Аудит в банках и кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Целью аудита расчетных операций работы является - проверка соблюдения банком требований законодательства в части совершения и отражения в учете расчетных операции, выявления недостатков в организации и ведении расчетной работы.

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

- исследовать нормативную базу регулирования расчетного обслуживания в Российской Федерации;
- детально изучить порядок и формы осуществления расчетных операций;

- раскрыть общие положения о безналичных расчетах;
- изучить механизм осуществления расчетных операций, расчеты посредством: платежных поручений, аккредитива, чека;
- изучить порядок проведения аудиторской проверки;

- выяснить типичные нарушения, выявленные при аудите расчетных операций

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Нормативная основа проверки расчетных операций……………….……..4

Организационно правовые аспекты аудита расчетных операций………..9
Стандарты для оформления расчетных документов…………………..…12

Юридическое оформление открытия расчетных и

текущих счетов клиентов………………………………..…16

Аудит расчетов платежными поручениями…………………………...….18

Аудит расчетов чеками…………………………………………………….20

Аудит расчетов инкассо……………………………………………………27

Аудит расчетов аккредитивами…………………………………………....29

Заключение …………………………………………………………………38

Список литературы…………………………………………………….…...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

Курсовая  работа
  «АУДИТ в банках  и кредитных организациях  »

                                                   Выполнила:

                                                  Студентка группы

                                                   

                                                   Проверил:  
 

Тюмень, 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

 

                      Введение  ……………………………………………………………………..3

Нормативная основа проверки расчетных операций……………….……..4

Организационно правовые аспекты аудита расчетных операций………..9

Стандарты для оформления расчетных документов…………………..…12

Юридическое оформление открытия расчетных и 

                       текущих счетов клиентов………………………………..…16

Аудит расчетов платежными поручениями…………………………...….18

Аудит расчетов чеками…………………………………………………….20

Аудит расчетов инкассо……………………………………………………27

Аудит расчетов аккредитивами…………………………………………....29

Заключение  …………………………………………………………………38

Список  литературы…………………………………………………….…...39

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

    В соответствии с Положением  о  проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ в банковской практике должны применяться следующие  формы безналичных расчетов: платежные  поручения, чеки, аккредитивы, инкассо.

    Целью аудита расчетных операций работы является - проверка соблюдения банком требований законодательства в части совершения и отражения в учете расчетных операции, выявления недостатков в организации и ведении расчетной  работы.

    Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

- исследовать нормативную базу  регулирования расчетного обслуживания  в Российской Федерации; 
-  детально изучить порядок и формы осуществления расчетных операций;

-  раскрыть общие положения о  безналичных расчетах; 
- изучить механизм осуществления расчетных операций, расчеты посредством: платежных поручений, аккредитива, чека;
 
-
изучить порядок проведения аудиторской проверки;

- выяснить  типичные нарушения, выявленные  при аудите расчетных операций.

 

Нормативная основа проверки расчетных операций 

Регламентируют порядок открытия расчетного счета, текущего

счёта и совершение расчетных операций такие основные документы,

как:

1) Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации

от 3.10.02 № 2 - П;

2) Письмо ЦБ РФ «О правовом регулировании безналичных

расчетов;

З) Письмо ЦБ РФ «О применении в расчетах чеков с грифом "Россия »;

4) Письмо ЦБ РФ « Об установлении корреспондентских отношений между российскими банками, имеющими лицензию на осуществление операций в иностранной валюте» от 24.10.97 г. № 4- Т;

5) Инструкция ЦБ РФ «О порядке открытия и ведения уполномоченными банкам и счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации от 16.07.93 г. № 16 и др. 

При организации проверки расчетных операций выделяют:

1) проверку процедуры открытия расчетных и текущих счетов;

2) проверку порядка использования счета при организации

безналичных расчетов. 
 
 
 
 
 

Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств банку открывается корреспондентский  счет 30102 «Корсчета кредитных организаций в банке России». Взаимоотношение между банком и ЦБ при открытии корсчета должны оформляться договором. Представителем ЦБ выступает РКЦ территориального управления ЦБ.

