Аудит оценочных значений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:47, реферат

Описание

Под оценочными значениями понимают приблизительно определенные или рассчитанные аудируемым лицом значения некоторых показателей в отсутствие точных способов их определения.
Ответственность за подготовку оценочных значений, внесенных в бухгалтерскую отчетность, несет руководство аудируемого лица. Эти оценочные значения рассчитываются в условиях неопределенности относительно событий, которые имели место в прошлом или с некоторой вероятностью произойдут в будущем, и требуют использования субъективного профессионального суждения. В случае использования при подготовке бухгалтерской отчетности оценочных значений риск существенных искажений в такой отчетности возрастает.
Во многих случаях оценочные значения выводятся с помощью формул и коэффициентов, основанных на полученном опыте.

Работа состоит из  1 файл

аудит.docx

— 29.63 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по курсу: «Международные стандарты аудита»

на тему: «Аудит оценочных значений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформирование бухгалтерского учета в России направлено на формирование качественной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности хозяйствующих субъектов. Качество учетной и отчетной информации определяется ее своевременностью и полезностью  для принятия управленческих решений, что в значительной степени зависит  от объективной оценки стоимости  активов и обязательств. В российской учетной практике многие статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности вследствие неопределенностей, свойственных деятельности хозяйствующих  субъектов, не оцениваются по справедливой стоимости, хотя такая оценка в международных  стандартах финансовой отчетности (МСФО) считается предпочтительной. В последние  годы для обеспечения достоверности  информации статей активов отечественной  отчетности, их отражения по текущим (рыночным) ценам признано целесообразным формировать оценочные резервы в качестве составной части финансовых резервов.

Необходимость выработки  современных решений в области  экономического содержания, классификации, порядка признания оценочных  резервов, регулирования последствий рисков снижения стоимости активов трудно переоценить. Однако указанным вопросам, а также методике аудита оценочных резервов, формированию учетной информации о наличии, использовании и восстановлении рассматриваемых резервов, исследованию их влияния на показатели финансового состояния хозяйствующего субъекта в специальной литературе и на практике в настоящее время не уделяется должного внимания. Более того, хотя российскими и международными стандартами аудиторской деятельности предусмотрено регулирование аудита оценочных значений, в составе которых выделяются оценочные резервы, методика аудита последних представлена лишь общими требованиями и рекомендациями. Поэтому актуальность совершенствования и дальнейшего развития аудита оценочных резервов представляется очевидной.

 

 

 

 

Аудит оценочных резервов предприятия

В настоящее время в  специальной литературе по аудиту практически  не представлены систематизированные  методики аудита оценочных резервов, имеющиеся разработки в этой области  не являются комплексными. В составе  российских федеральных и международных  стандартов аудиторской деятельности существуют специализированные правила  по аудиту оценочных значений, к  которым отнесены оценочные резервы - МСА № 540 «Аудит оценочных значений» является одним из международных стандартов аудита. Международному стандарту № 540 соответствует российское Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 21 «Особенности аудита оценочных значений».

Оценочными значениями являются приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения. Оценочные значения рассчитываются, как правило, в условиях неопределенности исхода событий, которые имели место в прошлом или с некоторой вероятностью произойдут в будущем.

С 2011 года все организации (за исключением кредитных организаций  и государственных (муниципальных) учреждений)) обязаны в бухгалтерском  учете формировать следующие оценочные резервы:

  1. резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ);
  2. резерв под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,  ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»);
  3. резерв под обесценивание финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»).

 

 Кроме того, в текущем году компании (за исключением кредитных организаций  и субъектов малого предпринимательства, не являющихся эмитентами публично размещаемых  ценных бумаг) обязаны в бухгалтерском  учете формировать другие оценочные значения (ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»), в том числе:

    • на предстоящую оплату отпусков работникам;
    • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или вознаграждения  по итогам работы за год;
    • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
    • на предстоящую реструктуризацию деятельности организацию и т.д.

Необходимо отметить, что  если размер предстоящих затрат оценить  невозможно или сам факт их вызывает сомнения, формировать оценочные  значения не нужно. Так, например, нет  оснований создавать оценочное  обязательство в отношении предстоящих  расходов на ремонт основных средств  или предметов проката.

Задачи аудита оценочных  резервов, определяемые в соответствии с целями аудиторской деятельности, состоят в выражении мнения аудитора по результатам:

    • проверки достоверности показателей оценочных резервов в бухгалтерском учете и в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц;
    • проверки соблюдения нормативных актов при формировании оценочных резервов и осуществлении операций с ними;
    • анализа и выбора способов образования оценочных резервов, определения существенности резервируемых сумм, их влияния на показатели финансового состояния организации.

По результатам аудита оценочных резервов аудитор должен выразить мнение в отношении  правильности отражения рассматриваемых объектов в учете и отчетности, дать заключение о соблюдении аудируемым лицом требований нормативных актов при формировании оценочных резервов, осуществлении хозяйственных операций с ними, установить целесообразность создания резервов различных видов, их влияние не только на оценку активов, но и на финансовое состояние организации, сформулировать руководству аудируемой организации рекомендации по созданию рациональной системы резервирования.

