Аудит и публичность бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и состав отчетности 4
2. Публичность бухгалтерской отчетности 6
3. Необходимость проведения аудита как условие для публикации отчетности. Аудиторское заключение 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Аудиторская деятельность имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны эта деятельность направлена на финансовый контроль в  интересах предпринимателей - акционеров, инвесторов, учредителей и руководителей юридических лиц. Причем эти юридические лица могут быть созданы, как в целях извлечения прибыли, так и не имеющих целью своей деятельности извлечение прибыли. С другой стороны аудиторская деятельность направлена на финансовый контроль в интересах государственных органов, использующих аудиторские заключения в качестве подтверждения отсутствия нарушений законодательства при ведении хозяйственной деятельности, и правильности начисления и уплаты налогов.

Государственный публичный  административный аппарат (в Российской Федерации - это органы исполнительной власти) строится на совокупности органов, осуществляющих государственную публичную  власть. В рамках этого аппарата происходит "разделение труда" по осуществлению государственных задач и функций.

Управление (администрирование) сводится к управляющему воздействию  этой власти (субъекта) на управляемый  элемент (объект), содержанием которого является упорядочение системы (в данном случае осуществления финансово- хозяйственной деятельности и проведения контроля над ней), обеспечении ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Управление реально только тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Управляющее воздействие - прерогатива субъекта управления.

Наряду с публикацией  годовой бухгалтерской отчетности публикуется также аудиторское  заключение, суть которого должна содержать мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности.

Согласно МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности»  основными элементами аудиторского заключения являются:

  1. Название.
  2. Адресат.
  3. Вводный параграф (введение).
  4. Параграф, описывающий объем проверки.
  5. Параграф, в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности.
  6. Дата выдачи аудиторского заключения.
  7. Адрес аудитора.
  8. Подпись аудитора.

В названии стандарта рекомендуется использовать слова «независимый аудитор», чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов других лиц.

Адресат определяется в соответствии с условиями договоренности об аудите и местными нормативными актами. Как правило, заключение адресуется акционерам или совету директоров аудируемого лица.

Введение содержит перечень проверенной отчетности с указанием даты и отчетного периода, упоминание об ответственности руководства за финансовую отчетность и содержащиеся в ней утверждения и обязанности аудитора, заключающейся только в выражении его мнения об этой отчетности на основе проведенной проверки.

В параграфе, описывающем объем проверки, должна быть ссылка на МСА или соответствующие стандарты и нормы и указание на то, что проверка планировалась и проводилась с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Помимо этого, указывается, что проверка включала:

  • анализ доказательств, подтверждающих суммы и сведения, содержащиеся в отчетности;
  • определение применяемых принципов учета;
  • исследование существенных учетных оценок, сделанных руководством;
  • оценку общего представления отчетности.

Заключение также должно содержать подтверждение аудитора относительно того, что проверка предоставляет  достаточные основания для выражения  мнения.

В параграфе, выражающем мнение аудитора, указывается, дает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах достоверное и объективное представление (допускается формулировка «представлена объективно») финансового положения и результатов деятельности проверяемого субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Безусловно-положительное  мнение выражается тогда, когда аудитор считает, что финансовая отчетность представлена объективно во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Заключение считается модифицированным, если оно содержит поясняющий параграф или мнение, отличное от безусловно-положительного. Аудитор должен модифицировать заключение путем включения дополнительного параграфа, если имеется фактор, указывающий на неуместность допущения непрерывности деятельности, или значительная неопределенность, способная в будущем повлиять на финансовую отчетность. Эти факторы не оказывают влияния на мнение аудитора, что должно быть отражено в заключении.

Аудитор не имеет возможности  выразить безусловно-положительное  мнение, если существует одно из нижеследующих  обстоятельств:

  1. ограничение объема аудита;
  2. несогласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, методов ее применения или достаточности раскрытия финансовой информации в отчетности.

Если влияние этих обстоятельств существенно для  финансовой отчетности, то аудитор  выражает отрицательное мнение. Если влияние этих факторов не настолько существенно и глубоко, но безусловно-положительное мнение выразить нельзя, то аудитор выражает условно-положительное мнение.

При существенном ограничении  объема, из-за чего аудитор не может  получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, должен быть составлен отказ от выражения мнения.

Если заключение отлично  от содержащего безусловно-положительное  мнение, то аудитор должен описать  все существенные причины этого  и по возможности дать количественную оценку возможного влияния на финансовую отчетность.

Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.

Составление его влечет ответственность в виде аннулирования  у лицензии на осуществление аудиторской  деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование  квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудиторское заключение датируется числом, соответствующим  дате завершения аудиторской проверки, и не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности. Аудиторское заключение обычно подписывается от имени аудиторской фирмы и лично от имени аудитора. В адресе указываются город и место, где находится офис аудитора, ответственного за проведение проверки.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи итоговая часть может подписываться и скрепляться полностью в отчетности. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим лицам для использования в предпринимательской деятельности.

Аудитор, дающий обязательное заключение, выполняет роль публичного органа, но действует за счет проверяемого лица. Обязательное аудиторское заключение носит признаки публичности, так как его основное назначение состоит в возникновении канала обратной связи в отношениях государства, общества и экономических хозяйствующих субъектов.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в  состав учетной политики входит аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами.

Исходя из ст. 7 «Обязательный  аудит» Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ обязательный аудит - ежегодная  обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит  проводится аудиторскими организациями  и не может проводиться индивидуальными  аудиторами.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудиторская проверка в  области общего аудита носит сейчас не только предпринимательский, но и публичный характер в виде обязательного аудита для определенных категорий экономических субъектов. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы) - официальный документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

При проведении обязательного  аудита аудиторская организация  обязана страховать риск ответственности  за нарушение договора.

Кроме того, по каждому аудиту проводятся повторные оценки, обычно в период 1-2 лет, для анализа мер, предпринятых после окончания программы. Такие исследования оценивают помимо прочего эффективность самих аудиторов.

Итак, на практике нередко  возникает вопрос о том, какое печатное издание является печатном изданием, предназначенным для публикации данных о государственных юридических лиц, какими отличительными особенностями характеризуется такое издание. На этот вопрос отвечает Приказ МНС РФ от 13 августа 2002 г. №БГ-3-09/431 «Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц», в соответствии с которым сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии. Поэтому в случае уменьшения уставного капитала, реорганизации и ликвидации предприятия целесообразно заранее уточнить в регистрирующем органе наименование конкретного печатного издания.

 

 

Заключение

 

В заключении контрольной  работы можно подвести краткий вывод  вышеизученного материала.

Все организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации  обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Под публичностью бухгалтерской  отчетности понимаются донесение содержания бухгалтерской отчетности до ее заинтересованных пользователей путем опубликования  ее в газетах, журналах, брошюрах, буклетах и других специализированных изданиях, а также передача отчетности территориальным органам статистики по месту регистрации организации.

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством.

Из перечня форм годовой отчетности публикации в обязательном порядке подлежат Бухгалтерский баланс (форма № l) и Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Такой подход принят и в международной практике, что позволяет внешним пользователям информации принять обоснованное решение в части вложения капитала в данную компанию.

Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим  собранием акционеров.

Важнейшим средством  оценки «качества» бухгалтерской отчетности перед ее представлением заинтересованным пользователям является аудит.

Аудиторская деятельность имеет ряд специфических особенностей. С одной стороны эта деятельность направлена на финансовый контроль в  интересах предпринимателей - акционеров, инвесторов, учредителей и руководителей юридических лиц. С другой стороны аудиторская деятельность направлена на финансовый контроль в интересах государственных органов, использующих аудиторские заключения в качестве подтверждения отсутствия нарушений законодательства при ведении хозяйственной деятельности, и правильности начисления и уплаты налогов.

Наряду с публикацией  годовой бухгалтерской отчетности публикуется также аудиторское  заключение, суть которого должна содержать  мнение (оценку) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о ее достоверности. На аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.

2. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденные приказом Минфина России от 06.07.99 № 43 н;

3. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 29.07.98 № 34 н;

4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ

от 07.08.2001г.

5.Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

6. МСА 700 «Независимое аудиторское заключение по финансовой отчетности общего назначения»

7. Бухгалтерская отчетность организации / под ред. А.С. Бакаева. – М.: ИПБР – БИНФА, 2006. – 598 с.

8. Аудит: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. Шеремет А.Д., Суйц В.П. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 448 с.

9. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Подольского В.И. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008.-744 с.

Информация о работе Аудит и публичность бухгалтерской отчетности