Для открытия корсчета банк предоставляет в подразделение  расчетной сети ЦБ РФ следующие документы:

Заявление на открытие корсчета

  • Нотариально - заверенную копию лицензии на осуществление банковских операций
  • Нотариально - заверенную копию учредительных документов
  • Копию выписки о перечислении средств с временного накопительного счета на основной корсчет
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
  • Нотариально – заверенная карточка с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера, и др.лиц, право подписи которых согласовано ЦБ РФ и оттиском печати банка
  • Письмо Госкомстата России с присвоенными банку кодами по общероссийским классификаторам, подтверждающее постановку на учёт в ЕГРП.

Краткая характеристика счета 30102:

Счет  активный. По дебету счета отражаются : взносы в УК, поступления от реализации ЦБ, поступления на расчетный счет клиентов, депозиты ЮЛ, сданная денежная наличность в РКЦ, суммы невыясненного назначения, погашенные кредиты клиентами банка.

По кредиту  счета отражаются:

Списанные денежные средства с расчетных счетов клиентов, приобретение ЦБ, покупка  иностранной валюты, выдача кредитов, получение наличных денег, перечисление налогов.

Если  операции по списанию денежных средств  с расчетного счета клиента и  корсчета банка не могут быть осуществлены одним днем, то при  наличии средств  на корсчете, сумма должна быть отражена на счете 30223 «Средства клиентов по незавершенным операциям». При этом в бухгалтерском учёте делается запись: 30223/30102.

При недостаточности  средств на корсчете банка расчетные  документы  помещаются в картотеке  неоплаченных расчетных документов. Делается запись:  30223/47418

Суммы, поступившие на корсчет и отраженные на счете 30223, должны быть проведены  по счетам клиентов не позднее следующего рабочего дня.

Согласно  Положению ЦБ о проведении безналичных  расчетов, банки могут иметь корсчет  не только в РКЦ, но и других банках. Банк, открывший корсчет другому банку называется корреспондентом. Банк, открывший корсчет в другом банке, называется респондентом. Корреспондентский счет, открываемый банком корреспондентом банку респонденту, называется ЛОРО (пассивный).

Корреспондентский счет, открываемый в банке респонденте, называется НОСТРО  (пассивный)

Взаимоотношения между банками регулируются договором  корсчета. Операции по списанию денежных средств с корсчета ЛОРО по платежным  поручениям банка респондента, осуществляется при наличии достаточности средств на его счете. Согласно методологии ведения учёта, банку-корреспонденту и банку-респонденту необходимо в балансах на каждую отчетную дату обеспечить идентичность остатков по счетам  ЛОРО и НОСТРО.

Учет  операций по корсчету НОСТРО ведется банком-респондентом на балансовом счете 30110 «корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах». По дебету отражается: зачисление средств по расчетным документам клиентов, зачисление средств по операциям между банками,  подкрепление счета наличными деньгами, зачисление кредита, процентов, комиссий. По кредиту отражаются операции: оплата платежных поручений клиентов, погашение полученного кредита, уплата процентов, комиссий.

Учёт  операций корсчета ЛОРО ведется банком-корреспондентом на балансовом счете 30109 «корреспондентские счета кредитных организаций - корреспондентов» счет пассивный, а значит, по дебету происходит  списание средств, а по кредиту их зачисление.

В бухгалтерском  учёте по счетам ЛОРО и НОСТРО операции отражаются проводками:

В банке корреспонденте:

1.зачислены  средства на счет ЛОРО:  401-408, 30102/30109

2.списаны  средства со счета ЛОРО: 30109/401-408, 30102

В банке респонденте:

1.зачислены  средства на счет НОСТРО:  30110/401-408, 30102

2.списаны средства со счета ЛОРО: 401-408, 30102/30110

Для проведения расчетов банки открывают своим  клиентам расчетные, бюджетные и  текущие счета.

Расчетные счета открываются для ЮЛ различных  форм собственности, имеющих самостоятельный  баланс.

 Бюджетные  счета - организациям и учреждениям, которым для ведения деятельности выделяются средства из бюджета. Текущие счета открываются организациям, не занимающимся кредитной деятельностью. Также текущими являются счета в иностранной валюте.

 
 

 

Организационные основы аудита расчетных операций
Аудиторская проверка расчетных операций базируется на правильности применения банками  Положения о проведении безналичных  расчетов кредитными организациями  в РФ № 2-П от 03.10.02 г. В соответствии с этим Положением в банковской практике должны применяться следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, требования-поручения.

