Анализ внешней и внутренней среды промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:43, реферат

Описание

Любая организация находится и функционирует в среде. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключа­ет в себе тот потенциал, который дает возможность организации функцио­нировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Задача стратегического управления состоит в обес­печении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы
ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосроч­ной перспективе.

Работа состоит из  1 файл

Анализ внешней и внутренней среды промышленного предприятия.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)


Анализ внешней и внутренней среды промышленного предприятия (на примере ОАО «КОЖА»)

Любая организация находится и функционирует в среде. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключа­ет в себе тот потенциал, который дает возможность организации функцио­нировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Задача стратегического управления состоит в обес­печении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы 
 ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосроч­ной перспективе. 

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом
стра­тегического управления, так как обеспечивает базу для определения как
миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позво­ляющих
фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представля­ет собой процесс,
 посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, что­бы определить возможные угрозы для фирмы [1]. 

Под термином «внешняя среда», принято понимать совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде лю­бых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду. 

Макроокружение создает общие условия среды нахождения пред­приятия и в большинстве случаев оно не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. В состав компонентов мак­роокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая [3]. 

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект только в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирова­ния в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макро­окружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту ин­формацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализа­ции стратегии организации [2]. 

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организа­ция находится в непосредственном взаимодействии. К числу элементов микроокружения 
 относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, ры­нок рабочей силы, инфраструктура. 

Анализ внешней среды имеет принципиальное значение для пред­приятий легкой 
промышленности, так как спрос на их продукцию в основ­ном детерминирован
внешними факторами:

- требования моды, дизайна;

- быстрая смена моделей и коллекций;

- ориентация производства на схему «одна коллекция (один жизнен­ный цикл) один сезон»; 

- преобладание в структуре спроса потребностей более высокого по­рядка [5]. 

В качестве методик анализа внешнего окружения промышленного предприятия 
 целесообразно использовать метод PEST анализа, построение матрицы SWAT, которые будут описаны ниже, а также портфельные мето­ды оценки бизнеса. 

1. Метод РЕST - «Политика (РоНсу), Экономика (Есопогпу), Обще-ство(Society),
Технология (Тесшю^у) - является конкретным инструмен­том стратегического
 анализа косвенного воздействия на организацию (макроокружения). Стратегический анализ дальней внешней среды органи­зации предполагает выход на особый перечень ключевых факторов данной среды и соответствующий специфический многофакторный системный анализ. 

Значимость факторов для каждой конкретной организации различна, поэтому при проведении PEST анализа главная задача исследования со­стоит в том, чтобы выявить: 

- тенденции макроокружения,
оказывающие значимое влияние на деятельность организации;

- степень влияния;

- потенциальные угрозы бизнесу;

- направления, развитие которых содержит новые стратегические перспективы. 

Исследование проводится по четырем основным группам (политика, экономика, общество и технология, по названию метода) и предполагает рассмотрение соответствующих компонент макроокружения. Стратегиче­ский анализ каждой из компонент должен быть системным и учитывать тот факт, что значимое изменение любой составляющей PEST неизбежно влияет на всю цепочку. Данные изменения учитываются и анализируются с особой тщательностью, так как для конкретной 
 фирмы они могут стать или угрозой, или главной стратегической возможностью [5]. В табл. пред­ставлены основные результаты PEST анализа внешнего окружения коже­венного предприятия «Кожа». 

Анализируя данные табл., следует отметить не очень высокую зави­симость предприятия от влияния факторов внешней среды (61,5 %), указы­вающую на высокий внутренний потенциал предприятия, умение работать в динамичной среде с жесткими условиями. По результатам анализа PEST было 
 установлено, что две третьих факторов, воздействующих на пред­приятие, являются явными, характерными для легкой промышленности в целом (высокие процентные ставки, увеличение объемов теневого импор­та, нехватка квалифицированных кадров, высокая стоимость нового обо­рудования и т. п.). Поэтому полученные результаты являются достаточно унифицированными, и могут быть полезны при анализе внешней среды любого кожевенного промышленного предприятии с учетом особенностей его функционирования [4].

2. Метод SWOT является широко признанным аналитическим под­ходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутрен­ней среды 
и установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи фирме, а
также угрозами и возможностями, возникающими во внешней среде.

SWOT анализ, являющийся фактически процедурой структурирова­ния и осмысления взаимосвязей внутреннего и внешнего информационных полей, имеет следующий алгоритм действий: определение главных харак­теристик внешней среды; идентификация текущих стратегий, основных сильных и слабых сторон предприятия по областям функциональной дея­тельности и степени значимости каждого элемента; оценка основных групп влияния; сведёние всех данных в таблицы; итоговая оценка, вклю­чающая определение тенденций изменения сильных и слабых сторон предприятия по отношению к возможностям и угрозам среды [1].

Список факторов должен быть максимально подробным, что способ­ствует проведению более детального анализа по все четырем направлени­ям SWOT. Предприятие может дополнить каждую из частей списка теми характеристиками 
 внешней и внутренней среды, которые отражают кон­кретную ситуацию, в которой оно находится.

Анализ SWOT проведенный для ОАО «Кожа» (рисунок) выявил, что на внешнем рынке предприятие сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны как отечественных, так и иностранных производителей. Преиму­ществом российских предприятий за рубежом являются более низкие от­числения на экологию по сравнению с иностранными конкурентами. Большим спросом пользуются полуфабрикаты, выпускаемые отечествен­ными предприятиями, поскольку технология производства полуфабрика­тов считается «грязной».

Негативным фактором, влияющим на деятельность предприятия, яв­ляется нестабильность качества сырья. Настройка оборудования для обра­ботки сырья разного качества связана с дополнительными издержками, но может явиться неоспоримым конкурентным преимуществом и существен­но повлиять на сбыт предприятием готовой продукции и обработки да-вальческого сырья. Цены на сырье меняются значительно. Для предотвра­щения негативного влияния изменения цен поставщиков предприятию ре­комендуется осуществлять мониторинг рынка сырья, что позволить вы­явить новых потенциальных поставщиков для предотвращения зависимо­сти от локального изменения цен.

Анализ SWOT проведенный для ОАО «Кожа»

Анализ среды- очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания про­исходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи меж­ду факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможно­стями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Организация должна изучать среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Литература

1.    Виханский О.С  Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.

2.    Друкер Питер Ф. Практика менеджмента. М.:Вильямс, 2007.

3.              Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инжиниринго-Консалтинговая Компания "ДеКа", 1996.

4.    Некрасова Н.С. Шульгина Л.А. Комплексный анализ производства и технологии кожевенного предприятия в рамках разработки системы ме­роприятий по эффективному управлению продажами // Дизайн. Материа­лы. Технология, 2009. № 1(8).

5.    Менеджмент предприятий легкой промышленности и индустрии моды: учеб. пособие / М.Н. Титова, Ю.А. Киселева. СПб.: СПГУТД, 2006.

Работа выполнена под руководством проф. Л.А. Шульгино

 



Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды промышленного предприятия