Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 20:55, реферат

Описание

Целью работы является изучение особенностей проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и покупателями и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность исследуемого предприятия. Выявить положительные стороны, а также недостатки расчетных операций, сделать рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями для улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение 4
1. Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями 6
2. Подготовка и планирование аудиторской проверки 9
3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями 13
4. Аудит состояния расчетов с поставщиками 16
5.Аудит состояния расчетов с покупателями 20
6. Совершенствование аудита расчетов с использованием компьютера 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 31

Работа состоит из  1 файл

Аудит расчетов споставщиками.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

      Аудитору  необходимо также проверить полноту  и правильность регистрации исходных данных в компьютерной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимые данные, содержащиеся в первичных документах, включены в систему обработки. Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по форме соответствуют принятым в системе электронной обработки данных обозначениям и терминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции или факте хозяйственной деятельности и способе ее обработки.

      Также аудитор должен оценить возможности  системы компьютерной обработки данных в части:

    • гибкого реагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения;
    • формирования бухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;
    • осуществления аналитических процедур;
    • расширения функций компьютерной системы.

      Аудитор должен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютерной обработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование, или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно.

      При проведении аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями в системе компьютерной обработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе все необходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовые ордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все ли документы отмечаются в журналах регистрации и т.д.

 

      Заключение

 

      При написании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.

      При подготовке и планировании аудиторской  проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.

      Инвентаризация  расчетов заключается в выявлении  по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу УКРАЇНИ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия. 

 

       Список использованных источников

 
  1. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: издательство «Дело и сервис», 1998 г. – 464 с.
  2. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 1994.
  3. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  4. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — Москва, 1998.
  5. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. – М.: Экзалин 1999г.
  6. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. Эффективное пособие по практическому аудиту. — Москва-Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2000 г.
  7. Гражданский кодекс УКРАЇНИ.
  8. Данилевский Ю.А. Аудиторская проверка правильности отнесения затрат на производство и реализацию продукции// Главбух № 11, 1997.
  9. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: "Приор", 1997.
  10. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту . М., «Инфра-М», 1996.
  11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 1998.
  12. Овсийчук М.Ф. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями //Аудитор 1997 №3 стр. 23-28
  13. Петров А.М. Внутренний аудит расчетов с дебиторами //Аудитор 2001 №9 стр. 21-24
  14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению
  15. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 // Приказ Минфина УКРАЇНИ от 09.12.98 г. №60-н.
  16. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина УКРАЇНИ № 34-н от 29.07.98 г.).
  17. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ЮНИТИ, 1997.
  18. Скобара В.В. Аудит: Методология о организация. – М.: Дело и сервис, 1998
  19. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита: Руководителю предприятия, фин. директору, главбуху. – М.: Анния, ДИС, 1997 г.
  20. Терехов М.А. Аудит и компьютеризированная обработка данных// Бухгалтерский учет № 2, 1997.
  21. Федеральный закон УКРАЇНИ от 21.11.96 г. №129ФЗ "О бухгалтерском учете".
  22. Федеральный закон УКРАЇНИ от 7.08.01 №119  «Об аудиторской деятельности»
  23. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробзина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова. – М.: Издательство «Юнити», 1997. –  479 с.
  24. Шеремет А.Д., Суйу В.П. Аудит. М., «Инфра-М», 1995

 

       Приложение 1

      Программа проверки расчетов с поставщиками и покупателями

№ п\п Содержание Источники информации Приемы проверки
Программа проверки расчетов с поставщиками и  подрядчиками
1. Наличие и правильность оформления договоров на приобретение ТМЦ Договора, письма, счета-фактуры и приходные ордера Прослеживание, подтверждение
2. Проверка своевременности  предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ Прослеживание, подтверждение
3. Проверка правильности изъятия поставщиками НДС Счета-фактуры, инструкции по НДС Пересчет
4. Соответствие  занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры Счета-фактуры, регистры бухучета Прослеживание
5. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам Сканирование  и подтверждение
6. Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов Аналитические данные по счету 60 Сканирование
7. Проверка полноты  оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами Счета, приходные  акты, накладные, данные складского учета Выборочная  проверка, сопоставление
8. Проверка правильности составленных корреспонденций счетов Регистры бухучета, счета, платежные поручения Сканирование, прослеживание
Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками
1. Наличие и правильность оформления договоров на реализацию ТМЦ Договора, письма, счета-фактуры и расходные ордера Прослеживание, подтверждение
2. Соответствие  занесения данных счетов покупателей в учетные регистры Счета-фактуры, регистры бухучета Прослеживание
Окончание приложения 1
№ п\п Содержание Источники информации Приемы проверки
3. Проверка реальности дебиторской  задолженности Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам Сканирование  и подтверждение
4. Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов Аналитические данные по счету 62 Сканирование
5. Проверка правильности списания материальных ценностей с материально-ответственных лиц Счета, расходные акты, накладные, данные складского учета Выборочная  проверка, сопоставление
6. Проверка правильности составленных корреспонденций счетов Регистры бухучета, счета, платежные поручения Сканирование, прослеживание

 

       Приложение 2

      Тестовые  вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита операций по приобретению и реализации продукции 

№ п\п Разделы тестирования Ответ
  Общие организационные  аспекты              
1 Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними                       
2 Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг), правильно ли они оформлены                             
3 Установлены ли дата и причина возникновения  дебиторской и кредиторской задолженности  
4 На предприятии  разработаны и утверждены схемы  организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности                                 
5 Правильность  ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также  правильность составления бухгалтерских  проводок по этим счетам      
6 Разработан  и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными исполнителями                                           
7 Имеется ли задолженность  с истекшим сроком исковой давности, правильно ли она списывалась, принимались ли меры к ее взысканию  
8 Проводилась ли инвентаризация расчетов. Необходимо проанализировать ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов  
9 Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. Система правильно запрограммирована, защищена от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей. Система является лицензионной и вовремя обновляется. Периодически выполняется резервное копирование базы данных.               
  Распределение функций и ответственности                 
10 Разработаны и  утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля                                 
Продолжение приложения 2
№ п\п Разделы тестирования Ответ
11 Установлен  круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции  
12 Перечень должностных  обязанностей и ответственности  доведен до сведения каждого исполнителя                   
  Внутрифирменный контроль                               
13 Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете  операций по приобретению продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов  
          14 Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете  операций по реализации продукции, совершенных  в предыдущем периоде, и наличия первичных документов          
15 Процедуры внутреннего  контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям                                  
15.1 контроль полноты  отражения операций в учете и  
соблюдение графика документооборота
 
15.2 контроль соблюдения установленного порядка     
санкционирования проведения операций и отражения их в учете
 
15.3 контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета  
15.4 арифметическая  проверка правильности бухгалтерских  записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода  входящих остатков и выведения исходящих остатков                   
15.5 контроль юридической  грамотности при заключении договоров  с покупателями и заказчиками  
15.6 контроль правильности оформления первичных документов                                       
16 Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции    
17 Результаты  проверок тщательно документируются           
18 По итогам устранения недостатков составляются соответствующие  акты и представляются руководству       
Окончание приложения 2
№ п\п Разделы тестирования Ответ
  Кадровая политика                                       
19 Система приема на работу обеспечивает необходимую  квалификацию и честность персонала                         
20 Квалификационные  характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям                                                     
21 Сотрудники  периодически проходят повышение квалификации 
с учетом специфики занимаемой должности               
 
22 Определен ли круг лиц кому предоставлено право доступа к документам  
23 Как обеспечивается их сохранность документов и соответствует  ли она стандартам  
  Итог по сумме  всех разделов                             

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и покупателями