Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:47, курсовая работа
Таким образом, основная цель курсовой работы состоит в анализе нормативного метода учета затрат и калькулировании себестоимости продукции на примере ОАО «ФОРУС».
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение сущности и принципов нормативного метода учета затрат;
- анализ структуры производства и результатов калькулирования продукции для принятия управленческий решений;
- составление нормативной калькуляции на каждое изделие и определение финансового результата от реализации каждого вида продукции;
- оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.
В 2007 году ОАО «ФОРУС» было приобретено новое оборудование, а именно: две швейные машины «Зингер» с электрическим приводом (производство Германия), швейная машина «Веретас» с ножным приводом (производство Германия), швейная машина «Подольск» с ножным приводом (производство Россия), пятиниточная машина для обработки тканей «Подольск» с ножным приводом (типа «оверлок», производство Россия) и гладильная установка. Амортизация основных средств начисляется линейным способом. Норма амортизационных отчислений на полное восстановление всех основных средств составляет 10 % в год согласно единым установленным нормам амортизационных отчислений. Техническим обслуживанием швейных машин занимается мастер – наладчик, с которым ежемесячно заключается договор подряда (сумма вознаграждения по договору составляет 250 рублей). Кроме того, на балансе предприятия находится компьютер HP iPAQ hx2190, приобретенный для административного отдела (первоначальная стоимость 5000 рублей, норма амортизации 10 %).
Фабрика арендует помещение под пошивочный цех (мастерскую) площадью 50 кв. м., а также помещение под офис площадью 20 кв. м. у ателье «Каприз». Мастерская фабрики расположена в полуподвальном помещении, а офис на первом этаже. Стоимость аренды площадей по договору, включая коммунальные платежи, составляет 432 рубля, за метр в год для мастерской и 600 рублей в год для помещения под офис. В стоимость арендной платы включены коммунальные платежи за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также уборку и охрану арендуемых помещений.
Фабрика арендует два телефонных номера у ОАО «МГТС», абонентская плата составляет 90 рублей в месяц за каждый номер.
Закупка ткани производится на договорной основе оптом с фабрики «Меланжист» (система поставок – франко-склад поставщика), фурнитура приобретается в системе розничной торговли.
Расчет количества материалов, разработку выкроек и лекал осуществляет модельер – дизайнер.
2.2.Учетная политика в части учета затрат ОАО «ФОРУС»
При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулирования себестоимости продукции ОАО «ФОРУС» руководствуется отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.
Данной организацией на основе типового Плана счетов был составлен рабочий план счетов (таблица 3).
Таблица 3. Рабочий план счетов ОАО «ФОРУС»
Готовая продукция и товары
Расчеты
Капитал
Финансовые результаты | Товары
Расчетные счета Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по краткосрочным кредитам и займам Расчеты по налогам и сборам Расчеты по оплате труда Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Продажи Прибыли и убытки | 43,45
51 60
66,67
68,69 70 71,76
80 82
84 90 99 |
На счете 01 «Основные средства» обособленно учитываются нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается, обособлено на счете 02 «Амортизация основных средств».
Выбывшие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списывается в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.
Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в ОАО «ФОРУС» учитываются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включается в себестоимость продукции по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).
Аренда помещения с кредита 76 счета и отпущенные канцтовары с кредита 71счета относятся в дебет 25 «Общепроизводственные расходы». Оплата за пользование телефонной линией с кредита 76 счета списывается в дебет 26 счета. Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно – заборными картами, требованиями и накладными. Все возвратные отходы оформляют следующей бухгалтерской проводкой: дебет 10 «Материалы» в кредит счета 20 «Основное производство». Затраты на оплату труда отражают на счете 70 «Расчеты по оплате труда» по кредиту.
2.3. Анализ калькулирования себестоимости продукции ОАО «ФОРУС»
Таблица 4 . Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции (тыс. руб.)
