Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:11, дипломная работа

Описание

Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической потребности - подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономических субъектов в интересах пользователей этой информации. Новым является и то, что независимый аудиторский контроль - это предпринимательская деятельность, осуществляемая на коммерческой основе и за счет проверяемых экономических субъектов.

Содержание

Введение 3
I. Сущность и содержание аудита. 9
1.1. Цели и задачи аудита. 9
1.2. Виды аудита. Место аудита в системе контроля. 14
1.3. Особенности аудита страховых организаций. 18
II. Организация аудита страховой компании САО «Росгосстрах-Волгоград». 23
2.1. Аудит учредительных документов страховой организации. 23
2.2. Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения. 32
2.3.Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы. 45
III. Финансовый анализ в рамках обязательного аудита согласно договора с САО «Росгосстрах-Волгоград». 51
3.1.Цели и задачи финансового анализа страховой организации. 51
3.2. Анализ финансовых результатов деятельности страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 54
3.3.Анализ финансового состояния страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград». 60
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, который должен применяться многократно.

На практике выработаны основные правила чтения (методика анализа) финансовых отчетов: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции  отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры  итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение  каждой позиции отчетности с рядом  предшествующих периодов и определение  тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это и внутрихозяйственный  анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяй2ственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т.е. соединение отдельных элементов в общий результативный показатель [36].

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляется партнерами предприятия по данным публичной  финансовой отчетности, составляют:

  • анализ абсолютных показателей прибыли;
  • анализ относительных показателей рентабельности;
  • анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
  • анализ эффективности использования заемного капитала;
  • экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Внутрихозяйственный финансовый анализ используется в качестве источника  информации кроме финансовой отчетности также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической  подготовке производства, нормативную и плановую информацию и пр.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Наряду и абсолютной оценкой рассчитывают также относительную эффективность  хозяйствования – показателей рентабельности. Отношение балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия, капитала, основных и оборотных фондов дает общую рентабельность. Рассчитывают также множество других показателей рентабельности, меняя числитель и знаменатель общей формулы рентабельности.

Прибыль – важнейший  показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей работников и собственников предприятия. За счет прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому анализ прибыли должен охватывать как факторные ее формирования, так и распределения.

3.2. Анализ финансовых результатов  деятельности страховой организации  САО «Росгосстрах-Волгоград».

 

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов: исследование изменений каждого  показателя за текущий анализируемый период (так называемый горизонтальный анализ показателей финансовых результатов за отчетный год); исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ показателей); изучение хотябы в самом обобщенном виде динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей).

Различные стороны производственной и финансовой деятельности предприятия  получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно эти показатели представлены в «Отчете о прибылях и убытках страховой организации» форма №2.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации продукции (работ, услуг), результат от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

При проведении проверки сделан ряд расчетов.

В страховой организации  результат от реализации услуг складывается из результатов от реализации услуг по видам страхования (см. Приложение №2, ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках страховой организации».

Показатели балансовой и чистой прибыли приведены в  таблице №1.

 

Таблица №1

Показатель

За отчетный период

(в тыс.руб.)

За аналогичный период прошлого года

(в тыс.руб.)

В % к прошлому году

1. Результат от операций по  страхованию жизни

297

(1457)

490,4

2. Результат от операций страхования  иного, чем страхование жизни

11633

9710

119,8

3. Прочие доходы и расходы  не отнесенные в 1 и 2 разделы

(9858)

(7745)

127,3

4. Балансовая прибыль (до налогообложения)

2072

508

407,9

5. Налог на прибыль

(846)

(124)

682,3

6. Чистая прибыль

1226

384

319,3


 

По данным таблицы  №1 видно, что балансовая прибыль  фирмы за 2002 год выросла. Увеличение прибыли достигнуть в основном за счет роста результатов от операций по страхованию иного, чем страхование жизни.

По страхованию жизни  результат от реализации услуг отражен  по стр.070 и составляет 297 тыс. руб., данная строка включает в себя и доход  от инвестиции страховых резервов по страхованию жизни. Доход от инвестиции составляет 4650 тыс. руб., таким образом, по страхованию жизни без учета инвестиции фирма получила убыток в сумме 4353 тыс.руб. Однако выразить мнение о том, что страхование жизни в целом убыточно нельзя, так как при проведении страхования по долгосрочным накопительным видам фирма имеет свободные денежные средства, которые используются фирмой для текущих выплат, оплаты расходов страховой организации и вложений в инвестиции для получения дохода. Резервом для увеличения дохода по страхованию жизни является увеличение страховой премии, так как с увеличением объема удельный вес расходов к общей сумме платежей будет уменьшаться.