К объектам аудита относятся  группы, подгруппы и виды оценочных  резервов, а также хозяйственные  операции, связанные с их формированием и использованием, корректировкой и восстановлением оценочных резервов.

Информационная база аудита оценочных резервов включает внутреннюю и внешнюю информацию аудируемого лица, а также нормативные акты.

К нормативным актам, регулирующим порядок формирования и использования  оценочных резервов, следует отнести:

    • НК РФ,
    • Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ,
    • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,
    • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»,
    • ПБУ 10/99 «Расходы организации»,
    • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,
    • ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»,
    • рекомендации и иные документы Минфина России.

Перечень включаемых в  программу аудита аудиторских процедур, направленных на получение  аудиторских доказательств искажений в бухгалтерском учете и в финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяется:

  • особенностями проверяемых резервов и операций с ними;
  • критериями достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • составом доступной аудитору информации;
  • методами аудиторской деятельности.

При формировании процедур аудита оценочных резервов следует  воспользоваться основными положениями  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности: № 5 «Аудиторские доказательства», № 20 «Аналитические процедуры», № 21 «Особенности аудита оценочных значений», № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации», и др.

Программой аудита оценочных  резервов следует предусмотреть  процедуры проверки:

  1. наличия приказа руководителя организации о создании оценочных резервов;
  2. отражения в приказе об учетной политике организации положения о создании оценочного резерва и порядка его формирования;
  3. оформления первичных документов – оснований для исчисления и использования зарезервированных сумм;
  4. отражения операций с резервами на счетах бухгалтерского учета;
  5. заполнения регистров синтетического и аналитического учета оценочных резервов;
  6. инвентаризации оценочных резервов, соблюдения сроков, порядка ее проведения и оформления;
  7. отражения оценочных резервов в отчетности организации;
  8. соответствия информации первичных документов, учетных регистров и отчетности;
  9. трансформации статей российской отчетности к требованиям МСФО.

Для реализации аудиторских процедур при наличии положений нормативных актов, регулирующих оценочные резервы, следует использовать метод нормативной проверки. Процедуры нормативной проверки ориентированы на установление фактов несоблюдения требований, содержащихся в нормативных актах, при выполнении операций, в бухгалтерском учете и обобщении информации в бухгалтерской отчетности.

Важную роль играют также  встречная и арифметическая проверки (пересчет), которые позволяют удостовериться в соблюдении предпосылок возникновения  и существования, полноты, точности, представления и раскрытия информации.

В аудите оценочных резервов большое значение имеют аналитические  процедуры, в том числе оценка влияния способов формирования оценочных  резервов на показатели финансового  состояния организации, выбор состава  и способов создания оценочных резервов, определение существенности информации. При аудите оценочных резервов данные процедуры способствуют обоснованной оценке активов в финансовой (бухгалтерской) отчетности. При осуществлении аналитических  процедур необходимо рассмотреть, принимаются ли во внимание последующие операции и события, оказывающие влияние на стоимость активов, выполняются ли допущения, принимаемые при расчете величины оценочного резерва, и др.

Направления проверки оценочных резервов при необходимости следует детализировать по объектам резервирования.

Так при проверке обоснованности создания оценочных резервов обращают внимание на следующие моменты:

  1. резервы по сомнительным долгам:
    • - порядок включения в состав внереализационных расходов;
    • - правильность проведения и выведения итогов инвентаризации резервов,
    • - обоснованность размеров создаваемого резерва,
    • - соблюдение ограничений по размеру резерва,
    • - соблюдение целевого назначения средств резерва,
    • - правильность отражения остатка резерва на конец отчетного периода.
  1. резервы под обесценение финансовых вложений:
    • - обоснованность формирования резерва по финансовым вложениям, по которым не определяется их рыночная стоимость;
    • - правильность и законность корректировок суммы резерва;
    • - полнота раскрытия информации о резерве в бухгалтерской отчетности.
  1. резервы под снижение стоимости материальных ценностей:
    • - наличие и правомерность документов, подтверждающих рыночные цены на материальные ценности;
    • - соотношение фактических и рыночных цен;
    • - организация аналитического учета по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
    • - правильность отражения сальдо по счету 14 на конец отчетного периода.

Оценка аудиторского риска, аудиторской выборки, определение  подлежащих выполнению процедур и варианта аудиторского заключения о достоверности  статей финансовой (бухгалтерской) отчетности зависит от уровня существенности информации и ее искажений. Сравнение значений показателей оценки финансового состояния организации до и после формирования оценочных резервов дает возможность аудитору высказать обоснованное профессиональное суждение о существенности информации и ее искажений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под оценочными значениями понимают приблизительно определенные или рассчитанные аудируемым лицом значения некоторых показателей в отсутствие точных способов их определения.

Информация о работе Аудит оценочных значений