Аудит банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:51, реферат

Описание

Аудит - это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и иной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Работа состоит из  1 файл

СРС АУДИТ.docx

— 42.80 Кб (Скачать документ)

Действия  аудиторов в случае обнаружения мошенничества  и ошибок

В случае выявления мошенничества и ошибок аудитору нужно выяснить у руководства  и персонала организации все  вопросы, связанные с их причинами. Аудитор должен рассмотреть влияние  возможного мошенничества или ошибки на финансовую отчетность. Если он считает, что они могли привести к искажению  отчетности, ему для установления истины необходимо выполнить дополнительные процедуры. Характер дополнительных процедур зависит от вида мошенничества и  ошибки и от степени их влияния  на содержание финансовой отчетности.  
В случае, если мошенничество или ошибка могли быть предупреждены или обнаруженные во время внутреннего контроля, но этого не произошло, аудитор должен пересмотреть свою предыдущую оценку этой системы, степень доверия к ней, расширить объем информации, которая должна быть проверена, применяя дополнительные процедуры.  
Аудитор должен своевременно уведомить об выявлено мошенничество или ошибку руководство заказчика, даже если их потенциальное воздействие незначительное.

Общий план аудита

Важнейшим методологическим принципом аудита является планирование.  
Планирование - это выработка главной стратегии и конкретных подходов к характера, периода, а также времени проведения аудита.  
Аудитору следует разработать и документально оформить общий план аудита, определить в нем сущность ошибок, а затем осуществить аудит по этому плану, разрабатывается настолько подробно, что аудитор имеет возможность благодаря ему подготовить программу аудита. Планирование работы дает возможность уделить должное внимание важнейшим направлениям аудита и способствует более эффективному распределению работы среди проверяющих. Объем аудиторской работы зависит от размеров экономического субъекта, сложности аудита, аудиторского опыта, знания деятельности клиента. Определяя цель проверки, аудитору следует обсудить с клиентом характер, объем и условия работы, выяснить, чего ждет от него клиент, его требования. Затем необходимо ознакомиться с учетной политикой клиента, определить, соответствует ли она стандартам бухгалтерского учета и отчетности, требованиям действующего законодательства, изучить систему внутреннего контроля, отдельные конкретные направления деятельности клиентов. 

Определение целей и процесс  аудиторской выборки

Термин "выборочная проверка" означает использование  аудиторских процедур в отношении  менее чем 100% бухгалтерских проведено  или показателей финансовой отчетности, которые позволяют аудитору получить аудиторские доказательства и, оценив отдельные отобранные данные, распространить действенность этих доказательств на всю совокупность данных. Выборочные методы используют тогда, когда достоверные аудиторские доказательства невозможно получить эффективным способом из других источников. В случаях осуществления длительных финансово-хозяйственных операций удовлетворительное доказательство можно получить из аналитического учета, следовательно, здесь выборочные методы не нужны. Однако такие аналитические шаги не будут эффективными там, где внутренний контроль недостаточен.  
Вопрос об аудиторской выборки тесно связано с такими понятиями аудиторской дела, как аудиторские доказательства, методы поиска аудиторских доказательств, оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля заказчика.  
Выборочная проверка может быть двух видов: на соответствие и по существу. Задача выборочной проверки на соответствие заключается в установлении нарушений норм внутреннего контроля. Такая проверка еще называется атрибутивной. Примером атрибутивной выборки может быть проверка такого элемента внутреннего контроля, как разрешение руководства предприятия на оплату счета-фактуры на покупку материальных ценностей и т. п. Выборочная проверка заключается в измерении нарушений внутреннего контроля. В стоимостном выражении, поэтому ее еще называют количественной.  
Метод выборочной проверки основан на законах теории вероятности, во время контроля можно получить точные данные в целом на основе его относительно малой части. Организация выборочного Исследование предусматривает определение популяции выборки, единиц отбора, методов отбора и единиц обследования, а также объема выборки.  
Популяция - это набор соответствующих элементов, т.е. в аудите это могут быть проведение, статьи, записи, из которых делается выборка.  
Планируя процесс аудиторской выборки, его разбивают на следующие этапы: определение целей, определение совокупности и единицы выборки, установление ограничений, определения размера выборки и методов выполнения плана аудиторской выборки и оценка результатов аудиторской выборки. 

Сущность  аудиторского заключения и отчета

Завершающим этапом аудита является составление  аудиторского заключения, то есть аудитор  оформляет результаты своей проверки в виде заключения и отчета. Аудиторское  заключение - это официальный документ, заверенный подписью и печатью аудитора, аудиторской фирмы, который составляется в установленном порядке и  содержит в себе вывод относительно достоверности отчетности, полноты  и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.  
Заключение аудитора предназначено для широкого круга пользователей, его обнародование является свидетельством того, что годовой бухгалтерский отчет клиента как в целом, так и во всех частях соответствует действующему законодательству РК, правилам ведения бухгалтерского учета и является достоверным.  
Составление аудиторского отчета - процесс довольно сложный. Содержание этого документа зависит от конкретных обстоятельств и результатов исследования хозяйственных операций, его форма в связи с этим может быть произвольным, он не является официальным аудиторским документом, а предназначен исключительно для клиента и может быть обнародован только с его разрешения.  
Аудиторский отчет по объему более расширенный документ, а вывод - сжатый и короткий. В зависимости от цели составления аудиторское заключение может иметь несколько назначений. Прежде всего это содержательный, целенаправленный заключение независимого специалиста об отчете предприятия, вместе с тем вывод является правовым актом, поскольку в определенных законодательством РК случаях лишь отчет дает информацию о результатах работы предприятия, которая может рассматриваться акционерами на своем собрании.  
Результаты аудита оформляются в виде аудиторского заключения, который должен содержать в себе четко изложенное письменное представление о проверенную финансовую отчетность. 

Основные  элементы аудиторского заключения. Аудиторское  заключение состоит из следующих  разделов:  
1. Заголовок.  
2. Раздел, в котором говорится о заказчике аудиторского заключения.  
3. Вводный раздел.  
4. Заключение аудитора о проверенную отчетность.  
5. Дата аудиторского заключения.  
6. Адрес аудиторской фирмы.  
7. Подпись аудиторского заключения.  
Аудиторское заключение составляется в произвольной форме. Заголовок аудиторского заключения содержит запись о том, аудиторскую проверку осуществляет независимый аудитор (аудиторы), и название фирмы или аудитора, который проводил аудит. Это является свидетельством того, что во время аудита не было никаких причин, которые могли бы привести к нарушению принципа независимости проверки. Независимость соображений аудитора - обязательное требование объективности аудиторского исследования. Если это условие нарушено, аудитор не имеет права делать вывод о проверенную отчетность, собранная информация не является достаточной и доказательной.  
В аудиторском заключении должно быть четко определено, кому он адресуется, и потребитель информации, которая указана в аудиторском заключении. В аудиторском заключении необходимо отметить, что ответственность за составление отчетности возлагается на руководство предприятия, которое проверяется, а также указать на ответственность аудитора за аудиторское заключение, который должен быть обоснован по результатам проведенной проверки.  
В аудиторском заключении надо показать масштаб и раскрыть содержание проведенной работы. Этот раздел должен дать уверенность потребителям аудиторского заключения в том, что аудит осуществлен в соответствии с требованиями нормативов и общепринятой практики или согласно требованиям общепринятых стандартов аудита (международных стандартов).  
Аудиторское заключение должно содержать замечания о том, что проверка была спланирована, подготовлена с достаточной уверенностью в том, что отчетность не содержит существенных ошибок. Во время аудиторской проверки аудитор должен оценивать искажения и несоответствия в учетных системах предприятия, их сущность, определить могут ли они настолько изменить отчетность, что это будет влиять на экономические решения ее пользователей.  Сущность зависит от абсолютного размера позиции, или погрешности, оцениваемой аудиторам с учетом конкретных обстоятельств. Аудиторское заключение должно содержать также сведения относительно:  
- Использование аудитором конкретных тестов при проверке информации, подтверждающей цифровой материал, положенный в основу представленной отчетности;  
- Методологии учета, которая использовалась руководством при подготовке отчетности и представления финансовых отчетов в целом;  
Дата аудиторского заключения. Датой аудиторского заключения является день завершения аудиторской проверки. В этот день аудитор обязан доложить о результатах проверки руководству предприятия, которое проверяется. Только после подписания руководством отчетов, которые прилагаются к аудиторского заключения и подтверждения их своей подписью он проставляет дату аудиторского заключения. Адрес аудиторской фирмы. В аудиторском заключении следует указать адрес (местонахождение) аудиторской фирмы или юридический адрес, а также номер и свидетельство .  
Подпись аудиторского заключения. Аудиторское заключение подписывает от имени аудиторской фирмы ее директор или аудитор, который имеет на это соответствующие полномочия.  
Аудиторское заключение рекомендуется подписывать именем аудиторской фирмы, поскольку она несет юридическую ответственность за качество проведенного аудита. Аудиторской палатой в случае некачественного проведения аудиторской проверки аудиторская фирма может быть исключена из Реестра субъекта аудиторской деятельности.  
После подписания аудиторского заключения и вручение экземпляров клиенту аудитор должен предупредить его об ответственности за несвоевременное предоставление аудиторского заключения к налоговой инспекции в случае проведения обязательного аудита.

Виды  аудиторских заключений

Заключение  аудитора может быть положительным, условно-положительным, отрицательным. Аудитор может также отказаться от предоставления заключения. При  этом он излагает свое мнение в отчете другой формы. В трех последних случаях  заключение должно содержать краткое  изложение аргументов, обосновывающих мнению аудитора. В случае необходимости  уточнения этих аргументов возможны ссылки на другие документы, предоставленные  аудитором клиенту, содержащие дополнительную информацию.  
Безусловно положительное заключение составляют в случае, когда, по мнению аудитора, соблюдены следующие условия:  
- Аудитор получил исчерпывающую информацию и пояснения, необходимые для проведения аудита;  
предоставленная информация является достаточной для отражения реального состояния субъекта проверки;  
- Есть адекватные данные по всем вопросам, существенных с точки зрения достоверности и полноты содержания информации;  
- Финансовую документацию составлен в соответствии с принятой субъектом проверки системой бухгалтерского учета, которая отвечает существующим законодательным и нормативным требованиям;  
- Отчетность основывается на достоверных учетных данных, которые не содержат противоречий;  
- Форма отчетности соответствует утвержденной в установленном порядке.  
Безусловно положительное заключение беспрекословно и четко выявляет удовлетворения аудитора состоянием учета и отчетности у субъекта проверки. Безусловно положительное заключение составляется с использованием формулировок "удовлетворяет требованиям", "должным образом составляет, дает достоверное и действительное представление", "достоверно отражает", "находится в соответствии с", "соответствует".  
Если во время проверки у аудитора возникли возражения или сомнения в правильности тех или иных использованных субъектами проверки решений, но аудитору было подано аргументированное и убедительное обоснование этих решений, то в своем заключении аудитор не обязан упоминать эти решения и такая ситуация не меняет положительного заключения. 

