Аудит учетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:50, реферат

Описание

В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-хгодов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс создания аудиторских фирм.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Формирование учетной политики
2. Цель и задачи аудита учетной политики
3. Основные нормативные документы
4. Аудит учетной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Аудит у четной политики.docx

— 40.85 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Формирование учетной политики
  2. Цель и задачи аудита учетной политики
  3. Основные нормативные документы
  4. Аудит учетной политики

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В России аудиторская  деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом  к рыночной экономике. В начале 90-хгодов, когда по мере акционирования предприятий  сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные  службы прекратили свое существование, начался процесс создания аудиторских  фирм.

   Аудит  имеет достаточно давнюю историю.  Первые независимые аудиторы  появились еще в 19 веке в  акционерных компаниях Англии, затем  в Америке, Германии, Франции.

Аудит – это  вид деятельности, заключающийся  в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроля за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в  услугах аудитора возникла в связи  с обособлением интересов тех, кто  непосредственно занимается управлением  предприятия, кто вкладывает средства в его деятельность, а также  государства как потребителя  информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской  проверки даже в тех случаях, когда  она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

       Собственники и прежде всего  коллективные собственники –  акционеры, пайщики, а также  кредиторы не в состоянии самостоятельно  убедиться в том, что все  операции предприятия, многочисленные  и зачастую сложные, законны  и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудитора.  

  1. Формирование  учетной политики

Учетная политика организации формируется главным  бухгалтером и утверждается руководителем  организации.

При этом утверждается:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические  и аналитически е счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документом для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • Способы оценки активов и обязательств;
  • Правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;

      

    Учетная политика организации должна обеспечивать:

    • Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
    • Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
    • Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
    • Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на следующий календарный день каждого месяца;
    • Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации  и ведения бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством  РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному  вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы  ведения бухгалтерского учета, то при  формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету  применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных  или связанных фактов хозяйственной  деятельности, определений, условий  признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно –  распорядительной документацией организации.

Способы ведения  бухгалтерского учета, избранные при  формировании учетной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно – распорядительного  документа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

  1. Цель и  задачи аудита учетной политики

    Под аудитом  иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного  риска (т.е. вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

    Цель аудита учетной политики – установления соответствия применяемой в организации  методики бухгалтерского учета, действующей  в проверяемом периоде, нормативным  документам.

    Задачи аудита учетной политики:

    • Изучение системы организации бухгалтерского учета, оценка учетной политики;
    • Рассмотрение системы документации и документооборота;
    • Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.

Потребность в  услугах аудитора возникла в связи  со следующими обстоятельствами:

  • Возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации;
  • Зависимость последствий принятых решений от качества информации;
  • Необходимость специальных знаний для проверки информации;
  • Частое отсутствие у пользователей информации доступа для  оценки ее качества.

Аудитор должен проверить:

  • Соответствие уставного капитала учредительными документами и решению собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;
  • Соответствие данных синтетического и аналитического учета счетам актива и пассива баланса;
  • Правильность и полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • Соблюдение принятой на предприятии учетной политики;
  • Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
  • Разграничение в учете текущих затрат и капитальных вложений;
  • Соответствие данных синтетического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каждого месяца.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Основные  нормативные документы

    Федеральный закон от 21.11.1996г. №129-ФЗ « О бухгалтерском  учете»;

    План счетов бухгалтерского учета финансово  – хозяйственной деятельности организаций  и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н;

    Приказ Минфина  России от 22.07.2003г. №67н «О формах бухгалтерской  отчетности организаций»

    Предоставляемые аудитору документы:

    • Приказ об учетной политике;
    • Рафик документооборота;
    • Рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
    • Формы первичных документов;
    • Описание технологического процесса компьютерной обработки данных.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Аудит учетной  политики

     Важную  роль в организации бухгалтерского учета и порядке его ведения играет избранная предприятием учетная политика. Она представляет собой принятые в организации способы ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни и деятельности. Некоторые специалисты определяют учетную политику более узко «как совокупность критериев учетного отражения и списания стоимости активов организации».

     Разработка  и осуществление учетной политики для российских предприятий – дело сравнительно новое и во многих случаях слабо освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависит эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции.

     Как всякая политика, способы ведения  бухгалтерского учета должны ориентироваться  на достижение определенной цели для  данного периода времени и  обозримой перспективы. Для подавляющего большинства предприятий перспективная цель заключается в долговременном эффективном функционировании. Этого желают владельцы предприятия – собственники, которые хотели бы получать устойчивые доходы и дивиденды от своего бизнеса в течение длительного периода времени. Это важно для наемного персонала, сохраняющего при долговременном функционировании организации свои рабочие места с удовлетворяющей их заработной платой. Государство также заинтересовано в долгосрочном эффективном существовании хозяйствующих субъектов, так как это обеспечивает ему в целом устойчивые налоговые поступления, социальную стабильность, занятость населения и другие преимущества.

     Одно  из существенных назначений учетной  политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приемов и методов бухгалтерского учета по возможности выровнять минимальные и максимальные значения финансовых показателей деятельности предприятия, вызванные значительным ростом или снижением объемов производства и (или) сбыта и другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчетного года, так и в течение ряда лет.

     При разработке и реализации учетной  политики принимаются во внимание и  другие обстоятельства, связанные прежде всего с минимизацией налогообложения, снижением трудоемкости учета, экономией  затрат на его ведение. Но главным  остается необходимость определенного, заранее объявленного регулирования затрат и результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности для обеспечения долговременного функционирования предприятия. Речь идет не о вуалировании отчетных показателей, а об умелом, в рамках действующего законодательства применении учетных правил (стандартов) и положений учредительных документов, допускающих перенесение тех или иных затрат и доходов из одного отчетного периода в другой путем создания резервов, использования дифференцированных методов оценки и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

     Такой подход вполне устраивает собственников (владельцев), которые стремятся  получать более или менее устойчивый доход (дивиденды), по возможности не зависящий от рыночной ситуации. Это важно для наемных менеджеров и персонала, поскольку у них в удачные по финансовым результатам периоды остаются в распоряжении и обороте значительные средства для закупки материалов, оплаты труда и других расходов, реанимации и активизации деятельности в плохие времена, для предотвращения банкротства предприятия, сохранения и увеличения числа рабочих мест, уровня заработной платы и социальных выплат. Для налоговой системы государства, платежей в пенсионные фонды также предпочтительнее сравнительно равномерное поступление денежных средств от организации, а не существенное изменяющееся при росте или падении объемов продаж, доходов и расходов.

     Для аудитора такой подход связан с определенными  проблемами, требующими творческого решения. С одной стороны, он должен проверить и оценить чисто счетную достоверность учета, призванного отразить действительную величину отчетных показателей, которая в точности соответствует реальности в данном периоде времени, а с другой – принять во внимание необходимость выравнивания данных отчетности по учетным периодам в пределах года или ряда лет, осуществляемого с помощью средств и методов учетной политики.

Информация о работе Аудит учетной политики