Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - более полное раскрытие сущности и роли аудита в организации бухгалтерского дела.
Для достижения указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- изучить формирование профессии современного бухгалтера и аудитора;
- рассмотреть законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Формирование профессии современного бухгалтера и аудитора……………..5
2. Законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность…………13
3. Кодекс профессиональной этики аудитора………………………………….…16
4. Характеристика внутреннего аудита, его функции и задачи…………………25
Заключение…………………………………………………………….……………33
Список литературы…………………………………………………………………36
Приложения…………………………………………………………………………38
Пятый период (начало XX столетия — до наших дней), по мнению российских экономистов В.Д. Новодворского и А.Н. Хорина, целесообразно разделить на две основные стадии:
первая стадия (начало — середина XX столетия) характеризуется разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно правового положения самостоятельного хозяйствующего субъекта, отраслевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности;
вторая стадия (с середины XX столетия — до настоящего времени) характеризуется:
- разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений
по извлечению будущих экономических выгод;
- разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
Несмотря на существование общих тенденций в развитии мировой экономики, нельзя не отметить особую роль отдельных государств в становлении бухгалтерского дела. Наглядно это можно проследить на примерах Франции (табл. 1), США (табл. 2) и Великобритании (табл. 3) (приложение 1).
Считается, что первые аудиторы появились в Великобритании, примерно в середине XIX века. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 году, уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Приблизительно в это же время профессия аудитора появилась и в других развитых странах. В частности, во Франции был принят закон об обязательной проверке и оценке балансов акционерных обществ особыми ревизорами, именуемыми «комиссарами по счетам».
Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые различные названия: например, в США профессионалы, занимающиеся аудитом, называются общественными бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами или комиссарами по счетам, в Германии - контролер хозяйства и т.д.
Особенный толчок развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда массовое банкротство акционерных обществ потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчетов со стороны независимых профессионалов. Например, в Германии в 1931 году было принято постановление об обязательной аудиторской проверке отчетов и балансов акционерных обществ. В США в 1934 году была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям (SEC), которая осуществила ряд мер по упорядочению бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор все акционерные общества, зарегистрированные на бирже, должны публиковать свои годовые отчеты не позднее трех месяцев после закрытия финансового года, заверенные профессиональным аудитором.
Корни возникновения аудита в России восходят к петровским временам.
Так, впервые институт аудиторов был введен Петром I в армии для рассмотрения имущественных споров. Вместе с тем из-за отсутствия объективных экономических причин и общественной потребности в аудите в те годы он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит в нашей стране предпринимались в 1888 г. - спустя более 150 лет. К идее аудита возвращались в начале XX века (1907-1912 гг.) и в 1929-1930 гг. Как правило, это было связано с проведением экономических реформ.
Во времена существования в нашей стране плановой экономики, когда широко применялся финансовый контроль и ревизия, само понятие «аудит» в бухгалтерском обиходе отсутствовало.
В настоящее время престиж бухгалтерской профессии резко возрос, о чем свидетельствует увеличение конкурса среди абитуриентов высших экономических и финансовых учебных заведений и повышенный спрос на рынке труда. Число вакансий на должность главного бухгалтера постоянно и неуклонно возрастает с регистрацией новых коммерческих структур. Сегодня главный бухгалтер - самая востребуемая специальность. Им может стать любой бухгалтер, знающий все участки бухгалтерского учета и имеющий смелость взять на себя определенную ответственность [12, с. 205].
Одним из направлений принятой 6 марта 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности является повышение уровня знаний бухгалтера и изменение его роли в управлении экономикой организации.
В условиях рыночной экономики изменились роль и функции бухгалтерской службы. За последние несколько лет появилось большое количество фактов хозяйственной деятельности, отражение которых в бухгалтерской отчетности, а также порядок их ведения в текущем учете не предусматривались. Кроме того, сегодня бухгалтер активно участвует в выработке управленческих решений и выступает экспертом в процессе их принятия.
В новых условиях хозяйствования руководители всех уровней существенное внимание уделяют финансовой обеспеченности производства и перспектив его развития. Понятия «цена капитала», «цена фирмы», «риск», «страхование риска», «обоснование возвратности полученных ранее средств» превратились из абстрактной проблемы в конкретную задачу, которую приходится решать ежедневно.
Профессия аудитора в современном понимании в России реально получила свое развитие не так давно - в 90-е годы XX века. Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно - правовых форм (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.) обусловило возникновение аудиторской деятельности и появление профессии аудитора.
2. Законодательные акты, регулирующие аудиторскую деятельность
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.
Сейчас в отечественном аудите преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй - с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности [20, с. 31].
Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства.
К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2010);
- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп. вступившими в силу 01.01.2011);
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции) (ред. 27.01.2011).
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. 21.06.2007). (приложение 2)
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.
Наиболее целесообразной, по мнению проф. В.И. Осадчей представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности [18, с. 74].
Первый (самый верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Определяет цель и задачи аудита в финансово-экономической системе.
Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся:
1) Федеральные правила (стандарты). Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности для всех субъектов рынка аудиторских услуг.
Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. В настоящее время разработано и принято 23 федеральных правил (стандартов). Вместо неразработанных используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
2) подзаконные нормативные акты, устанавливающие общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (нормативные документы в области лицензирования аудиторской деятельности и аттестации аудиторов). К таким нормативным актам относится Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 (ред. 21.06.2007).
К регулирующим актам третьего уровня относятся:
1) внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности» профессиональные аудиторские объединения, если это предусмотрено их уставами, могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам). При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов);
2) нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита.
3. Кодекс профессиональной этики аудитора
Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика, а функции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (организация).
В октябре 1996 г. Президиум Аудиторской палаты России одобрил кодекс профессиональной этики аудиторов, объединяемых палатой. Он утвержден общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 г.
Кодекс профессиональной этики аудиторов впервые появился в российской истории. Уникальна и необычна сама процедура его применения. Аудиторы обязуются добровольно и добросовестно соблюдать установленные нормы профессионального поведения. Поэтому их нужно не только знать, но и понимать [19, с. 65].
В Кодексе указаны следующие этические нормы:
- общепринятые моральные нормы и принципы
- общественные интересы
- объективность и внимательность аудитора
- профессиональная компетентность аудитора
- конфиденциальная информация клиентов
- налоговые отношения
- плата за профессиональные услуги
- отношения между аудиторами
- отношения сотрудников с аудиторской фирмой
- публична информация и реклам
- несовместимые действия аудитора
- аудиторские услуги в других государствах
Статья 3 (общественные интересы) обязывает аудитора «действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика аудиторских услуг (клиента). Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушение закона либо справедливости, он обязан отказаться от их защиты».
Обязанность аудитора не может ограничиваться удовлетворением интересов клиентов, заказывающих и оплачивающих его услуги. Независимые аудиторы способствуют нормальным взаимоотношениям между коммерческими организациями, поддерживают честность и достоверность бухгалтерской информации, помогая тем самым становлению цивилизованных рыночных отношений, поднимаю планку доверия между субъектами рынка. В статье 4 Кодекса (объективность и внимательность аудитора) содержится требование не допускать личной предвзятости, предрассудков либо давления со стороны, которые могут повредить объективности суждений и заключений аудиторов, понудить их сознательно представить те или иные факты неточно либо предвзято. Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут зависеть от суждений или указаний других лиц.
Информация о работе Аудит и его роль в организации бухгалтерского учета