Так по результатам 2002 года удельный вес страховых выплат по страхованию жизни к поступившей премии составляет 84,9% (стр.030);резерв по страхованию жизни 70,1% (стр.040); расходы на ведение дела 19,8% (стр.050). При увеличении объема страховой  премии, т.е. при большем охвате услугами страхования населения, исходя из статистических данных нескольких лет вероятность наступления страхового события уменьшается, т.е. удельный вес страховых выплат к поступившим платежам уменьшается, резерв увеличивается пропорционально поступившим платежам, расходы же на ведение дела при увеличении объема увеличиваются только за счет выплачиваемого комиссионного вознаграждения и отчислений на него, остальные же расходы: компенсационные выплаты, заработная плата штатных работников, оплата труда работников не списочного состава, амортизационные фонды, хозяйственные и канцелярские расходы, аренда помещений, оплата коммунальных услуг, командировочные расходы, расходы на рекламу, операционные расходы практически постоянны или же зависят от объема незначительно, следовательно, удельный вес расходов на ведение дела на рубль поступивших платежей уменьшается.

Таким образом, делаем вывод, что с увеличением объема платежей по договорам страхования жизни  этот вид деятельности фирмы может  стать безубыточным.

По страхованию иному, чем страхование жизни (см. приложение №2, ф.№2 «отчет о прибылях и убытках страховой организации» р. II) в фирме получен доход в сумме 71633 тыс. руб. (стр.170).

Удельный вес расходов по этим видам страхования к сумме  поступивших платежей составляет:

  • страховые выплаты – 22,7% (стр.110);
  • страховые резервы – 0,9% (стр.120);
  • резерв предупредительных мероприятий – 6,0% (стр.140);
  • расходы на ведение дела – 31,8% (стр.160).

Увеличение объема платежей по этим видам также приведет к  уменьшению удельного веса расходов на 1 рубль платежей.

Убыток по р.III «Отчета о прибылях и убытках страховой организации» ф.№2 (см. приложение №2) составляет 9858 тыс. руб. или (-475,8% к общей сумме прибыли. Прибыль по р.I к общей сумме прибыли составляет 14,3% и р.II – 561,5%.

Таким образом, делаем вывод, что прибыль в фирме сложилась за счет правильно организованной инвестиционной политики, большая часть дохода получена за счет инвестиций.

Резервом фирмы по увеличению прибыли является увеличение объемов страховых услуг.

Сумма страховой премии по видам страхования иным, чем страхование жизни в фирме сложилась из суммы страховых премий по: сложным техническим рискам 5173 тыс. руб.; массовым видам страхования 32695 тыс. руб.

Рассмотрим портфель договоров страховой фирмы по добровольным видам страхования  за 2002 год по диаграмме №1.

Диаграмма №1

 

Обозначения:

1 – страхование сложных  технических рисков

2 – массовые виды  страхования

3 – страхование жизни

 

Из диаграммы №1 видно, что портфель по добровольным видам  сложился следующим образом:

  • по страхованию жизни – 13%;
  • по массовым видам страхования – 75%;
  • по страхованию сложных технических рисков – 12%.

Делаем вывод о несбалансированности портфеля договоров по добровольным видам страхования.

Проведем соответствующий  анализ за 2002 и 2001 годы.

Представим состав расходов страховой организации за 2002 и 2001 годы в диаграмме №2.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №2

 


По итогам 2002 года: общая  сумма платежей составила – 43680 тыс. руб.; страховые выплаты – 13066 тыс. руб.; расходы на ведение дела – 22524 тыс. руб.

Удельный вес в общей  сумме страховой премии составил:

  • страховые выплаты – 29,9%;
  • расходы на ведение дела – 51,6%;.

По итогам 2001 года:

  • общая сумма платежей – 34280 тыс. руб.;
  • страховые выплаты – 11040 тыс. руб.;
  • расходы на ведение дела – 17269 тыс. руб.

Удельный вес в общей  сумме страховых премий в 2001 году составлял соответственно:

  • страховые выплаты – 32,2%;
  • расходы на ведение дела – 50,4%.

Страховая премия в 2002 году увеличилась по сравнению с 2001 годом  на 27,4%, страховые выплаты – на 18,4%, расходы на ведение дела –  на 30,4%.

Прибыль в 2002 году увеличилась  по сравнению с 2001 годом в 4 раза. Увеличение в основном произошло  за счет инвестиции.

Исходя из выше изложенного, в современных условиях одним  из путей увеличения прибыли страховой  фирмы является значительное наращивание объемов страховой премии и соответственно инвестирование временно свободных денежных средств.

3.3.Анализ финансового состояния  страховой организации САО «Росгосстрах-Волгоград».

 

Финансовое состояние  предприятия характеризуется размещением  и использование средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.

Основными факторами, определяющими  финансовое состояние, является, во-первых, выполнение бизнес-плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которым подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Поскольку выполнение бизнес-плана в основном зависит от результатов хозяйственной деятельности в целом, можно сказать, что финансовое положение определяется всей совокупностью хозяйственных факторов и является наиболее обобщающим показателем.

Информация о работе Аудит страховых организаций и особенности его проведения