Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:20, курсовая работа
В настоящее время аудит является отдельной сферой предпринимательской деятельности профессиональных аудиторов по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Аудиторы могут оказывать также и дополнительные услуги, связанные с консультированием по вопросам бухгалтерского и налогового законодательства. В России за последние годы оформилась и выделилась в самостоятельную профессию деятельность налоговых консультантов, которые, по сути, являются налоговыми аудиторами.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудита
1.1. Понятие и сущность аудита 6
1.2. Цели и задачи аудита 8
1.3. Виды аудита 12
Глава 2. Аудит учета расчетов по оплате труда 18
2.1. Нормативное регулирование аудита расчетов по оплате труда 18
2.2. Программа и методика аудита расчетов по заработной плате 20
2.3. Типичные ошибки, выявляемые при аудите расчетов по оплате труда 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:
а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;
в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более эффективную с точки зрения затрат услугу.
Глава 2. Аудита учета расчетов по оплате труда
2.1. Нормативное регулирование аудита расчетов по оплате труда
Нормативная база аудита операций по учету труда и его оплате может быть представлена в виде трех основных блоков:
1) нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность аудиторов
В данную группу нормативно-правовых актов входят:
· Федеральный закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
Данным нормативно-правовым актом определяются общие основы аудиторской деятельности, даются определения основных институтов аудиторской деятельности, определяется правовой статус аудиторских организаций и независимых аудиторов и т.д.
· Стандарты аудиторской деятельности
Стандарты аудита, регулирующие профессиональную деятельность аудиторов, играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности. Эти стандарты имеют широкое признание во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности.
Согласно законодательно данной классификации, в России аудиторские стандарты подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер; внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в настоящий момент в РФ, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
2) нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета труда и заработной платы,
3) локальная нормативная документация аудируемого предприятия, а также регистры бухгалтерского учета и бухгалтерская документация, подлежащая проверке.
Целью аудита учета по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Основные задачи аудита в данной области расчетных отношений:
· оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
· оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде;
· оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
· проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
· проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
2.2. Программа и методика аудита расчетов по оплате труда
Целью аудита расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.
Источниками информации служат: документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ Статинформом Госкомстата России.
Ведение первичного учета труда и его оплаты по унифицированным формам, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004г. № 1[15], распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка (ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) т прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49), расчетная ведомость (ф. № Т-53), лицевой счет (ф. № Т-54).
Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера ф. №№ 8 и 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, бухгалтерская отчетность.
Рассмотрим основные этапы аудиторской проверки оплаты труда.
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся:
· соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
· учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
· учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
· расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
· аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
· сводные расчеты по заработной плате;
· расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ;
· расчеты по депонированной заработной плате.
Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач.
По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т.д.), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).
Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов .
Подготовка рабочей документации аудита.
Цель подготовки рабочих документов - это документальное подтверждение того, что проверка была должным образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.
Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита» предусмотрено описание использованных аудиторской организацией процедур и их результатов.
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.
Методы получения аудиторских доказательств. При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:
· проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
· проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
· устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
· проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при расчетах по оплате труда. Наиболее характерные из них приведены в приложение 11.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторы могут рекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.
В соответствии с Правилом (Стандартом) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», аудитором было проведено знакомство с системой бухгалтерского учета предприятия с целью оценки его состояния и эффективности.
При планировании аудита расчетов организации с персоналом по оплате труда аудитор должен руководствоваться следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности: «Понимание деятельности аудируемого лица»; «Планирование аудита».
Стандарт «Планирование аудита» определяет планирование как начальный этап проведения аудита и определяет содержание планирования как разработку общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
В общем плане аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом должны быть предусмотрены и указаны:
1) Наименование проверяемой организации
2) Период, за который проводится проверка
3) Общее количество человеко-часов аудиторского контроля;
4) Субъект контроля;
5) Уровень аудиторского риска и существенности
6) Планируемые виды работ:
· аудит оформления первичных документов;
· аудит системы начислений заработной платы;
· аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;
· аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
· аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Таблица 1. Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом