО «ЛПК» является то, что у предприятия нет долгосрочной дебиторской задолженности, а имеется только краткосрочная (нормальная), то есть платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Это свидетельствует о том, что покупатели своевременно расплачиваются за отгруженную продукцию.
Величина дебиторской задолженности самая высокая у основных дебиторов-покупателей, так как они имеют с ООО «ЛПК» постоянные, устойчивые связи и поэтому вызывают доверие. Это позволяет кредитовать их отпуском продукции в долг без особого риска для предприятия.
В предприятии есть неоправданная или просроченная краткосрочная дебиторская задолженность сроком свыше 3-х месяцев, ее доля составляет 1,9%, это объясняется тем, что предприятие оплатило денежные средства поставщику за продукцию, но она в течение 3-х месяцев данная продукция не поступила, т.о. образовалась просроченная дебиторская задолженность.
Задачами управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛПК» являются:
- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
- определение возможной суммы оборотных активов отвлекаемых в дебиторскую задолженность по авансам выданным;
- формирования условий обеспечения взыскания задолженности;
- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами.
В целях контроля за сроками погашения дебиторской задолженности ООО «ЛПК» ранжирует ее по срокам возникновения применяя следующую группировку в днях: до 30 дней, от 30-60 дней, от 60-90 дней и более 90 дней.
Поскольку предприятие уже давно существует на рынке, и у него сложился определенный статус, поэтому покупатели, сотрудничая с ним, стараются вовремя или как можно раньше погасить свою задолженность.
Анализируя полученные коэффициенты оборачиваемости, можно заметить, что за анализируемый период оборачиваемость дебиторской задолженности в 2007г и 2009г составила 2 оборота, а в 2008г 5 оборотов. Это привело к увеличению времени ее обращения, или среднего периода инкассации (СПИ) с 73 дней в 2008 г. до 183 дней в 2009 г., что повысило риск ее непогашения. То есть средний промежуток времени, который требуется для того, чтобы предприятие, реализовав свою продукцию, получило деньги, равен в отчетном периоде 183 дня. Немаловажным этапом анализа дебиторской задолженности является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности. За анализируемый период это соотношение сократилось на 2,43 пункта. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛПК» отвлекает из своего оборота больше средств, чем привлекает в него, что говорит о нерациональном расходовании предприятием своих ресурсов. Кроме того, это создает угрозу его финансовой устойчивости.
В целях ускорения расчетов необходимо повышать оборачиваемость дебиторской задолженности, т.е. уменьшать период ее обращения в деньги. Для этого следует уменьшить долю дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов. Этого предприятие может достигнуть путем применения в расчетах с покупателями предварительной оплаты. Рассмотрим, как повлияет на оборачиваемость дебиторской задолженности применение предприятием по всем расчетам с покупателями предварительной оплаты в размере 40 % в 2009 году. В этом случае дебиторская задолженность на конец 2009 года уменьшится на 181036 тыс. руб. (40 %*452590), а ее доля в оборотных активах сократится на 25,7%. При этом оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 2 оборота и составила 4 оборота, срок погашения уменьшился на 91 день (183 дня - 92 дня) и снизился риск непогашения задолженности. В данном случае предприятию потребуется 91 дней, чтобы дебиторская задолженность была превращена в денежные средства. Т.о. предприятиям в целях совершенствования расчетов, их ускорения средств в расчетах с покупателями и заказчиками применять предварительную оплату.
Список литературы:
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 656 с
2. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев, Л.И. Григорьева, О.В. Долгова, Л.А. Рыжкова. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 432 с.
3. Ивашкевич В. Б. Анализ дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет, 2004.- №6 с.55-59;
4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2006. – 1016 с.;
5. Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колчаной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 464 с.
6. Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании: Учеб. пособие - М.: Экономист, 2005. – 283с.
7. Сысоева И.А. дебиторская и кредиторская задолженность // Бухгалтерский учет, 2004.- №1 с.13-15;
8. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.- 269с.;
9. Финансовый менеджмент: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 284с.;
10. Финансовый менеджмент: Учебное пособие /Под ред. проф: Е.И. Шохина.- М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004.- 408с.;
11. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, П.П. Павлова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.- 447с.;