Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:28, контрольная работа
Субъект хозяйствования вправе параллельно применять несколько форм и систем расчетов с покупателями и заказчиками (наличный безналичный расчет, расчеты по полной предоплате и расчеты с частичной предоплатой и пр.), периодически изменять и комбинировать их и т.д. Данный вид расчетов традиционно находится в сфере внимания многочисленных контролирующих органов; наконец ошибки в учетных операциях по расчетам с покупателями и заказчиками способны вызвать крайне негативные финансовые эффекты для предприятия (задержка в поступлении средств способна привести к сбоям в системе финансирования собственной деятельности) и т.д.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Суть и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками…...4
2. План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………………...8
3. Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств……13
Заключение………………………………………………………..………18
Список литературы…………………………………………………….…19
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.
Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с покупателями заказчиками, операций по реализации продукции, товаров, работ, услуг (Приложение 2) представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
- заключены ли договора купли-продажи продукции;
- реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 36;
- соответствие записей аналитического учета по счету 36 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разделить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа должна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы достаточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли).
Аудиторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области правовых и экономических основ операций по реализации продукции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского учета, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случаях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты.
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделении рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руководства целесообразно возлагать на старших аудиторов.
Таким образом, планирование аудита – очень важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения. Планирование включает также оценку системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности и риска аудита.
4. Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств
Рассмотрим методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками. При проверке расчетов с покупателями устанавливают, включены ли договора поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся на счету бухгалтерского учета «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.
Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают организации-кредиторы организациям-дебиторам. Данную выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью предприятие-дебитор возвращает предприятию-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели не являются иногородними, при проведении инвентаризации расчетов составляется акт сверки расчетов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.
При расчетах с покупателями и заказчиками аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.
В заключение контроля расчетов с покупателями и заказчиками проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет не только выявить ошибки в учетном отражении расчетных операций, но и вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия допущенных злоупотреблений.
В бухгалтерском учете расчеты с покупателями и заказчиками отражаются на счету 36 по следующим субсчетам: 361 – расчеты с отечественными покупателями и заказчиками, 362 – расчеты с иностранными покупателями и заказчиками.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками неизменно связан с проверкой дебиторской задолженности. Аудиторская фирма делает обзор дебиторской задолженности с крупными и необычными суммами. Типичными индивидуальными счетами дебиторов, заслуживающими особого внимания, являются крупные обороты и счета, не оплаченные в течение длительного времени, счет дебиторов от дочерних компаний, официальных лиц, директоров и т.п., а также кредитовые сальдо. Аудитор должен сделать обзор списка счетов (пробный баланс по времени) на дату баланса, чтобы определить, какие счета должны далее рассматриваться по существу.
Большая часть проверок дебиторской задолженности и допустимого предела непогашенных счетов основана на пробном балансе по времени. Это список оборотов и сальдо в аналитическом учете дебиторской задолженности на дату баланса. Он включает индивидуальные итоговые непогашенные сальдо и разбивку каждого оборота по времени, прошедшему между датой реализации и датой баланса.
Рис. 1. Методика разработки тестов статей балансов для дебиторской задолженности покупателей и заказчиков
Самым важным тестом статей балансов для определения реальности учтенной дебиторской задолженности является подтверждение сальдо расчетов с покупателями и заказчиками. В тех случаях, когда покупатели и заказчики отказываются от сотрудничества, аудиторы также просматривают сопутствующие документы для контроля отгрузки товаров и свидетельства о последующих денежных поступлениях. Они определяют, действительно ли эти счета были погашены. Обычно аудиторы не проверяют транспортные документы или свидетельства последующих денежных поступлений для счетов из подтвержденной выборки, но эти документы широко используются как альтернативные свидетельства, если нет ответа от заказчика.
Трудно проверять сальдо счетов, не входящие в пробный баланс по времени, кроме как полагаясь на самобалансирующуюся природу аналитического учета. Например, если клиент решил исключить счет дебитора из пробного баланса, чтобы обмануть аудитора, то единственным вероятным способом обнаружения этого будет подытоживание данных пробного баланса дебиторской задолженности и сверка результатов со счетом в Главной книге.
Принадлежность дебиторской задолженности практически не вызывает проблем при аудите, так как счета дебиторов, по большей части, принадлежат покупателям и заказчикам клиента, но в некоторых случаях часть дебиторской задолженности может быть «перепродана» или «продана со скидкой». Обычно покупатели и заказчики клиента не осведомлены о существовании операций по перепродажам, следовательно, подтверждение дебиторской задолженности не выявит этого. Обзор протоколов, обсуждения с клиентом, подтверждения банками и просмотр переписки, как правило, достаточны для обнаружения случаев отсутствия владельцев у дебиторской задолженности.
Подтверждение общей стоимости по счетам, отобранным для пробного баланса – это наиболее распространенный тест его итога для оценки дебиторской задолженности. Когда покупатели и заказчики не реагируют на запросы о подтверждении, аудитор просматривает сопутствующие документы так же, как это описывалось в отношении цели действительности. Тесты дебиторов и кредиторов по сальдо индивидуальных покупателей и заказчиков выполняются путем просмотра сопутствующей документации по отгрузке и получению выручки.
Вторая часть оценки дебиторской задолженности – определение реализационной стоимости непогашенной задолженности, т.е. суммы, которая может быть получена в конечном счете. Оценка клиентом итоговой суммы, которая не может быть погашена, называется «допустимым пределом непогашенных счетов». Но аудитору необходимо оценить, учитывая все доступные факты, обоснован ли такой допустимый предел. Отправная точка для оценки допустимого предела – обзор результатов тестирования системы внутрихозяйственного контроля, которые имеют отношение к кредитной политике клиента.
Обычно относительно легко оценить корреспонденцию счетов дебиторов путем составления пробного баланса по времени в части дебиторской задолженности и т.п. Если кредиторская задолженность или счета, которые не должны классифицироваться как текущий актив, включены вместе «нормальными» счетами, то они также должны быть отделены. Наконец, если кредитовые сальдо по счетам дебиторов существенны, уместно отразить их в балансе как кредиторскую задолженность.
При определении обоснованности распределения необходима трехшаговая аудиторская процедура: первое – выбрать подходящие критерии распределения; второе – оценить действенность контрольных моментов у клиента, гарантирующую обоснованность распределения; третье – протестировать обоснованность распределения.
Заключение
Контрольная работа выполнена на тему «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками».
Выбор темы был обусловлен ее актуальностью, которая заключается в том, что расчетные операции являются одним из важнейших объектов бухгалтерского учета на предприятии. Они ведутся каждой организацией независимо от формы собственности, наличия основных средств и т.д.
Операции расчетов с покупателями и заказчиками многочисленны, периодичность их высока, нормативно-правовая база регулируемого учета данных операций обширна и динамична. Расчетные операции между юридическими и физическими лицами оформляется многочисленными документами, к порядку составления многих из них предъявляются очень строгие требования.
Информация о работе Аудит расчета с покупателями и заказчиками