Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и проведение аудиторской проверки участка учета товаров и их реализация, овладение практическими навыками осуществления данной проверки на примере реального предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты аудита;
рассмотреть и дать сравнительный анализ различных точек зрения зарубежных и отечественных авторов на вопросы теоретического и практического характера аудита;
ознакомиться с организационной структурой исследуемого предприятия;
ознакомиться с организацией бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля на исследуемом предприятии;
проведение аудиторской проверки операций по учету товаров и их реализации, изученного предприятия по существу.
Торговые
предприятия, занимающие важное место
в экономике любой страны, исполняют
функции посредников между
Переход России к рыночным отношениям внес существенные изменения в организационную структуру торговли как отрасли экономики. Вместо привычной системы торгов, где все решения о ценах, ассортименте и количестве товаров спускались "сверху", появилось множество коммерческих организаций, которые, действуя на основе законов рыночной экономики, должны самостоятельно управлять своей деятельностью.
Совершенствование гражданского законодательства позволило торговым организациям использовать разные формы договорных отношений, а также расчетов, выраженных в иностранной валюте или условных денежных единицах. Перед торговлей как отраслью хозяйства стала задача организации распределения и движения материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления так, чтобы было обеспечено своевременное предложение товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества.
В курсовой работе рассматривается вопрос аудита учета товаров и их реализации в торговой организации.
Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения товарных операций является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета движения товаров имеет большое значение в успешной работе предприятия.
Целью курсовой работы является изучение и проведение аудиторской проверки участка учета товаров и их реализация, овладение практическими навыками осуществления данной проверки на примере реального предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Элит-Ойл», которое относится к малому предприятию торговли.
В ходе осуществления аудиторской проверки данного предприятия были применены следующие методы проверки: пересчет, проверка документов, устный опрос бухгалтера, прослеживание, сопоставление данных регистров учета с данными бухгалтерской отчетности и пр.
Теоретической основой курсовой работы стали труды В.И.Подольского, О.В.Ковалева, Р.А. Алборова, Е.М. Лебедевой, Ю.А. Данилевского.
Я.В. Соколова, М.В. Мельника, Л.В. Савина Л.В. и др.
Методологической
основой курсовой работы являются:
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Работа
состоит из трех частей. В первой
части рассматриваются основы планирования
аудиторской проверки, а также
особенности методики проведения данного
направления аудита. Во второй главе
представлена характеристика изучаемого
предприятия, а также организация бухгалтерского
учета и внутреннего аудита на предприятии.
Третья глава практического характера,
в ней представлены результаты аудита
учета товаров и их реализации в ООО «Элит-Ойл»,
излагаются практические рекомендации
по совершенствованию политики управления
объемными показателями.
Глава
1. Теоретические аспекты
планирования и методики
аудита учета товаров
и их реализации
Планирование аудиторской работы – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатываются оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудовых ресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времен проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Процесс планирования подразделяется на два этапа1.
Первый
этап – предварительное
Второй этап – разработка общего плана и программы аудита.
В общем плане указываются ожидаемый объем, график, сроки проведения аудиторской проверки и прочее.
Программа аудита, определяет объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Согласно Стандарту аудиторской деятельности,2 аудиторская организация, осуществляющая аудит, должна спланировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с проверяемой организацией.
Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются:
Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения аудиторской проверки.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
При вычислении указанного показателя аудиторские организации должны следовать требованиям, предъявляемым к нахождению уровня существенности федеральным правилом (стандартом) «Существенность в аудите».
При определении уровня существенности необходимо использовать какие-либо базовые показатели: суммовые значения счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. Показатели могут быть как текущего года, так и усредненные показатели текущего и предшествующих лет, а также полученные в результате любых расчетных процедур. Допускается единый показатель уровня существенности для конкретной проверки, а также различные значения уровня существенности для оценки каждой определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.
Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы приложения 5. Их значения заносятся во второй столбец данной таблицы в денежных единицах. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце указанной таблицы, и результаты заносятся в четвертый столбец. Аудитор должен проанализировать числовые значения четвертого столбца, и в том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую ли меньшую сторону от остальных, оно может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую необходимо для дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту ли иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.
Важными элементами аудиторской деятельности при планировании аудита является также оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения аудита.
Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора; или же признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений нет.
Различают два основных метода оценки риска: интуитивный и расчетный.
Интуитивный метод заключается в том, что аудиторы исходя из собственного опыта и знания деятельности клиента, определяют риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций и используют эту оценку в планировании аудита.
Расчетный метод предполагает оценку аудиторского риска путем составления и решения специальной факторной модели относительных величин:
АРп = НОР *РСК*РНО,
Где АРп – приемлемый аудиторский риск; НР – неотъемлемый риск; РСК – риск средств контроля; РНО – риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: а) высокий; б) средний; в) низкий (Приложение 6).
Приемлемый аудиторский риск выражает меру готовности аудитора признать приемлемой вероятность содержать в финансовой отчетности материальных (существенных) ошибок после завершения аудита и выдачи клиенту стандартного аудиторского заключения без оговорок. Большинство аудиторов считает, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%.
На величину приемлемого аудиторского риска могут влиять следующие факторы3:
Неотъемлемый риск – субъективно определяемая аудитором вероятность появления искажений в конкретном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операции, отчетности экономического субъекта в целом до того как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. Определяется риск путем тестирования по данным особенностям бизнеса клиента.