Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических вопросов аудита нематериальных активов, приобретение практических навыков работы с бухгалтерскими документами, а также приобретение навыков оформления аудиторского заключения.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы и нормативно-правовую базу, регулирующую аудиторскую деятельность нематериальных активов;
2. Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций, первичные документы, регистры и формы бухгалтерской отчетности;
3. Составить план и программу аудита, провести аудиторские расчеты;
4. Составить аудиторское заключение.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Аудит нематериальных активов………………………………………..….5
1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая аудиторскую деятельность и этапы процедур аудита нематериальных активов……………………...….5
1.2. Документальное оформление нематериальных активов…………….…8
1.3. Методы сбора аудиторских доказательств при проведении аудита нематериальных активов и выявление типичных ошибок…………..…….13
2. Практическая часть………………………………………………...……..18
2.1. Задание на практическую работу…………………………….…….…18
2.2. Бухгалтерский учет в ООО «ТНК» за октябрь-декабрь 2011 г……..22
2.3. Аудиторская проверка ООО «ТНК»……………………………….…31
Список использованной литературы………………………………………...…47
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский Государственный Университет Путей Сообщения
(УрГУПС)
Кафедра экономики транспорта
Курсовая работа
по дисциплине: «Аудит»
на тему: «Аудит нематериальных активов»
Вариант 14
Проверила: Золотарева Н.В. Выполнила: студентка гр. Б-517
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая аудиторскую деятельность и этапы процедур аудита нематериальных активов……………………...….5
1.2. Документальное оформление нематериальных активов…………….…8
1.3. Методы сбора аудиторских
доказательств при проведении
аудита нематериальных активов
и выявление типичных ошибок………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Приложения……………………………………………………
Введение
Важное значение в аудиторской деятельности имеет изучение и оценка финансового состояния и платежеспособности экономического субъекта. Проводя обязательный аудит бухгалтерской отчетности, аудиторская фирма обязана проверить его финансовое состояние и дать оценку платежеспособности, аргументируя целым рядом показателей, подтверждающих выводы аудитора.
Информация, полученная в процессе исследования важна, как для руководителей проверяемого субъекта, так и для третьих лиц, которые будут пользоваться аудиторским заключением.
При проведении аудита финансового
состояния необходимо выявить признаки
возможности прекращения
Анализ и аудит финансового состояния и платежеспособности должен проводиться также в процессе внутреннего аудита с целью выработки тактики действий для специалистов.
С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид средств, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы - нематериальные активы
В последнее время
в имуществе хозяйствующих
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо знать резервы повышения эффективности использования нематериальных активов.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических вопросов аудита нематериальных активов, приобретение практических навыков работы с бухгалтерскими документами, а также приобретение навыков оформления аудиторского заключения.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы и нормативно-правовую базу, регулирующую аудиторскую деятельность нематериальных активов;
2. Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций, первичные документы, регистры и формы бухгалтерской отчетности;
3. Составить план и программу аудита, провести аудиторские расчеты;
4. Составить аудиторское заключение.
В ходе выполнения работы были использованы: нормативно-правовая база, регулирующая порядок бухгалтерского учета и аудита, учебно-методическая литература, а также исходные данные согласно заданию.
1. Аудит нематериальных активов
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая аудиторскую деятельность и этапы процедур аудита нематериальных активов.
Основные нормативные документы, регулирующие порядок учета нематериальных активов (НМА):
1. Положение по ведению
бухгалтерского учета и
2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;
3. Положение по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская
4. Приказ Минфина России от 22.07.2003 №67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
5. План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ.
7. Федеральные правила
(стандарты) аудиторской
Источниками информации выступают формы бухгалтерской отчетности, применяемые предприятиями и организациями.
Помимо форм отчетности к источникам информации также относятся: Положение об учетной политике предприятия, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, разработочные таблицы, бухгалтерские справки и так далее.
Программа проведения аудита включает в себя следующие этапы:
1. Ознакомительный этап.
Анализируется состав
Для этого аудитор изучает данные первичного учета, а также бухгалтерские регистры и подтверждает обоснованность классификации объекта в качестве нематериального актива. Значительное внимание следует уделить анализу договоров, патентов, свидетельств о регистрации права собственности и других документов, подтверждающих право собственности организации на нематериальные активы. Кроме того, объекты, учтенные в качестве нематериальных активов, должны соответствовать требованиям п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). На этом этапе выясняется, учитываются ли в составе бухгалтерского счета 04 активы, не являющиеся нематериальными.
Далее аудитор проверяет документальное оформление учета нематериальных активов, в частности использование унифицированных форм учета, правильность оформления первичных документов при их принятии к учету.
Во время проверки
оценивается организация
2. Аудит учета поступления
(создания) нематериального актива.
Нематериальные активы
Аудитор рассматривает
своевременность постановки на учет
нематериальных активов и правильность
методологии произведенных
3. Аудит учета начисления
амортизации нематериального
- на соблюдение учетной политики организации в части начисления амортизации (способы начисления должны соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства);
- правильность установления срока полезного использования и определения нормы амортизации;
- достоверность расчета сумм амортизационных отчислений.
4. Аудит выбытия нематериальных
активов. Во время аудита
5. Аудит налогообложения
операций, связанных с нематериальными
активами. Налоговый учет нематериальных
активов может отличаться от
бухгалтерского. Для выявления налоговых
рисков аудитор изучает
1.2 Документальное
оформление нематериальных
Для документального оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения нематериальных активов, и выполнения задач бухгалтерского учета НМА в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.
Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание объектов НМА.
Учет нематериальных активов осуществляется по их видам и отдельным объектам.
Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и тому подобное. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использования для управленческих нужд организации.
Помимо документа, подтверждающего существование самого нематериального актива, в бухгалтерском учете на каждый инвентарный объект НМА должна оформляться соответствующая первичная документация.
Для учета операций по движению нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций по мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляются на основании акта приемки в состав нематериальных активов.
Один из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с подтверждающей документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает карточку учета нематериальных активов.
Карточка учета нематериальных активов применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в организацию. В данной карточке указываются все основные показатели и характеристики принимаемого на учет объекта нематериальных активов. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый инвентарный объект.