Аудит систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть аудит как метод исследования систем управления.
Цель определила следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по теме работы;
- исследовать сущность аудита, его содержание, цели и задачи;
- определить место аудита в системе контроля;
- исследовать содержание, классификацию и организацию аудиторского контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи…………………………………...5
1.1. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия……………………………….5
2. Аудиторский контроль, содержание, классификация и организация……………....9
2.1. Содержание аудиторского контроля…………………………………......................9
2.2. Функции аудиторского контроля……………………………………………..........15
Заключение……………………………………………………………….........................18
Глоссарий……………………………………………………………………...................20
Список использованных источников…………………………………………...............22
Приложение А....................................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Аудит как метод исследования систем управления.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)
p style="text-align:justify">7. Результаты:

- аудит - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

- ревизия - акт ревизии - внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аудиторский контроль, содержание, классификация и организация

 

2.1. Содержание аудиторского контроля

 

Теоретических разработок в области аудита крайне редки в странах СНГ, т.е. отечественная практика аудита не нашла пока необходимого обобщения.

Поэтому содержание и функции аудиторского контроля трактуются в различных пособиях, статьях и даже учебниках неоднозначно, что отрицательно сказывается на развитии аудита.

Отдельные авторы считают "ревизию" синонимом "аудита", поэтому переносят полностью содержание, функции и задачи ревизии на аудит.

Другие — подменяют ведомственную ревизию в отдельных отраслях хозяйствования на аудит.

Третьи — включают аудит в систему финансово-хозяйственного контроля как отдельный вид финансового контроля, что более логично, поэтому данное направление необходимо сделать наиболее приемлемым и его следует развивать[3].

Финансово-хозяйственный контроль деятельности предприятий при рыночных отношениях и разных формах собственности наполнился другим содержанием.

Возникла новая форма финансово-хозяйственного контроля — аудиторский контроль.

Это независимый контроль, который осуществляют аудиторские организации (фирмы) по договорам с предприятиями и предпринимателями, которому учитель поручил проверять уроки других учеников, проверяющий).

Государственная налоговая служба и ее органы на местах имеют право требовать от субъектов хозяйствования при представлении годовых отчетов о финансово-хозяйственной деятельности заключения (акты) о проверке аудитором (аудиторской организацией) достоверности бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторские заключения в соответствии с законодательством имеют право требовать от субъектов хозяйствования учреждения Национального банка Украины при выдаче кредитов, использовании государственного финансирования в их деятельности. Этим же правом пользуются коммерческие банки, органы государственной статистики по вопросам их компетенции[4].

Аудит в странах с развитой рыночной экономикой прошел в своем развитии определенный эволюционный путь.

Вначале аудит был лишь орудием проверки и подтверждения достоверности бухгалтерских документов и отчетов, затем он стал системно-ориентированным на активизацию экономической деятельности.

При этом с целью предупреждения ошибок основные усилия были направлены на повышение эффективности системы управления предприятием и прежде всего системы его внутреннего контроля, что положительно отразилось на точности учета и достоверности отчетных данных.

Таким образом, системный подход обусловил новые качества аудита, его консультативную деятельность.

При системном подходе осуществляется формализация аудиторских процедур, позволяющих оптимизировать проведение проверок, начиная с подготовительной стадии и заканчивая составлением аудиторского заключения. Третий этап развития аудита — это его ориентация на предупреждение возможного риска при проведении проверок или консультаций, недопущение риска.

Особенность риска для аудитора объясняется не только возможностью утраты репутации аудитором или аудиторской фирмой и потери клиента, но и большими штрафами в тех случаях, если из-за непорядочности и неправильного заключения аудитора заказчику-клиенту причинен материальный ущерб.

В аудиторской практике выделяются два основных направления деятельности: частный аудит и аудит по закону.

Под термином "частный аудит" следует понимать аудит, осуществляемый по желанию заинтересованной стороны (партнера по компании) в частном порядке по договоренности, независимо от того, предусмотрена ли такая проверка законом.

Аудит по закону (обязательный) является необходимой мерой защиты интересов учредителей (акционеров, участников капитала) и государства от непреднамеренного искажения в отчетности показателей предпринимательской деятельности. Каждая компания с ограниченной ответственностью по закону обязана приглашать квалифицированного аудитора для проверки своих бухгалтерских счетов.

Характер и масштабы частного аудита зависят в основном от заинтересованного клиента.

Масштабы аудита по закону четко обозначены, и изменять их ни директора, ни акционеры, ни даже аудиторы компании-клиента не имеют права.

Проводят аудит преимущественно после окончания отчетного периода и отражения деятельности предприятия в бухгалтерском учете и отчетности. На практике такое четкое разграничение аудиторской и бухгалтерской работы не всегда возможно, особенно при частном аудите в небольших компаниях.

Мелкие фирмы часто не утруждают себя заданиями ведения бухгалтерских книг и составлением отчетов, возлагают это на аудиторов. Необходимо указать, что в таких ситуациях бухгалтерские отчеты не являются составляющей аудита. Скорее наоборот, для объективной оценки проверки этому аудитору не следует выполнять контрольные функции[5].

Содержание аудиторского контроля как одной из форм финансово-хозяйственного контроля состоит из экспертной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета, баланса, отчетности, внутреннего аудита.

Внутренний аудит решает для клиента следующие задачи: изучает систему контроля активов; проверяет соответствие действующего контроля политике компании; анализирует ситуации риска и предупреждения банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новой технологии, принимает другие меры, содействующие развитию компании в финансовом бизнесе. Внутренний аудит осуществляется на предварительной стадии выполнения коммерческого, технологического или финансового соглашения, в процессе его прохождения и после завершения, дает экспертную научно обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не подменяет внутрихозяйственный контроль. По заданию собственника функциями контроля являются сохранность ценностей, выявление конкретных виновников выпуска бракованной продукции из-за нарушения технологии производства и других негативных явлений, ставших первопричиной убытков.