Положение о безналичных расчетах, регламентирующее общие подходы и единый документооборот  в банках, исходит из принципов  свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепления их в договорах, невмешательства банка в договорные отношения предприятий. Однако, учитывая это Положение, аудиторы должны обратить особое внимание на систему безопасности и защиты документооборота от проникновения в него подложных и фальшивых документов, действующую в проверяемом банке. Поэтому при составлении плана аудиторской проверки важно определить наиболее опасные и менее защищенные участки организации безналичных расчетов и документооборота, требующие дополнительного внутреннего контроля и сплошной проверки документов со стороны внешнего аудитора.

   Основные  стандарты аудита при проверке организации  безналичных расчетов исходят из действующих положений о формах расчетов, которые были названы выше, функционировании расчетных счетов и списании с них средств по распоряжению владельца счетов и в очередности, которую определяют руководители предприятий.

   По  согласованию между предприятиями  могут проводиться зачеты взаимной задолженности, минуя банк. В этом случае в банк представляются поручение, чек на незачтенную сумму.

   Взаимные  претензии по расчетам между плательщиками  и получателем средств рассматриваются  сторонами в установленном порядке  без участия банковских учреждений. Данный стандарт значительно упростил учетно-операционную работу, отмены внебалансовый учет просроченных платежных документов (картотека №2), начисление пени по этим документам.

   Расчетные стандарты предусматривают подачу жалобы при выявлении претензий  к банку или расчетно-кассовому центру (РЦК), а так же предъявление иска к учреждению банка, задерживающего расчеты и допускающего нарушения.

   За  несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание со счета владельца, а также за несвоевременное и неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, последний вправе потребовать от банка или РЦК уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной суммы, списанной суммы за каждый день задержки.

   Соблюдение  этой нормы может быть проверено путем выборочного обследования расчетных документов. Аудиторы могут определить размер упущенной выгоды и недополученной прибыли по всем неправильно и несвоевременно зачисленным средствам в пользу клиентов банка, по которым не востребован штраф.

   В соответствии с действующим законодательством  расчеты между предприятиями  проводят коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

   Расчеты между банками на территории России осуществляются через РЦК, которые  создаются Центральным банком в республиках, краях, областях, городах, районах. В 1992 г. ряд ведущих коммерческих банков учредил Центральную расчетную палату (ЦРП) – первое акционерное общество, получившее лицензию Банка России на проведение межбанковских расчетов в режиме реального времени с использованием новейших средств телекоммуникационной связи. Работа этой Палаты позволяет ускорить и оптимизировать расчеты между банками.

   Межбанковские расчеты могут осуществляться и  по корреспондентским счетам банков, открываемым друг у друга на основе межбанковских соглашений.

   В ходе аудиторской проверки расчетных  операций следует учитывать эти  принципиальные установки в межбанковских  расчетах и в соответствии с ними проверять документооборот по расчетным  операциям.

 

Стандарты для оформления расчетных документов 

Расчетные документы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов и содержать:

   -наименование  документа;

   -номер  расчетного документа, число,  месяц год его выписки;

   -номер  банка плательщика, его наименование  или его фирменное обозначение;

   -наименование  плательщика, номер его счета  в банке;

   -наименование  получателя средств, номер его  счета в банке, наименование  банка получателя (в чеке не  указывается), номер банка получателя  средств;

   -назначение  платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием допускается кодовое обозначение;

   -сумму  платежа, обозначенную цифрами  и прописью.

   Первый  экземпляр документа должен иметь  подписи руководителей предприятий, а первый экземпляр платежного поручения  еще и оттиск печати.

   Все расчетные документы должны приниматься к исполнению банком только при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам банка. Расчетные документы по операциям, которые осуществляют предприниматели без статуса юридического лица, принимаются банками к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати.

   Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их сумм. Списание средств  со счетов плательщиков производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по телефаксу). Платежные поручения, требования-поручения выписываются в количестве экземпляров, достаточных для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки разрешается выписывать от руки чернилами или шариковой ручкой, при этом помарки и подчистки в документах не допускаются.

   При проверке расчетных операций должны соблюдаться действующие нормы  и нормативы. Ответственность аудитора за обнаружение и предание гласности мошенничества и других незаконных действий связана с нарушением этих нормативов.

   В соответствии с этой нормой перед  аудитором не ставится задача поиска умышленных искажений. Аудитор должен выявить существенные отклонения от норм банковского учета и в этой связи обнаружить нарушения, искажающие записи в лицевых счетах и в балансовой отчетности.

   Именно  такое определение цели аудита бухгалтерского учета в коммерческом банке предъявляет  высокие требования к организации  аудиторской проверки. Аудитор так должен спланировать свою работу, чтобы обнаружить наиболее значимые ошибки. При характеристике данной нормы необходимо конкретизировать ее цель, дать классификацию нормы. Целью этой нормы является обеспечение контроля:

  • за выполнением аудитором обязанностей по выявлению незаконных действий и мошенничества в банках;
  • за факторами, влияющими на планирование и выполнение аудиторской проверки.

Анализируемая норма предусматривает четкую классификацию  возможных нарушений в бухгалтерском  учете банков по следующим направлениям: ошибки, нарушение норм действующих инструктивных положений; мошенничество; некорректность.

Юридическое оформление открытия расчетных и текущих  счетов клиентов
В ходе аудита должно быть проверено соблюдение банком установленного порядка открытия расчетных и текущих счетов клиентов и ведения по ним операций. Юридические дела клиентов на открытие счета должны храниться в отдельных сейфах в порядке возрастания номеров и счетов. Аудитор обязан проверить достоверность всех предусмотренных нормативными требованиями документов на открытие счета, которые должны находиться в этом деле.

Для открытия расчетного счета в банк должны быть представлены следующие документы: заявление на открытие счета, свидетельство  о регистрации организации, выданное регистрирующим органом, копии уставов и учредительного договора, прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально или регистрирующим органом; заверенные в установленном порядке в двух экземплярах банковские карточки с образцами подписей и оттиска печати. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, второй – главному бухгалтеру, а при отсутствии этой должности в штате – лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В случае открытия подразделению расчетного субсчета в банк вместе с банковскими карточками представляются приказ головного предприятия о создании подразделение и заявление с перечислением возможных операций, которые разрешается совершать по этому субсчету. При открытии валютного и текущего субсчетов наряду с вышеперечисленными документами в банк представляют также утвержденный головной организацией устав подразделения.

   Банковские  карточки в случае открытия расчетных  субсчетов и текущих счетов заверяются вышестоящей организацией, ее печатью; нотариальное заверение при этом не требуется. После предоставления вышеперечисленных документов на открытие счета, подписания договора на банковское обслуживание по распоряжению руководителя банка и главного бухгалтера банка открывается нулевой расчетный (текущий) счет клиента. Ему присваивается номер, который регистрируется специальной книгой регистрации счетов клиентов. Аудитор обязан проверить соблюдение банками установленных требований при открытии счетов клиентов, выявить меры, которые банк принимает в целях защиты от открытия счетов фиктивным фирмам; проникновению в банковский документооборот фальшивых платежных документов. Необходимо уделить внимание своевременности передачи клиентам выписок (в 2-х экземплярах) их валютных и текущих счетов. К банковской выписке на каждое движение средств прилагается оправдательный документ (платежное поручение, мемориальный ордер). Особое место в ходе аудиторской проверки должны занять проверка своевременного оформления документов и проводка их по счетам клиентов, контроль внутреннего аудита за своевременным проведением денежно-валютных операций по счетам клиентов, ответственность банков перед клиентами за их замедление.

 
 
Рабочая программа аудита расчетных и текущих  счетов клиента.

Этапы проверки:

1. Сверить  сальдо по балансовым счетам, отражающим учет расчетных и текущих счетов клиентов, по балансу на 1 е число каждого месяца, с данными лицевых счетов;

2. Выборочно проверить наличие юридических дел клиентов и соответствие представленных документов для открытия счетов требованиям законодательства;

3. Проверить наличие ежегодных подтверждений остатков, по  лицевым счетам представленных клиентами банка. Сверить остатки, указанные в подтверждениях с данными лицевых счетов клиентов на соответствующую дату;

4. Проследить порядок и своевременность предоставления

данных об открытии расчетного счета банком в налоговые органы. 

 
 
Аудит расчетов платежными поручениями
   Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета на списание денежных средств и зачисление их на счет получателя.

   Поручение представляется в банках установленной  формы, оно действительно в течение  десяти дней со дня выписки (день выписки  в расчет не принимается). Поручения  принимаются к исполнению банком только при наличии средств на счете, если между банком и владельцем счета нет других договоренностей. Выписывается в трех экземплярах: первый - служит основанием для записей операций банка и остается в документах дня, второй – пересылается в банк клиента, третий – прилагается к выписке из расчетного счета. При отсутствии денежных средств на счете плательщика платежное поручение помещается в картотеку  по счету 90902.

   При этом в бухгалтерском учете делается запись: 90902/99999

   Оплачивается  платежное поручение по мере поступления  средств, в очередности, установленной законодательством. При полной оплате делается проводка: 99999/90902.

   Если  оплата платежного поручения не может  быть исполнена из за отсутствия на корсчете средств, она учитывается  на счете 47418»»… Бухгалтерская запись: 405,406,407/47418. Одновременно расчетный документ учитывается на внебалансовом счете 90903. Запись: 90903/99999.

   При оплате платежного документа делаются проводки: 47419/30102 и одновременно делается запись: 99999/90903

Платежные поручения используются в расчетах в порядке плановых платежей при равномерных и постоянных поставках. Новые явления в организации расчетов платежными поручениями, которые должны учитываться в ходе аудиторской проверки, состоят в том, что по договоренности сторон платежи могут совершаться в следующих вариантах:

   авансовые платежи – до отгрузки товара;

   после отгрузки товара – путем прямого  акцепта товара;

   частичные платежи при крупных сделках.

   Списание  денежных средств с текущего счета  клиента отражается проводкой: 40702/30102,30109,30110,

 

Аудит расчетов чеками

Чек-документ, установленной формы, позволяющий  провести платежи чекодателя чекодержателю.

В процессе аудирования этой формы расчетов должны быть проверены все этапы  документооборота и контроля в банке  по выдаче и оплате чеков, их соответствие принятым нормам.

   При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику, банку, выдавшему счет на уплату определенной суммы денег, указанной в чеке, чекодержателю (получателю средств). Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, но в расчетах между физическими лицами не разрешается их использовать. Чек является ценной бумагой, а бланки чеков являются бланками строгой отчетности, поэтому подлежат учету на внебалансовом счете 91207 «Бланки строгой отчетности».

   Покрытием чека в банке чекодателя могут  быть:

  • средства, депонированные чекодателем на отдельном счете 40903 «расчетные чеки»;
  • средства по счетам клиента, но не свыше суммы, гарантированной банком.

   Банк  может по просьбе клиента гарантировать ему оплату чеков за счет своих средств при временном отсутствии их у клиента. В этом случае банк отражает сумму гарантии на внебалансовом счете 91404 «Гарантии выданные банком»

   В ходе аудиторской проверки необходимо тщательно изучить все первичные документы по оформлению чеков с учетом действующего стандарта.

   Для получения чеков предприятие  предоставляет в банк заявление (форма 040107) в одном экземпляре (при  получении гарантии банка – в  двух экземплярах). Документ должен иметь  подписи должностных лиц и оттиск печати, образцы их должны быть в карточке образцов подписей и оттисков печатей. В заявлении предприятие указывает номер счета, с которого будут оплачиваться чеки.

   Перечисление  суммы чека, депонируемой на отдельном  лицевом счете чекодателя 40903, оформляется платежным поручением клиента. Делается запись: 40702/40903

   Чек должен быть предъявлен к оплате в  учреждении банка в течение 10 дней, не считая день его выдачи. Установлены  определенные правила заполнения чека банковскими учреждениями. В чеке указывают наименование банка, выдавшего чек, его двадцатизначный номер, номер лицевого счета чекодателя, наименование чекодателя – юридического лица, номер его счета, а также предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек, – на оборотной стороне чека. Сумма лимита чека указывается цифрами и прописью, заверяется печатью и подписями должностных лиц банка. Это один из основных контрольных моментов при проверке чека в банке получателя денег и выявления фальшивых чеков.

   Вместе  с чеками банк обязан выдать клиенту идентификационную карточку (чековую карточку). Чековая карточка выдается клиенту в одном экземпляре независимо от количества чеков и идентифицирует чекодателя по каждому выданному им чеку.

   В ходе проверки аудита в выборочном порядке необходимо проверить правильность заполнения (и оформления) идентификационной карточки чека. Чек должен быть выписан на сумму не более указанной на его оборотной стороне и чековой карточке. Подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи, поставленной на чековой карточке, номер счета чекодателя, указанный в чеке, должен соответствовать номеру на чековой карточке. Чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без взимания комиссии. Такой контроль за состоянием оформления чека проводит предприятие-продавец в момент получения чека от чекодателя. Правильно оформленная карточка должна содержать на лицевой стороне следующие реквизиты:

   -наименование  банка и его местонахождение;

   -название  «чековая карточка №»;

   -подпись  чекодателя;

   -номер  счета чекодателя.

   На  обратной стороне выписанной карточки ставится подпись «гарантируем оплату чека, транстированного на нас,  при  соблюдении установленных условий». Условия эти названы выше при  раскрытии основных контрольных  моментов передачи чека продавцу от получателя. Предприятия-продавцы сдают принятые в уплату чеки в обслуживающий банк в установленном порядке – либо через инкассаторский аппарат, либо самостоятельно.

   Бухгалтерская запись по кредиту счета предприятия-продавца и дебету корреспондирующего счета  совершается только после списания денег со счета банка-плательщика. Банки сдают принятые от предприятий чеки в расчетно-кассовые центры (РКЦ) при реестрах установленной формы в 4 экземплярах, из которых 1–2-й экземпляры вместе с дебетовым авизо направляют в РКЦ, обслуживающий плательщика: 3-й – с чеком остается в РКЦ, обслуживающем банк поставщика; 4-й экземпляр выдается как расписка о приеме чеков банку поставщика.

   В реестре должна содержаться информация о чеке: наименование банка-плательщика  и его номер, номер счета чекодателя, сумма и номер чека. Некоторые банки выявляют фальшивые чеки на этапе приема их от предприятий-поставщика и составления реестра, поскольку в этот момент может быть обнаружен несущественный банк, приводимый как банк плательщика.

   Банки, обслуживающие покупателя, проводят списание средств со счета чекодателя на основании поступившего из РКЦ реестра чеков. В бухгалтерском учёте производится запись:  40903/30102

   Сами  чеки остаются на хранении в РКЦ, а  их копии могут быть затребованы  по мере необходимости. При выявлении на этом этапе фальшивых чеков (например, отсутствие в данном банке плательщика и счета по депонированию денежных средств) ущерб, причиненный банку поставщика, невозможно предотвратить, так как деньги уже выплачены предприятию-поставщику.

   Контрольным моментом в документообороте является и проверка чека предприятием, принимающем  его к оплате. Оно обязано убедиться, что сумма чека не превышает предъявленной  суммы, обозначенной на его оборотной  стороне и в чековой карточке; номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке. Необходимо убедиться в идентичности подписи, проставленной в чеке в момент его заполнения, и подписи, поставленной в чековой карточке. Наиболее часто встречаются случаи внедрения фальшивых чеков в оборот именно на этом этапе, и поэтому предприятия-продавцы должны нести ответственность перед банком за причиняемый ему ущерб. В ходе аудита целесообразно проверить организацию кредитно-расчетных отношений банков с такими клиентами.

   Убытки, возникающие в результате оплаты плательщиком (банком) утраченного или похищенного чека, несет чекодатель, т.е. предприятие-покупатель, если не будет доказано, что чек был оплачен вследствие умысла или неосторожности плательщика.

   Убытки, возникающие в результате оплаты плательщиком чека, который выписан на сумму, большую, чем предельный лимит, обозначенный на его оборотной стороне и в чековой карточке, а также при расхождении номера счета чекодателя и его паспортных данных, несет предприятие, принявшее чек в качестве платежного средства.

   РКЦ, принимающие чеки от коммерческих банков, проверяют правильность их заполнения, а также реестров чеков и проводят оплату чеков с последующим отдебетованием расходов другому РКЦ, который обслуживает  коммерческий банк плательщика.