Статья калькуляции | 2005 | 2006 | 2007 | абсолютное отклонение2007 от | ||||||
план | норма | факт | 2005 | 2006 | плана | нормы | ||||
Материалы | 215050 | 227700 | 246300 | 250130 | 253000 | 37950 | 25300 | 6700 | 2870 | |
ТЗР | 6451,5 | 6831 | 7389 | 7503,9 | 7590 | 1138,5 | 759 | 201 | 86,1 | |
Возвратные отходы | 1075,25 | 1138,5 | 1231,5 | 1250,65 | 1265 | 189,75 | 126,5 | 33,5 | 14,35 | |
Итого материалов | 220426 | 233393 | 252458 | 256383,25 | 259325 | 38898,8 | 25932,5 | 6867,5 | 2941,75 | |
Оплата по труду | 238085 | 252090 | 270000 | 286200 | 280100 | 42015 | 28010 | 10100 | -6100 | |
Отчисления: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
пенсионный фонд | 47617 | 50418 | 54000 | 57240 | 56020 | 8403 | 5602 | 2020 | -1220 | |
ФСС | 6904,47 | 7310,61 | 7830 | 8299,8 | 8122,9 | 1218,44 | 812,29 | 292,9 | -176,9 | |
МС | 7380,64 | 7814,79 | 8370 | 8872,2 | 8683,1 | 1302,47 | 868,31 | 313,1 | -189,1 | |
Производственная с-сть | 520413 | 551026 | 592658 | 616995,25 | 612251 | 91837,7 | 61225,1 | 19593,5 | -4744,25 | |
общепроизв-е расходы | 99960 | 105840 | 120000 | 120000 | 117600 | 17640 | 11760 | -2400 | -2400 | |
Общехозяйственные расходы | 1293584 | 1369678 | 1510000 | 1600000 | 1521864 | 228280 | 152186,4 | 11864 | -78136 | |
Фабрично-заводская с-сть | 1913958 | 2026544 | 2222658 | 2336995,25 | 2251715 | 337757 | 225171,5 | 29057,5 | -85280,3 | |
Расходы по реализации 3% | 57418,7 | 60796,3 | 66679,7 | 70109,8575 | 67551,45 | 10132,7 | 6755,145 | 871,725 | -2558,41 | |
Полная себестоимость | 1971376 | 2087340 | 2289337 | 2407105,108 | 2319266 | 347890 | 231926,65 | 29929,225 | -87838,7 | |
НДС 18% | 354848 | 375721 | 412081 | 433278,9194 | 417468 | 62620,2 | 41746,796 | 5387,2605 | -15811 | |
Рентабельность 5% | 98568,8 | 104367 | 114467 | 120355,2554 | 115963,3 | 17394,5 | 11596,332 | 1496,46125 | -4391,93 | |
НДС 18% | 372590 | 394507 | 432685 | 454942,8653 | 438341,4 | 65751,2 | 43834,136 | 5656,62353 | -16601,5 | |
Продажная цена I В | 2326224 | 2463061 | 2701418 | 2840384,027 | 2736734 | 410510 | 273673,44 | 35316,4855 | -103650 | |
Продажная цена II В | 2797383 | 2961935 | 3248570 | 3415682,148 | 3291039 | 493656 | 329103,91 | 42469,5703 | -124643 |
Из данных таблицы 4 видно, что в 2007 году наблюдается увеличение полной себестоимости, по сравнению с 2005 и 2006 годами. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2007 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 руб. больше, чем должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Соответственно их сумма в 2005 году составила 99960 рублей и 1293584 рублей, в 2006 году – 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2007 году – 117600 рублей и 1521864 рублей. Заработная плата в 2007 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2005 и на 42015, чем в 2006 годах. В динамике видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.
Таблица 5 . Структура производства продукции (тыс. руб.)
Вид продукции | 2005г | 2006г | 2007г | Отклонение2007 от 2005 в % | ||||
| % | | % | | % | |||
1.Женская верхняя одежда | 36548 | 33,82 | 56213 | 30,55 | 36514 | 25,82 | -8,00 | |
2.Детская верхняя одежда | 45876 | 42,45 | 52364 | 28,46 | 46169 | 32,64 | -9,81 | |
3.Мужская верхняя одежда | 25640 | 23,73 | 75423 | 40,99 | 58756 | 41,54 | 17,81 | |
Итого | 108064 | 100 | 184000 | 100 | 141439 | 100 | 0 |
Выше приведенная таблица 5 показывает, что за весь рассматриваемый период в 2005 году наибольший удельный вес приходится на производство детской верхней одежды 42,45%, второе место занимает женская верхняя одежда 33,82 %. В отчетном году на первое место выходит мужская одежда, что на 17,81% больше, по сравнению с 2005 годом. В динамике стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по третьему виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 8% произошло по первому виду продукции.
Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:
прибыль от продаж = Выручка от продаж – Переменные расходы – Постоянные расходы;
рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100;
маржинальный доход = Выручка от продаж – Переменные расходы;
коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж;
точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.
При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального дохода, так как он является показателем рыночной экономики.
Таблица 6. Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции (тыс. руб.)
Год прои- водства продук- ции | Постоян ные расходы
| Перемен- ные расходы | Выручка от продаж | Прибыль от продаж | R | Маржиналь- ный доход (МД) | Коэф- т МД | Точка безубы- точности |
Женская верхняя одежда | ||||||||
2005 | 125000 | 1614036 | 3478073 | 1739036 | 0,50 | 1864036 | 0,54 | 233235,3 |
2006 | 120000 | 902963 | 3068888 | 2045925 | 0,67 | 2165925 | 0,71 | 170027,4 |
2007 | 250000 | 886625 | 3409875 | 2273250 | 0,67 | 2523250 | 0,74 | 337845,5 |
Детская верхняя одежда | ||||||||
2005 | 120000 | 2816070 | 5872140 | 2936070 | 0,50 | 3056070 | 0,52 | 230576,1 |
2006 | 150000 | 3995040 | 7599240 | 3454200 | 0,45 | 3604200 | 0,47 | 316266 |
2007 | 130000 | 3708000 | 7676000 | 3838000 | 0,50 | 3968000 | 0,52 | 251481,9 |
Мужская верхняя одежда | ||||||||
2005 | 110000 | 9399501 | 21396377 | 11886876 | 0,56 | 11996876 | 0,56 | 196184,5 |
2006 | 130000 | 3366140 | 17480700 | 13984560 | 0,80 | 14114560 | 0,81 | 161003,3 |
2007 | 115000 | 15423400 | 31076800 | 15538400 | 0,50 | 15653400 | 0,50 | 228310,3 |
По данным таблицы 6 в 2005 и 2006 году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода приходится на выпуск мужской верхней одежды, в 2007 году – женской. Наименьшее значение коэффициента в 2005 и 2006 годах приходилось на выпуск детской одежды, а в 2007 – на выпуск мужской верхней одежды. Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2007 году на каждые 100 рублей реализации женской одежды маржинальный доход составит 74 рубля, детской одежды – 52 рубля и мужской одежды – 50 рублей. Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.
В сезоне «Осень 2007» директору фабрики было предложено выпускать продукцию двух видов: куртка детская (спортивная утепленная) и плащ женский (свободного покроя). Примерный объем производства должен составить 150 курток и 120 плащей.
При этом заведующий хозяйством должен был закупить вспомогательные материалы и канцтовары на сумму 120 рублей, которые в дальнейшем были бы отпущены закройщикам на 40 рублей (мел, линейки – лекала), модельеру – дизайнеру на 30 рублей (бумага), делопроизводителю на 50 рублей (бумага и папки).
По карте расходов материалов, представляемой производственным отделом (разрабатывается модельером - дизайнером), бухгалтерией была сформирована следующая информация о затратах основных материалов (таблица 8, 9):
Позиция | Ед. измерения | Количество | Цена за ед., руб. |
Ткань плащевая (ш. 1,5 м) | п. м. | 3,50 | 71,28 |
Ткань подкладочная (ш. 0,9м) | п. м. | 5,00 | 16,50 |
Синтепон (ш. 0,9 м) | п. м. | 2,40 | 22,00 |
Флизелин клеевой (ш. 1,4 м) | п. м. | 0,20 | 33,00 |
Нитки № 40 | кат. | 2,00 | 6,00 |
Заклепки металлические | шт. | 16,00 | 5,50 |
Аппликация «Котенок» | шт. | 2,00 | 12,50 |
Нашивка на рукав | шт. | 2,00 | 8,00 |