В мировой практике бизнеса аудиторский контроль основан на взаимной заинтересованности предприятий (фирм) со стороны собственников (акционеров), государства в лице налоговой службы, аудита в реализации своих услуг.

В своей деятельности аудиторская организация (фирма) руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными отношениями.

В условиях конкурентной борьбы в аудиторском бизнесе это экономически содействует качественному проведению контрольных проверок.

В свою очередь, предприятие имеет возможность выбора квалифицированного, независимого от какого-либо ведомства контролера-ревизора (аудитора), а государство — обеспечения контроля достоверности финансовой отчетности и как результат — правильности налогообложения, не расходуя на это средства государственного бюджета.

Аудиторская форма контроля прежде всего распространяется на международные концерны, ассоциации, объединения, акционерные, арендные, совместные, а также другие предприятия, не входящие в подчинение министерств и ведомств, коммерческие банки, кооперативы и другие организации.

Организационное и методическое обеспечение является базисом всей системы финансово-хозяйственного контроля, в том числе и его важнейшего вида — аудиторского.

Без единого подхода к функциям аудита (многие авторы не считают его видом финансового контроля) нельзя провести классификацию организационных форм аудиторского контроля.

Не имея единого методического подхода в части классификации аудиторского контроля, нельзя достигнуть комплексного решения его организации и методологии[6].

Аудиторский контроль — аудит — в зависимости от задания заказчика выполняет функции предварительного, перманентного (текущего, оперативного), ретроспективного (послеоперационного) и стратегического видов финансово-хозяйственного контроля.

Аудит имеет единый предмет и метод с другими видами контроля (ревизия, тематические проверки и т. п.), поэтому использует те же источники информации, методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры.

Классификация аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности.

По организационным признакам аудит подразделяется на регламентированный, договорный, внутренний (ведомственный) и государственный.

Проведение регламентированного аудита регулируется законодательством и нормативными актами, которыми определены субъекты хозяйственной деятельности, подлежащие обязательному аудиту, например, по данным годового финансового отчета о финансово-хозяйственной деятельности до представления его налоговым службам или в сроки, определенные органами государственного управления; при получении банковского кредита — обязательное представление заемщиком заключения аудитора о его финансовом состоянии.

Перед эмиссией ценных бумаг эмитент обязан согласно правилам представить заключение аудитора о его финансовом состоянии.

В частности, по данным бухгалтерского учета, баланса и отчетности субъекта хозяйствования в заключении аудитора должны быть отражены следующие показатели: общий размер прибыли и источники ее формирования; сумма уплаченных налогов; прибыль, подлежащая распределению между акционерами; размер капитализированной прибыли (с разбивкой по фондам); сумма прибыли, отчисленной в резервный фонд; другие направления использования прибыли (расшифровываются).

Договорный — объект аудита, объем работ, период и сроки их выполнения обусловливаются договором между субъектом предпринимательской деятельности и аудиторской организацией (аудитором).

Внутренний (ведомственный) аудит — проводится собственником в зависимости от потребности управления маркетингом, определения платежеспособности и предупреждения банкротства.

Применяется он как на предприятиях, так и внутри компаний, концернов и др.

Государственный — аудиторские подразделения налоговых служб, которые непосредственно у плательщиков налогов (юридических и физических лиц) проверяют состояние учета хозяйственных операции и отражение их в финансовой отчетности, полноту и своевременность начисления и уплаты налогов в государственный и муниципальный бюджеты, финансовые фонды и др.

По процессуальным признакам, т.е. участию в процессе проведения аудита различных специалистов и аудиторских организаций, аудит подразделяется на одно-, многопредметный (комплексный), комиссионный.

Однопредметный — исследуется вопрос одного вида (предмета) аудита — платежеспособности, эмиссии ценных бумаг и др.

Многопредметный — комплексный аудит стратегии управления маркетингом, выполнения народнохозяйственных программ, поэтому в нем принимают участие специалисты разных профессий, а также различных аудиторских организаций.

Комплексный аудит может выполняться локально, когда каждый аудитор исследует вопросы, относящиеся к его компетенции (предмету).

Свои заключения они передают заказчику для обобщения и комплексной оценки в зависимости от его потребностей.

Комиссионный аудит проводится несколькими специалистами разных профессий, но одной аудиторской организации, поэтому обобщение делается в одном заключении, которое подписывается всеми аудиторами, принимавшими в нем участие.

Этот аудит осуществляется, как правило, аудиторскими фирмами, которые назначают одного из аудиторов руководителем.

Обязанностью его является синтезирование результатов исследования разных аудиторов, принимавших участие в комиссионном аудите.

Руководитель аудиторской группы должен иметь наибольшие познания в отрасли методологии финансово-хозяйственного контроля, методики экономических исследований, уметь синтезировать выводы других аудиторов(экономистов, социологов, технологов), имеющих отношение к одной программе исследования, т.е. классифицировать аудиторскую идентификацию их[7].

Изложенная классификация по процессуальным признакам предусмотрена нормами процессуального права, относящимися к экономическим экспертизам, поэтому их правомерно применять в теории и практике аудита.

 

2.2. Функции аудиторского контроля

 

По содержанию и функциям в управлении финансово-хозяйственной деятельностью аудит подразделяют на предупредительный, перманентный (текущий), ретроспективный (послеоперационный) и стратегический.

Информация о работе Аудит систем управления