Аудит финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучение института финансовых вложений и теоретических аспектов аудита данной категории (I глава), а так же анализ финансовых вложений организации и составление аудиторского заключения на основании проверки ее финансовых вложений (II глава). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - I главе:
Определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений.
Изучить нормативную базу, регулирующую операции финансовых вложений и непосредственно аудита финансовых вложений.
Изучить теоретический план проведения аудита финансовых вложений

Работа состоит из  1 файл

курсовая аудит1.doс.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

1.3.1. Планирование аудита финансовых вложений.

 

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Планирование, будучи начальным  этапом проведения аудита, состоит  в разработке: аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании аудита аудиторской организации следует  выделять основные его этапы: предварительный, подготовка и составление общего плана аудита, подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию:

- внешних факторах, влияющих  на хозяйственную деятельность  экономического субъекта, отражающих  экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

- внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность  экономического субъекта, связанных  с его индивидуальными особенностями;

- организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

- видах деятельности;

- структуре капитала и курсе акций;

- технологических особенностях;

- уровне рентабельности;

- основных контрагентах  экономического субъекта;

- порядке распределения  прибыли, остающейся в распоряжении  экономического субъекта;

- существовании дочерних  и зависимых организаций;

- системе внутреннего  контроля;

- принципах формирования  оплаты труда персонала.

Основными источниками  информации об экономическом субъекте служат:

1) устав экономического субъекта;

2) документы о регистрации  экономического субъекта;

3) протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

4) документы, регламентирующие  учетную политику;

5) бухгалтерская и  статистическая отчетность;

6) документы планирования  деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

7) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

8) отчеты аудиторов, консультантов;

9) внутрифирменные инструкции;

10) материалы налоговых  проверок;

11) материалы судебных  и арбитражных исков;

12) документы, регламентирующие  производственную и организационную  структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

13) сведения, полученные  из бесед с руководством и  исполнительным персоналом экономического субъекта;

14) информация, полученная  при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта

Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

При разработке общего плана  аудита аудитору необходимо принимать  во внимание:

а) деятельность аудируемого  лица, в том числе:

 - общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

- особенности аудируемого  лица, его деятельности, финансовое  состояние, требования к его  финансовой (бухгалтерской) или иной  отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

- общий уровень компетентности  руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

- учетную политику, принятую  аудируемым лицом, и ее изменения;

- влияние новых нормативных  правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

- планы использования в ходе  аудиторской проверки тестов  средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

- ожидаемые оценки неотъемлемого  риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

- установление уровней существенности  для аудита;

- возможность (в том числе  на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

- выявление сложных областей  бухгалтерского учета, в том  числе таких, где результат  зависит от субъективного суждения  бухгалтера, например, при подготовке  оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

- относительную важность различных  разделов учета для проведения аудита;

- влияние на аудит наличия  компьютерной системы ведения  учета и ее специфических особенностей;

- существование подразделения  внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление  работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

- привлечение других аудиторских  организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

- привлечение экспертов;

- количество территориально обособленных  подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

- количество и квалификацию  специалистов, необходимых для работы  с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

- возможность того, что допущение  о непрерывности деятельности  аудируемого лица может оказаться под вопросом;

- обстоятельства, требующие  особого внимания, например, существование  аффилированных лиц;

- особенности договора  об оказании аудиторских услуг  и требования законодательства;

- срок работы сотрудников  аудитора и их участие в  оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

- форму и сроки подготовки  и представления аудируемому  лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания9.

Аудиторская организация  определяет в общем плане и  роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Разработка программы  проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы. Во второй части курсового проекта будет приведен пример составления плана и программы по аудиту финансовых вложений.

Аудитору следует документально  оформить программу аудита, присвоить  номер (код) каждой проводимой аудиторской  процедуре. Аудиторскую программу  составляют либо в виде программы  тестов средств контроля, либо в  виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств  контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных  для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и  учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу  аудиторской программы, документально  отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления  аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В начале проверки аудиторы должны проанализировать данные первичных  документов и учетных регистров  и выяснить состав финансовых  вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации, предоставленные займы; вклады по договорам простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг.

Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету “депо” и т.д.

При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов. Для проверки стоимости отдельных финансовых вложений (акции, доли в уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договора купли, и т.п.

Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или  простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения в учете разницы  между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списывается на счет 91 “Прочие доходы и расходы”. Сальдо по счету 58 “Финансовые вложения” должно подтверждаться аналитической информацией о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.

Аудиторам следует подтвердить  соответствие метода оценки себестоимости  ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах.  Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т. п. Уменьшение ранее сформированного резерва под обесценение ценных бумаг допускается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва.

Также аудиторам целесообразно самостоятельно инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

 Реквизиты каждой  ценной бумаги сопоставляются  с  данными книг (реестров), хранящихся  в бухгалтерии предприятия. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк, депозитарий и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах годового отчёта.

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудиторской организации необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется в целях:

  • установления объема проверяёмой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;
  • определения перечня аудиторских процедур и методику их применения;
  • определения состава информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности использования выборочных методов контроля.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита»  аудиторская организация должна согласовать с клиентом помещения и места хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, службы внутреннего аудита и т. д.

Информация о работе Аудит финансовых вложений