   Списание  средств со счетов банка плательщика  производится обслуживающим РКЦ  немедленно на основании полученных при дебетовой авизо реестров чеков. В соответствии с действующими правилами учреждения Банка России (РКЦ) отвечают за убытки, произошедшие из-за оплаты ими неправильно заполненных чеков.

   Чеки, принятые предприятием, не могут быть ими индоссированы, т.е. передаваться их владельцам поставщикам-предприятиям посредством индоссамента.

   В отдельных случаях, когда при  полном использовании всех чеков сумма депонированных средств окажется неиспользованной, предприятию по его заявлению могут быть выданы чеки на сумму неиспользованных средств. В случае отказа предприятия в получении новых чеков оно по своему поручению может получить обратно на свой счет неиспользованные деньги.

Наиболее  часто встречающиеся нарушения:

1) банки  выявляют фальшивые чеки на  этапе приема их от поставщиков и составления реестра, поскольку в этот момент может быть обнаружен несуществующий банк, проводимый как

банк  плательщика;

2) банки,  обслуживающие покупателя, проводят  списание средств со счета чекодателя на основе поступившего от РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются в РКЦ, а их копии могут быть затребованы по мере необходимости. При выявлении на этом этапе фальшивых чеков ( например, отсутствие в данном банке плательщика или счета по депонированию средств) ущерб причиненный

банку поставщика, невозможно предотвратить, так как деньги уже выплачены предприятию- продавцу;

3) контрольным  моментом в документообороте  является и проверка чека предприятием, принимающим его к оплате. Надо обязательно убедиться, что сумма чека не превышает лимита, проверить номер счета чекодателя и подписи. Наиболее часто встречаются случаи внедрения фальшивых чеков именно на этом

этапе, и поэтому предприятия - продавцы должны нести ответственность перед банком за причиненный ему ущерб . В ходе аудита

целесообразно проверить организацию кредитно-расчетных отношений с такими клиентами ;

4) убытки, возникающие в результате оплаты  банком плательщика утраченного или похищенного чека, несет чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен вследствие умысла или неосторожности;

5) убытки, возникшие в результате оплаты  чека, который выписан на сумму,  большую, чем лимит, а также  при расхождении номера счета чекодателя , возмещает предприятие , принявшее чек;

6) при  установлении фактов нарушения  порядка учета, хранения и использования  бланков чеков банки могут  лишаться лицензии, поэтому в  ходе аудита необходимо тщательно  проверять соблюдение банками  данного законодательства.

Расчеты по инкассо

Расчеты по  инкассо представляют собой  банковскую операцию, по средствам  которой банк-эмитент по поручению  и за счет клиента на основании  расчетных документов, осуществляет действие по получению от плательщика  платежа.

Расчеты по  инкассо осуществляются:

1.на  основании платежных требований (с акцептом/ в безакцептном порядке)

2.на  основании инкассовых поручений  (всегда в бесспорном порядке)

Расчеты платежными поручениями свидетельствуют  об участии 2 субъектов: поставщика, имеющего право на востребование платежа, и плательщика, имеющего право производить платежи с его счета.

Расчеты платежными требованиями без акцепта  осуществляются в случаях предусмотренных  законодательством либо прописанных  в договоре.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Такие расчеты могут проводиться с  предварительным акцептом, либо в  безакцептном порядке. Срок для акцепта (период времени, в течении которого плательщик может отказаться от оплаты) определяется сторонами самостоятельно, но он не может быть более 5 рабочих дней.

Дополнительные  реквизиты платежных требований:

- условия оплаты ( с /без акцепта)

- срок для акцепта

- дата отсылки  плательщику  платежного требования

- наименование, дата, и номер документа, подтверждающего выполнение договорных обязательств поставщиком.

Инкассовое  поручение представляет собой расчетный  документ, на основании которого производится списание денежных средств со счета  плательщика в бесспорном порядке.

Инкассовое  поручение применяется:

Для взыскания денежных средств контрольными органами

Для взыскания денежных средств по исполнительным документам

В случаях, предусмотренными сторонами  в договоре

Зачисление  денежных средств на счет клиента  осуществляется проводкой:

30102 /40702 
 
 
 
 

   

Информация о работе Аудит в банках и кредитных организациях