Аудит как метод исследования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Финансовая деятельность того или иного предприятия отражается в проводимых бухгалтерских отчетах.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы аудита 6
1.1 Возникновение аудита 6
1.2 Сущность, содержание, цели и задачи аудита 8
1.3 Виды аудита 9
2. Исследование системы управления аудитом 14
2.1 Программа аудита в исследовании систем управления 14
2.2 Основные методы и приемы аудита 16
3. Выборочные методы в аудите. Контроль за качеством работы аудиторов 21
3.1 Выборочные методы в аудите 21
3.2 Контроль за качеством работы аудиторов 24
Заключение 27
Глоссарий 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Аудит как метод исследования систем управления.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим подробнее  каждый из методов сбора аудиторских  доказательств.

1. Проверка арифметических  расчетов (пересчет). Пересчет - это  проверка арифметической точности  источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов.

Подсчеты клиента могут  быть правильными или ошибочными. Подсчеты, выполненные на компьютерах, могут быть вновь произведены  с использованием компьютерного  обеспечения с распечаткой данных отклонений от подсчетов клиента для дальнейшего исследования их аудиторами. Но практика показывает, что пересчет в основном осуществляется выборочно.

Пересчет используется для проверки реальности и оценок тех показателей финансовой отчетности, которые являются главным образом результатом подсчетов, например амортизации, страховых резервов, пенсионных обязательств, резервов под сомнительные долги и др. В сочетании с другими процедурами пересчеты также необходимы для сбора информации об оценках всех финансовых показателей.

2. Инвентаризация - это  прием, который позволяет получить  точную информацию о наличии  имущества и обязательств экономического  субъекта и ориентировочную информацию  об их состоянии и стоимости.

Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

Участие в инвентаризации активов клиента или наблюдение за ее проведением позволяет сделать  определенные выводы по всем трем основным направлениям аудиторской проверки.

3. Проверка соблюдения  правил учета отдельных хозяйственных операций. Эта процедура несложна, но также важна для оценки системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета на проверяемом предприятии. Кажущаяся простота операции не означает, что ее следует поручать наименее квалифицированным членам бригады аудиторов. Наоборот, эту процедуру, как правило, ведущий аудитор берет на себя или поручает опытным сотрудникам.

4. Подтверждение. Для  получения информации о реальности  остатков на счетах учета денежных  средств, счетов расчетов, счетов  дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить письменное подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Запросы на подтверждение  рекомендуется готовить в виде документа  от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации

5. Устный опрос. Данный  метод сбора аудиторских доказательств  предоставляет аудитору обширную  информацию для размышления.

Для составления программы  проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также  экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.

К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные  инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.

План и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят, прежде всего, от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.

Каждому направлению  учета присущи совершенно особенные  виды нарушений. Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются  ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчёт. Или, наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.

6. Проверка документов. Широко практикуется получение  информации посредством проверки  документов, подготовленных независимыми  сторонами и клиентом.

Проверка документов заключается в том, что аудитор  должен убедиться в реальности первичного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

7. Прослеживание (трассирование)  осуществляется в противоположном  направлении. Аудитор отбирает  первичный документ и проверяет  системы учета и контроля, чтобы  найти заключительную бухгалтерскую  запись операции. С помощью прослеживания  аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность того, что некоторые события не отражены в первичной документации и системе учета.

8. Аналитические процедуры.  Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.

Типичными видами аналитических  процедур являются:

сопоставление остатков по счетам за различные периоды;

сопоставление показателей  бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;

оценка соотношения  между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными  предыдущих периодов;

сопоставление финансовых показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями соответствующей  отрасли экономики;

сопоставление финансовой и нефинансовой информации (сведений о деятельности экономического субъекта, не отражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).

Таким образом, аудиторская  программа состоит из процедур различных  видов, и аналитические процедуры занимают в ней важное место.

9. Подготовка альтернативного  баланса. Для получения доказательств  о реальности и полноте отражения  в учете готовой продукции  (выполненных работ, оказанных  услуг) аудиторская организация  может составить баланс из  расходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет  аудиторской организации выявить  отклонения от нормативного расхода  сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

 

 

 

3Выборочные методы в аудите. Контроль за качеством работы  аудиторов

3.1 Выборочные методы в аудите

На основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита в общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита - сплошной или выборочный. В случае принятия решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Аудиторская выборка".

Аудиторская выборка  представляет собой в широком  смысле: способ проведения аудиторской  проверки, при котором аудитор  проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности; в узком смысле: перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.

Выборочная проверка требует некоторого теоретического осмысления.

Рассмотрим основные термины, связанные с осуществлением выборочной проверки.

Генеральная (проверяемая) совокупность - совокупность всех проверяемых на данном участке аудита элементов документации бухгалтерского учета или объектов проверки.

Представительность (репрезентативность) выборки - свойство некоторой аудиторской  выборки дать возможность аудитору сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей проверяемой совокупности. Аудиторская выборка, не отвечающая этому свойству, называется непредставительной.

Объем выборки - количество единиц, отбираемых аудитором из проверяемой  совокупности.

Распространение результатов  выборки - действие аудитора, заключающееся  в перенесении надлежащим образом  выводов, полученных по результатам  проверки аудиторской выборки, на всю проверяемую совокупность.

Обычно выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной, т.е. все элементы изучаемой (проверяемой) совокупности должны иметь равную вероятность  быть отобранными в выборку.

Различают статистический и нестатистический методы выборочной проверки.

При использовании статистического  метода выборка осуществляется произвольно (случайно), без проявления предпочтительности к тем или иным элементам. В  этом случае к выборке могут быть применены определенные процедуры, базирующиеся на теории вероятностей.

При использовании нестатистического  метода выборка может быть как  случайной, так и неслучайной (например, каждая сотая запись в учете), но дальнейшая обработка выборки с  применением теории вероятностей не производится.

Риск неэффективности выборки зависит от количества элементов в выборке из генеральной совокупности, причем в обратно пропорциональной зависимости.

Различают два вида выборочных проверок в аудите:

выборочные проверки для тестирования СВК - проверки по качественным признакам;

выборочные проверки оборотов и сальдо по счетам - проверки по количественным, стоимостным признакам.

Генеральная совокупность и выборка из нее должны соответствовать  конкретным (контрольным) направлениям проверки. Такие направления при  тестировании процедур внутреннего контроля, безусловно, должны учитывать его основные направления, о которых упоминалось ранее.

Объем выборочных проверок и их направления устанавливаются  аудитором в каждом конкретном случае в зависимости от опыта и интуиции.

При определении объема (размера) выборки аудитор должен установить риск выборки, допустимую и ожидаемые ошибки.

Риск выборки (РВ) имеет  место как при тестировании средств  системы контроля, так и при  проведении детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. В аудиторской практике различают риски первого и второго рода для тестов системы контроля и проверки верности оборотов и сальдо по счетам.

1. При тестировании  средств контроля.

риск первого рода - риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как в действительности система надежна;

риск второго рода - риск принять неверную гипотезу, когда  результат выборки свидетельствует  о надежности системы контроля, в то время как СВК не обладает необходимой надежностью.

2. При тестировании  оборотов и сальдо по счетам:

риск первого рода - риск отклонить верную гипотезу, когда  результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность содержит существенную ошибку, в то время как совокупность свободна от такой ошибки;

риск второго рода - риск принять неверную гипотезу, когда  результат выборки свидетельствует, что проверяемая совокупность не содержит существенной ошибки, в то время как совокупность содержит существенную ошибку.

Риск отклонения верной гипотезы требует проведения дополнительной работы со стороны аудиторской организации  или клиента, в учете которого в результате проведенной выборки  была обнаружена ошибка. Риск принятия неверной гипотезы ставит под сомнение сами результаты работы аудиторской организации. Размер выборки определяется величиной ошибки, которую аудитор считает допустимой.

Допустимая ошибка выборки - максимальное значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском учете и отчетности экономического субъекта, обнаруженной аудитором в ходе аудиторской выборки, в пределах которой аудитор все еще может сделать вывод о достоверности в целом данных, подлежащих проверке в ходе этой выборки. Чем меньше размер допустимой ошибки, тем больше должен быть объем аудиторской выборки.

Ожидаемая ошибка выборки - примерное, субъективно оцениваемое  значение ошибки (ошибок) в бухгалтерском  учете или отчетности экономического субъекта, которое аудитор до начала проведения аудиторской выборки  предполагает обнаружить в ходе ее проведения.

При оценке результатов  выборки аудиторская организация  обязана:

анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

распространить результаты, полученные по выборке, на всю проверяемую  совокупность;

Информация о работе Аудит как метод исследования систем управления