Аудитор не может выдать безусловно положительное  заключение в случае возникновения  каких-либо из следующих обстоятельств:  
- Неуверенность (аудитор не может сформулировать мнение);  
- Несогласие (аудитор может сформулировать мысль, но она противоречит данным проверенной финансовой информации).  
Причины неуверенности:  
- Ограничения в объеме аудиторской работы в связи с тем, что аудитор не может получить всю необходимую информацию и пояснения (например, через неудовлетворительное состояние учета), не имеет возможности выполнить все необходимые аудиторские процедуры (например, из-за ограничения во времени);  
- Ситуационные обстоятельства, неуверенность в правильности заключения по данной ситуации (например: спорная ситуация; долгосрочный контракт, долгосрочная программа; много управленческого или технологического решения).  
Причины несогласия:  
- Неприемлемость систем или методов учета;  
- Различия в суждениях относительно соответствия фактов или сумм в финансовой отчетности данного учета;  
- Несогласие со степенью и способом отображения фактов в учете и отчетности;  
- Несоответствие проведения или оформления операций законодательству и другим требованиям.  
Наличие любой степени неуверенности или несогласия является и основанием для отказа от безусловно положительного заключения. Дальнейший выбор вида заключения зависит от степени неуверенности или несогласия: или фундаментальный.  
Неуверенность или несогласие становятся фундаментальными в том случае, если влияние факторов, которые вызвали неуверенность или несогласие, на финансовую информацию такой большой, что может существенно искажать истинное положение дел в целом или в основном. Следует также учитывать совокупный эффект всех неуверенности и несогласия.  
Наличие неуверенности и несогласие дает аудитору основания сформулировать условно положительное заключение с замечаниями. Наличие фундаментальной несогласия является основанием для отрицательного заключения.                                                                                                                                                  Во всех случаях, когда аудитор формулирует вывод, который отличается от безусловно положительного, он должен дать описание всех существенных причин своего суждения (неуверенности и несогласия). Эта информация должна быть кратко изложена в отдельном разделе выводу, который предшествует формулировке заключения, или отказе от заключения.  
Здесь можно сослаться на более детальное освещение указанных моментов в другой документации, которая предоставляется клиенту.  
Если аудитор выдает условно положительное заключение и возражения, связанные с наличием неуверенности, то он формулирует отказ от своего заключения по конкретному вопросу (на основании приведенных ранее аргументов), а в последнем высказывает свое суждение с помощью тех же формулировок, что и для безусловно положительного заключения.  
Если возражения в заключении, связанные с наличием несогласия, аудитор формулирует эту несогласие с конкретных моментов (высказывает свои соображения на основании приведенных ранее аргументов), а при отсутствии этих моментов выражает положительное суждение. Отдельным случаем является ситуация, когда просчеты, отклонения, обнаруженные аудитором в ходе проверки, были устранены до момента составления аудиторского заключения. В этом случае также есть основания для издания условно положительного заключения. Аудитор делает оговорку, что показатели отчетности достоверны с учетом этих отклонений по состоянию на соответствующую дату (которая предшествует дате составления аудиторского заключения).  
Если аудитор на основании приведенных аргументов дает отрицательное заключение, он составляет его с использованием формулировок: "не соответствует требованиям", "перекручивает истинное положение дел", "не дает истинного представления", "не отвечает", "противоречит". Если аудитор отказывается дать свое заключение о отчетность, он указывает на невозможность на основании приведенных аргументов сформулировать заключение о состоянии дел.  
При различных обстоятельствах стандартная форма аудиторского заключения может изменяться. Все изменения стандартного положительного заключения называют отклонением от него. Для описания различных отклонений используются следующие термины:  
- Ограничения;  
- Модификация;  
- Дополнение.                                     Ограничения в заключении указывают тогда, когда поясняются моменты несоответствия аудиторской проверки казахстанским нормативам аудита по причине отсутствия информации или отклонение от принципов учета. Заключение с ограничениями отражает следующие моменты:  
-отзыв об отклонениях от действующих в Украине принципов учета;  
- Отзыв о ограниченный масштаб аудиторских процедур;  
-невозможность предоставления аудиторского заключения в связи с нарушением независимости аудитора;  
-невозможность предоставления аудиторского заключения, который бы подтверждал достоверность отчетности в связи с неадекватность достоверной информации.  
В аудиторском заключении необходимо описать любой недостаток информации, который возник в результате невозможности выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры.  
В основном это невозможность подтвердить дебиторскую задолженность, проверить наличие материальных запасов, получить информацию об инвестициях. Клиент может не разрешить подтверждение важных счетов дебиторской задолженности через рассылку в адрес дебиторов своих запросов. Если эти проблемы можно решить, собрав необходимую информацию с помощью альтернативных процедур, то аудитор обязан это сделать, и в аудиторское заключение не надо вносить ограничений.  
В этом случае создается положительное заключение. Например, дебиторскую задолженность можно проверить с использованием альтернативной процедуры подтверждения платежей, полученных после даты составления отчета.  
Можно провести инвентаризацию материальных ценностей даже после даты составления отчетности предприятия.  
Изложенное свидетельствует о том, что масштаб проверки должна обеспечивать получение достоверной информации о состоянии дел субъекта, который проверяется, дать возможность аудитору сформулировать обоснованный вывод о его реальное финансовое состояние.                                                                                                                  Модификация аудиторского заключения. Аудиторское заключение является модифицированным, если содержит дополнительные пояснения, но в самом выводу об ограничениях речь не идет.  
Как правило, модифицированный аудиторское заключение имеет следующие моменты:  
- Признание или неуверенность в непрерывной деятельности предприятия;  
- Изменения принципов учета в течение периода проверки;  
- Поправки, которые необходимо внести в учете предприятия по результатам аудита;  
- Описание принципов учета, которые отличаются от действующих в Казахстане принципов учета (в положительном заключения);  
- Разъяснение по поводу использования заключений других аудиторов;  
- Пояснения о предыдущих аудиторские выводы. Дополнение к аудиторских заключений. Аудиторское заключение считается настраиваемым, когда, помимо стандартных высказываний, он содержит комментарии к информации, которая не входит в основную отчетность, а именно:  
- Дополнительный параграф, где акцентируется внимание на важной информации;  
- Указания на отсутствие поквартальный данных или отсутствие аналитического учета;  
- Указания на несоответствие прочей информации, которая входит в пакет отчетности, данным проверенных отчетов (несоответствие данных информации в пояснительной записке данным баланса).  
Если существует значительная неясность относительно оценки задолженности по налогам, подписанными контрактами, возможности возврата денежных средств для погашения расходов поставщиков (подрядчиков), исхода судебных процессов, важных обстоятельств и т.п., это необходимо четко и полно разъяснить. Аудиторы должны изложить эти пояснения в конце аудиторского заключения, выделив дополнительный параграф (раздел), чтобы привлечь внимание потребителей аудиторского заключения к существующей неясности. Заключение с этими объяснениями будет положительным. 
 

Особенности аудита учета в  банковской деятельности

Перед началом аудиторской проверки важно  четко определить перечень вопросов, подлежащих проверке. Этот перечень устанавливается  соглашением сторон и может включать как полную проверку всех сторон деятельности банка, так и отдельных его  подразделений. Обращается особое внимание на правильность формирования уставных фондов коммерческих банков. Выполнение требований Национального банка Казахстана относительно правильности формирования уставных фондов. 
Желательно объединить усилия внутреннего и внешнего аудита, с тем чтобы обеспечить правильную оценку состояния работы банков. Аудит банковской деятельности имеет несколько особенностей. Дело в том, что в процессе аудиторских проверок банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности как самой кредитной системы, так и хозяйства, обслуживаемого. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность обследований, объективность и достоверность выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов работы кредитного учреждения.  
Аудит банка - это определение финансового состояния банка на основе проверки правильности составления и подтверждения достоверности баланса, учета прибылей и убытков, анализ состояния учета, соответствия учета и действий банка требованиям действующего законодательства, проверка соблюдения равенства прав акционеров (участников) во время распределения дивидендов, голосование , предоставление прав на приобретение новых акций и т.д. и подготовка заключений для предоставления информации руководству и акционерам банка. Также проверяются правильность расчета коэффициента общей ликвидности, который характеризует, насколько объем текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить за счет всех мобилизованных оборотных активов и другие показатели финансового состояния.  
В процессе аудита коммерческих банков обращается внимание, в частности, на такие вопросы:  
-рациональность организации рабочего места для общения с клиентами, уровень компьютеризации, наличие доступа к документам и штампов;  
-обеспечение хранения и использования печати, штампов и бланков строгой отчетности;  
-с выяснения истинного состояния хранение денег, документов и имущества;  
-полнота и правдивость информации о банковских операциях;  
-достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности и соответствии правил их ведения и составления действующему законодательству;  
- Наличие приказов (распоряжений) по учреждению банка о предоставлении работникам права контрольного подписи расчетных документов и образцов подписей.  
Кроме этого, выполняется такая работа:  
-сверяются остатки аналитического учета с синтетическим по всем балансовыми счетами на дату проверки, по которым ведется дополнительный учет в журналах, книгах и инвентарных карточках;  
-ежемесячно проверяется правильность оформления исправительных ошибочных записей в бухгалтерском учете. Изучается правильность оформления исправительных ордеров. В тексте исправительного ордера нужно указать, когда и каким документом сделано исправительных запись на обороте ордера, который допущены исправительных запись и должность исполнителя. Ежемесячно справка о проверке исправительных ордеров вместе со копий этих ордеров предоставляется главному бухгалтеру для учета ошибок, выяснение причин их возникновения и принятии мер по их устранению;  
- Изучаются операции по вкладам: устанавливается наличие информации о перечне вкладов, которые открываются в национальной и иностранной валютах; правильность принятия, выдачи и зачисление сумм на счета вкладчиков; правильность применения процентной ставки и начисление процентов по сравнению с процентными ставками по депозитам и выданным кредитам;  
-проверяется правильность открытия счетов, проведения операций на текущих счетах, ведение операций по покупке и продаже иностранной валюты, работа пунктов обмена валюты, правильность проведения операций по корсчета "Лоро" и "Ностро";  
- Проверяется соответствие начисления процентных и комиссионных доходов и расходов требованиям Национального банка Казахстана, правильность их отражения в налоговом учете;  
-проверяется порядок выдачи клиентам дубликатов выписок счетов. Их учет ведется в журнале учета бланков дубликатов. Дубликат выдается только по письменному заявлению клиента, в которой указаны причины утраты выписки. На заявлении клиента должно быть разрешение руководства банка на выдачу дубликата. Дубликат выписки подписывается ответственным работником.                                            По окончании проверки, которая выявила нарушения действующих правил проведения операций, во всех случаях аудитор должен тщательно разобраться в характере этих нарушений, установить их причины и срочно принять меры по их устранению.  
Проверяя использование кредитных ресурсов, нужно обращать внимание на состояние уставного капитала, ликвидность баланса, а также соблюдение норм обязательных резервов.  
Особое внимание во время аудита кредитной деятельности уделяется соблюдению экономических нормативов.  
Аудитор должен владеть методикой анализа бухгалтерской отчетности, с тем чтобы делать правильные выводы о кредитной политике банка.  
Коммерческие банки для повышения ликвидности и для защиты интересов вкладчиков, пайщиков, акционеров формируют обязательные фонды. Во время аудита следует рассмотреть полноту создания следующих фондов:  
-фонда обязательных резервов, который создается в соответствующих процентах от объема привлеченных ресурсов (кредиты, полученные от других банков и облагаемые займы в расчет не берутся);  
-фонда страхования депозитов, которая создается с целью предоставления гарантии и обеспечения защиты интересов вкладчиков (формирование этого фонда позволяет коммерческим банкам в случае неплатежеспособности банка компенсировать вклады и депозиты своим клиентам); 
-фонда страхования от банкротства. Этот фонд дает право банкам получать ссуды от НБУ на заполнение временной нехватки ликвидности в установленном размере к фактически сформированной величине данного фонда.  
Государственный надзор НБУ за деятельностью коммерческих банков позволяет им быть более уверенными в своих действиях, а также гарантировать интересы вкладчиков, акционеров и пайщиков.  
Во время аудита бухгалтерского учета надо прежде всего иметь в виду, что учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленных НБУ. Банки, как известно, имеют свой, отделенное от промышленного, план счетов бухгалтерского учета. В аудиторских проверках обращается внимание на правильность составления балансов. Обязательно должны сверяться остатки по счетам аналитического и синтетического учета. Проверяется также соблюдение правил ведения бухгалтерского учета и порядка оформления денежно-расчетных операций, часто выявляются недостатки и небрежности и даже недостоверность баланса.  
Обязательной проверке в ходе аудита подлежит правильность юридического оформления действующих счетов клиентов и обоснованность операций по ним. 

Информация о работе Аудит банковской деятельности