Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть основы анализа рентабельности предприятия.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия, а именно: рассмотреть специфику финансово-экономического анализа, а также понятие и экономический смысл рентабельности;
2. Раскрыть основные показатели рентабельности и методику их расчета.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа рентабельности предприятия
1.1. Специфика финансово-экономического анализа
1.2. Понятие, экономический смысл и виды рентабельности
2. Расчет основных показателей рентабельности
2.1. Система показателей рентабельности
2.2. Виды анализа рентабельности предприятия
Заключение
Список литературы
Приложения 3
5
5
8
15
15
18
26
28
29

Работа состоит из  1 файл

Анализ рентабельности предприятия.doc

— 311.00 Кб (Скачать документ)

 

2.2.           Виды анализа рентабельности предприятия

 

Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат.

Это важнейшая группа показателей, так как результаты их ана­лиза позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность оборота, характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности пред­приятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операцион­ного дохода к валовой выручке.

Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависи­мости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателя­ми однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плано­выми показателями.

Формирование показателя рентабельности продаж показано в приложении 2.

Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности предприятия, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в его собственности. На ос­нове этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. При расчете принимается во внимание не операционный доход, а конечная, чистая прибыль, которая будет образом распределе­на между владельцами (акционерами) предприятия. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собствен­ного капитала.

Следовательно, для повышения эффективности вложении мож­но действовать в двух основных направлениях:

•  Увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж.

•  Уменьшение собственного капитала - эффективное управление текущими активами и пассивами, снижение потребности в допол­нительном финансировании.

В общем случае   для оценки целесообразности вложения средств в тот или иной бизнес следует сравнить прогнозируемую рен­табельность собственного капитала с альтернативными возможностями  размещения свободных ресурсов (например, депозит) с учетом фактора риска.

Для того чтобы понять, как и за счет чего формируется итого­вый показатель рентабельности собственного капитала следует рас­смотреть ряд промежуточных показателей:

Рентабельность чистых активов - показатель эффективности операционной деятельности предприятия. Рассчитывается как отноше­ние операционного дохода к среднегодовой величине чистых активов где:

Чистые активы = Собственный капитал + Кредиты (долго – и краткосрочные)

С другой стороны рентабельность чистых активов формируется за счет их оборачиваемости и рентабельности продаж: 

(Операционная прибыль / Объем продаж) * (Объем продаж/Чистые активы) = (Операционная прибыль / Чистые активы)

Рентабельность чистых активов используется при оценке эффективности финансового рычага:

Финансовый рычаг- соотношение собственных и заемных средств в структуре чистых активов характеризует влияние кредито­вания на эффективность деятельности предприятия. Основной крите­рий оценки эффективности финансового рычага - ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чис­тых активов, то увеличение доли кредитов повысит значение рента­бельности собственного капитала, и наоборот.

Значение финансового рычага показывает на сколько увеличит­ся / уменьшится значение рентабельности собственного капитала при увеличении / уменьшении рентабельности чистых активов.

Финансо­вый рычаг рассчитывается по следующей формуле: = Чистые активы / Собственный капитал                                                          

 

Используя приведенные выше показатели мы можем получить следующую формулу:     

Рентабельность продаж * Оборачиваемость чистых активов * Финансовый рычаг = (Операционный доход / Объем продаж) * (Объем продаж / Чистые активы) * (Чистые активы / Собственный капитал) = (Операционный доход / Собственный капитал)

Теперь для получения окончательной формулы рентабельности собственного капитала необходимо ввести поправку, чтобы в числители  фигурировала чистая прибыль.

(Операционный доход / Собственный капитал) *

(((ОД-I) * (I-Т)) / ОД) = Рентабельность собственного капитала,

где

ОД - операционный доход;

 

I - сумма процентов по кредитам;

 

Т - ставка налога на прибыль

 

  Это значение отличается от полученного ранее, так как здесь не учитывается некоторые, так называемые нерегулярные статьи доходов и затрат из отчета о прибылях и убытках.

Схематично формирование показателя рентабельности собственного капитала показано в приложении 3.

Основными факторами, формирующими частные показатели и через них влияющими на рентабельность собственного капитала явля­ются:                           

Факторы операционной деятельности:

•   рентабельность продаж;

•  оборачиваемость чистых активов.

Факторы финансовой деятельности:

•  финансовой рычаг;

•   проценты и налоги.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую все­ми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективно­сти бизнеса в целом (а не только эффективности собственного капита­ла).

Коэффициент реинвестирования прибыли - характеризует дивидендную политику фирмы, показывает долю чистой прибыли, остающуюся на предприятии, и, следовательно, служащий дальнейшему его развитию. Рассчитывается как отношение чистой нераспределенной прибыли (реинвестированной прибыли) к чистой прибыли предпри­ятия. 

Иногда, для сравнения реинвестированной прибыли с собствен­ным капиталом используют другую формулу этого показателя:

Кг = Реинвестированная прибыль / Собственный капитал на на­чало периода

Непосредственно для акционеров компании будут предоставлять интерес следующие показатели рентабельности предприятия:

Доходность акционерного капитала - объем распределяемой между акционерами прибыли (дивидендов) приходящийся на 1 рубль акционерного капитала.

Чистая прибыль на акцию - величина чистой прибыли, полученной предприятием, приходящаяся на одну акцию.

Дивиденд на акцию - прибыль распределяемая между акционерами, приходящаяся на одну акцию.

Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:

• привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:                       

•  повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов и, следовательно, ухудшает ликвидность;

• привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).

Факторный анализ показателей рентабельности

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно – хозяйственных факторов: уровень организации производства   и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельно­сти предусматривает разложение исходных формул расчета пока­зателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рен­табельности (рентабельности активов) можно использовать -трех- или пятифакторную модель.

Чтобы упростить модель, затраты на производство и реали­зацию продукции сводят к затратам на оплату труда, затратам на материалы и к амортизации основных средств. Для практи­ческого применения модели к затратам на материалы следует добавить стоимость комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера (выполняемых сто­ронними организациями или не основными подразделениями предприятия), топлива, покупной энергии и т.п. Затраты на оп­лату труда следует дополнить отчислениями на социальные нуж­ды. Кроме того, отдельным элементом следует учесть прочие затраты или распределить их пропорционально между основными видами затрат.

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

 

     

 

где

 

R

- рентабельность активов (капитала);

Р

- прибыль от реализации;

К

- средняя за период стоимость активов;

F

- средняя за период стоимость вне оборотных активов;

Е

- средние остатки оборотных активов;

- затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимос­ти;

- зарплатоемкость  продукции;

- материалоемкость продукции;

- амортизациеемкость продукции;

- фондоемкость продукции по внеоборотным активам;

- фондоемкость продукции по оборотным активам (коэффициент закрепления оборотных активов).

Рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных актинов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния от­дельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оцен­ки факторных влияний.

 

Трехфакторная модель анализа рентабельности

 

,  

 

где  - прибыль продукции

;

- фондоемкость (капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

;

- оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной , обратной среднему числу оборотов.


Заключение

 

Подводя итоги, можно отметить, что показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

В экономической литературе приводится большое число показателей рентабельности. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах).

Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.). При  расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности гостиничного хозяйства. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности  используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия