Анализ товарных операций торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов организации учёта и анализа товарных операций торговой организации. Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:
- изучить сущность и значение товарных ресурсов;
- изучить организацию и методику учёта товарных операций;
- рассмотреть систему показателей оценки обеспеченности и использования товарных ресурсов;
- изучить методику проведения анализа поступления товарных ресурсов;
- выявить прогнозные резервы оптимизации товарных ресурсов;

Работа состоит из  1 файл

Товарные ресурсы, курсовик!!! (Ире)(Переделанный).doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Анализ  поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, а также в разрезе магазинов - получателей товаров.

ОАО «Заря» имеет следующие данные о динамике поступления товаров

ОАО «Заря» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Особенно высокие темпы роста достигнуты по магазину №1.

При анализе  особое внимание уделяется также  источникам поступления товаров. В  условиях формирования рыночных отношений  торговые организации получили большие  права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путём закупки товаров непосредственно у производителей и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов.

Для полного  удовлетворения спроса населения ОАО  «Заря» необходимо проводить работу по наполнению магазинов товарами достаточного ассортимента. На 2009 г. Обществом заключено 680 договоров с организациями разных форм собственности.

В соответствии с планом мероприятий ОАО «Заря» по обеспечению выполнения показателей социально-экономического развития на 2009 г. предполагается обеспечить закуп товаров в объёме не менее 105% к ресурсам товаров 2009 г. и согласно заключенным договорам.

В 2009 г. получено товаров на сумму 13358 млн. р. от 449 поставщиков разных форм собственности. От 338 республиканских производителей получено товаров на сумму 10414 млн. р., что составляет 78% к общей сумме ресурсов, от 111 посредников, завезших товары из-за пределов республики, поступило товаров на сумму 2945 млн. р. или 22% от общей суммы.

По сравнению с прошлым годом поступление товаров отечественного производства снизилось на 2,7%.

Таким образом, в 2009 г. ОАО «Заря» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Однако поступление товаров было равномерным только на 94,6%. Это свидетельствует об имеющихся перебоях в продаже отдельных товаров. С целью недопущения таких перебоев организации необходимо организовать более строгий контроль над тем, как выполняются заявки и заказы магазинов (в соответствии с указанным объемом, ассортиментом), как соблюдается график завоза товаров, своевременно ли предоставляются заявки на склад.

Велика роль и бесперебойной торговли товарами, в их реализации, что непосредственно влияет на эффективность использования товарных ресурсов. Оперативный анализ использования товарных ресурсов в магазине должен осуществляться повседневно. В результате такого анализа, на основании данных оперативного учёта продажи товаров также можно получить сводную оперативную информацию о динамике товарооборота по торговой организации.

Таблица Показатели эффективности использования товарных ресурсов по магазину № 1 ОАО «Заря» за 2008 г., тыс. р.

Показатели Фактически  за Отклонение  в динамике В % к прошлому году  
  Прошлый год Отчётный год    
1 2 3 4 5
1.Розничный  товарооборот, тыс. р. 2029609 2591243 +561634 127,67
2. Объём  товарных ресурсов, тыс. р. 2029705,2 2591246,6 +561541 127,66
3.Прочее  выбытие товаров, тыс. р. 96,21 3,61 -92,6 3,75
4. Объём  товарооборота на 1 рубль товарных  ресурсов, р. 0,99995 0,99999 0,00004 100
5. Объём  товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, р. 1 1    
6. Прочее  выбытие товаров к объёму товарооборота, % 0,0047 0,0001 -0,0046 2,13
7. Прочее  выбытие товаров к объёму товарных  ресурсов, % 0,0047 0,0001 -0,0046 2,13

Примечание. Источник: данные синтетического учета ОАО «Заря» по счетам 41/2 «Товары в рознице», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

эффективность использования товарных ресурсов по магазину №1 по сравнению с прошлым  годом не изменилась. Доля прочего  выбытия товаров в общем, объёме товарных ресурсов по сравнению с прошлым годом несколько снизилась, что с положительной стороны характеризует работу магазина №1 ОАО «Заря».

Показатели  оценки обеспеченности и эффективности  использования товарных ресурсов, к  сожалению, не находят отражения  в практике планирования, в учете и отчетности ОАО «Заря», что отрицательно сказывается на результатах его работы. Чтобы судить об эффективности деятельности организации, недостаточно использовать только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для сопоставления их результатов - система критериев, способных достаточно полно и достоверно описать все стороны торговой и другой деятельности организации, соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности, комплексности, которые обеспечивают определенный качественный уровень управления организацией. 

IV. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов оптимизации товарных ресурсов

После анализа товарных ресурсов в организации  производится обобщение неиспользованных возможностей и обоснование прогнозных резервов оптимизации товарных ресурсов. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности организации, более эффективного использования товарных ресурсов.

По  сравнению с прошлым годом  объём товарооборота увеличился за счёт завышенных товарных запасов на начало года (+63 млн. р.), роста поступления товаров (+625 млн. р.). Увеличились возможности роста товарооборота в связи с уменьшением прочего выбытия товаров (+0,092 млн. р.).

Если  бы не было прочего выбытия товаров, то поступление в прошлом году возросло бы на 0,0046% (0,096/2092,7*100), а в  отчётном году на 0,0001% (0,0036/2718*100). Розничный  товарооборот в прошлом году увеличился бы на 0,0047% (0,096/2029,6*100), а в отчётном на 0,0001% (0,0036/2591*100).

Одновременно  подсчитываются возможные резервы  роста товарооборота, товарных ресурсов, имеющие реальный характер, и которые  могут быть использованы в будущей  торговой деятельности организации. На 2010 г. ОАО «Белхозторг» предполагается обеспечить закуп товаров в объёме не менее 105% к ресурсам 2009 г. Также организация планирует в 2010 г. расширить деловые контакты с партнерами из стран ближнего зарубежья с целью наполнения рынка товарами номенклатуры хозяйственного обихода, изыскать невырабатываемых в республике и недостающих на внутреннем рынке товаров на сумму 3 млрд. руб., принимать участие в ярмарках, проводимых в странах СНГ, поставить на экспорт товаров на сумму 300 млн. руб.

Для наиболее полного и глубокого изучения влияния факторов на результатный показатель используются приёмы множественной корреляции и регрессии. Множественный корреляционно-регрессионный анализ позволяет установить влияние многих факторов, действующих во взаимной связи друг с другом. При проведении такого анализа решаются две задачи:

изучается теснота связи между анализируемыми показателями. Для этого рассчитываются коэффициент парной и частной  корреляции, коэффициент множественной  корреляции, Фишера, Стьюдента, множественной детерминации;

количественно измеряется действие каждого фактора  на результатный показатель, т.е. исследуется  характер связи.

При обработке  на ПВЭМ, коэффициент детерминации получился равным 0,688. Это показывает, что связь между показателями высокая, т.е. на товарооборачиваемость повлияло 68,8 % от всех факторов.

Уравнение многофакторной регрессионной модели имеет вид:

У = 97,567 - 2,246х1 + 0,4004х2 + 14,593х3 + 1545,894х4

Таким образом, если объём розничного товарооборота  возрастал на 1 тыс. р., то товарооборачиваемость снижалась на 2,246. При увеличении удельного веса основной товарной группы в товарообороте на 1% товарооборачиваемость увеличивалась на 0,4004. При росте выработки на 1 торгового работника на 1 тыс. р. товарооборачиваемость увеличивалась на 14,593. Увеличение выработки на 1 м2 торговой площади способствовало увеличению товарооборачиваемости на 1545,894.

Сравнение рассчитанных значений результатного  показателя с факторами позволяет  выявить резервы повышения эффективности  хозяйствования. Результаты корреляционно-регрессионного анализа могут быть использованы как в повседневной работе, так и при разработке прогнозов тактического и стратегического характера.

Расчет  товарных ресурсов в данной работе проведен на основании таблиц различных форм и размеров: составлены таблицы, отражающие динамику товарных ресурсов, темпы роста поступления товаров в динамике, а также влияние изменения на динамику товарооборота  
 
 
 
 
 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  тем, что товарные ресурсы являются основой функционирования любой организации, эффективность управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.

 «товарные  ресурсы» - это предметы потребления  для реализации на внутреннем  рынке или для экспорта. Если  это понятие охарактеризовать  применительно к торговым предприятиям, то их можно рассматривать,  как массу товаров, поступающих  из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Информация о работе Анализ товарных операций торговой организации