Аудит как метод исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:04, курсовая работа

Описание

Аудит в странах с развитой рыночной экономикой прошел в своем развитии определенный эволюционный путь.
Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов и отчетов, затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономической деятельности. При этом с целью предупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышение эффективности системы управления предприятием и прежде всего системы его внутреннего контроля, что положительно отразилось на точности учета и достоверности отчетных данных, следовательно тема данной курсовой работы очень актуальна

Содержание

Введение
1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
1.2 Аудит как метод исследования систем управления на примере фирмы "О'Брайн"
2. Аудиторский контроль, содержание, классификация и организация
2.1 Содержание аудиторского контроля
2.2 Функции аудиторского контроля
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

аудит как метод исследования систем управления.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа

по  дисциплине Исследование систем управления

Тема: Аудит как метод исследования систем управления

Содержание

Введение

1. Сущность  аудита, его содержание, цели и  задачи

1.1. Место  аудита в системе контроля. Аудит  и ревизия

1.2 Аудит  как метод исследования систем управления на примере фирмы "О'Брайн"

2. Аудиторский  контроль, содержание, классификация  и организация

2.1 Содержание  аудиторского контроля

2.2 Функции  аудиторского контроля

Заключение

Глоссарий

Список  использованных источников

Приложения

Введение

Аудит в странах с развитой рыночной экономикой прошел в своем развитии определенный эволюционный путь.

Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтверждения достоверности  бухгалтерских документов и отчетов, затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономической деятельности. При этом с целью предупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышение эффективности системы управления предприятием и прежде всего системы его внутреннего контроля, что положительно отразилось на точности учета и достоверности отчетных данных, следовательно тема данной курсовой работы очень актуальна

Целью данной курсовой работы является рассмотреть  аудит как метод исследования систем управления.

Цель  определила следующие задачи:

- изучить  научно-методическую литературу по теме работы;

- исследовать  сущность аудита, его содержание, цели и задачи;

- определить  место аудита в системе контроля;

- рассмотреть  аудит на примере конкретного  предприятия;

- исследовать  содержание, классификацию и организацию аудиторского контроля.

По  цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные  просто для разработки эффективных  решений и достижения желаемого  результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая  в той или иной степени к  его проведению аппарат научного анализа, научной методологии.

Исследования  могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат. Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные.

Стремление  искать и видеть связи является главным  фактором формирования системного мышления, которое весьма необходимо современному менеджеру и без которого немыслим и исследовательский подход к  управлению.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение.

В современном  менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

Таким образом, системный подход обусловил  новые качества аудита, его консультативную  деятельность.

При системном  подходе осуществляется формализация аудиторских процедур, позволяющих оптимизировать проведение проверок, начиная с подготовительной стадии и заканчивая составлением аудиторского заключения. Третий этап развития аудита — это его ориентация на предупреждение возможного риска при проведении проверок или консультаций, недопущение риска.

Особенность риска для аудитора объясняется  не только возможностью утраты репутации  аудитором или аудиторской фирмой и потери клиента, но и большими штрафами в тех случаях, если из-за непорядочности и неправильного заключения аудитора заказчику-клиенту причинен материальный ущерб.

В аудиторской  практике выделяются два основных направления  деятельности: частный аудит и  аудит по закону.

Исследования  могут быть разными.

Необходимо  видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности.

По  цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).

1. Сущность  аудита, его содержание, цели и  задачи

1.1 Место  аудита в системе контроля. Аудит  и ревизия

Контроль - важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта - на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления - на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий [3,с.68].

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Российской Федерации и другими нормативными актами (Приложение В).

В системе государственного финансового контроля имеются специальные  контрольные органы: Счетная палата Российской Федерации, Департамент  государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации.

В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства по налогам и сборам, налоговая полиция, а также Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные  органы и структуры, промышленные и  коммерческие предприятия с государственным  участием, предприятия, организации  и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов.

Контрольные органы государства могут выполнять  свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они  независимы от проверяемых ими организаций  и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы  внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль.

Внутренний контроль создается для упорядоченного и  эффективного ведения дел, обеспечения  соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и  точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

При этом реализация целей управления в системе внутреннего  контроля возложена:

- во-первых, на организационно-технический  механизм (включающий процедуры  контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.);

- во-вторых, на специальные  контрольные подразделения - управления (отделы) внутреннего аудита [7,с.231].

Организация системы  внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта.

В настоящее время  подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному  встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно  внутренний аудит можно разделить  на внутренний аудит акционеров и  внутренний аудит исполнительного руководства.

Первый из них  часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному  руководству и, следовательно, по поручению  собственников, акционеров могут осуществлять в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Хотя аудиторская  деятельность может охватывать все  экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности, основными объектами  аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита - собственность акционеров и инвесторов.

Независимость - необходимое  условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо  шире независимости государственных  контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной  проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными  оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит  и ревизия являются способами  организации контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью, между ними имеется  много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии

1. Цели:

- аудит  - выражение мнения по поводу  достоверности финансовой отчетности;

- ревизия  - выявление недостатков с целью  их устранения и наказания  виновных.

2. Характер:

- аудит  - предпринимательская деятельность;

- ревизия  - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа  взаимоотношений:

- аудит  - добровольное осуществление на  основе договоров;

- ревизия  - принудительное осуществление  по распоряжению вышестоящих  или государственных органов.

4. Управленческие  связи:

- аудит  - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

- ревизия  - вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном  об исполнении.

5. Принцип  оплаты услуг:

- аудит  - платит клиент;

- ревизия  - платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические  задачи:

- аудит  - улучшение финансового положения  клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование  клиента;

- ревизия  - сохранение активов, пресечение  и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

- аудит  - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение  для всех юридических и физических  лиц, органов государственной  власти и управления, органов  местного самоуправления и судебных  органов.

- ревизия  - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

1.2 Аудит  как метод исследования систем  управления на примере фирмы  "О'Брайн"

аудит ревизия проверка риск управление

Фирма "О'Брайн" (США) является компанией  средних размеров по производству сладостей. В течение последних двух лет  она работала без прибыли. Высшее руководство компании чувствовало, что трудности обусловлены плохой работой сбытовых служб. Для того чтобы исправить ситуацию, руководство планировало ввести новую компенсационно-поощрительную систему и принять на работу специалиста по обучению сбытовиков современным методам сбыта продукции. Однако перед реализацией данного плана было решено нанять консультанта по маркетингу для проведения аудита маркетинговой деятельности. Аудитор обнаружил следующее:

1. Продуктовая  линия компании производит в  основном 18 продуктов, главным образом  плитки сладостей. Два ведущих  продукта, составляющие 76% объема продаж, находятся в стадии зрелости. Компания наблюдала за быстроразвивающимся рынком шоколадных сладостей, однако не предприняла еще никаких реальных шагов по освоению этого рынка.

2. Компания  недавно исследовала профиль  своих потребителей. Ее продукцию  прежде всего покупают малообеспеченные и престарелые потребители. Опрошенные оценили продукцию компании "О'Брайен" по сравнению с продукцией ее конкурентов как "среднего качества и немного устаревшую".

3. "О'Брайн"  продает свою продукцию большому  числу оптовых и розничным торговцев сладостями.

Сбытовики компании поддерживают контакты с большим  числом розничных торговцев, советуя  им, как лучше организовать демонстрацию продукции. Компания достигла хороших  результатов по проникновению в  сеть малых розничных торговцев, однако не для всех рыночных сегментов – так, быстроразвивающийся ресторанный сегмент остался неохваченным.

Главными элементами стратегии компании по отношению  к посредникам являются: торговые скидки, эксклюзивные контракты, финансирование запасов.

В то же время "О'Брайен" не достигла заметных успехов в проникновении в другие торговые сети. Ее конкуренты полагаются в большей степени на рекламу для массовых потребителей и сбыт через большие магазины.

4. Бюджет маркетинга  составляет 15% от объема продаж  компании. В то же время эта цифра у конкурентов равняется 20%.

Большая часть бюджета  расходуется на поддержку деятельности сбытовиков, остатки средств вкладываются в рекламу. Стимулирование потребителей используется в ограниченных размерах. Рекламный бюджет в первую очередь расходуется на повторную рекламу основных двух продуктов компании.

Новые продукты разрабатываются  редко, и когда они появляются, то предлагаются розничным торговцам  методом "оказания давления".

5. Подразделения  маркетинга возглавляются вице-президентом по сбыту, которому подчиняются управляющий сбытом, управляющий маркетинговыми исследованиями и управляющий рекламой. В силу прежнего опыта работы вице-президент по сбыту уделяет больше времени деятельности сбытовиков и не обращает внимания на выполнение других функций маркетинга. Сбытовики организованы по территориальному принципу, каждую территориальную группу возглавляет менеджер.

Маркетинговый аудитор  пришел к выводу, что проблемы "О'Брайен" не могут быть решены путем улучшения  работы сбытовиков. Проблемы сбытовиков являются следствием более глубоких недостатков в работе компании.

Информация о работе Аудит как метод исследования систем управления