Аудит внешнеэкономической деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

Интеграция России в мировую хозяйственную систему и широкое участие предприятий во внешнеэкономической деятельности с особой остротой ставит вопрос об адекватной организации контроля в этой специфической сфере. Специфика данной области позволяет выделить аудит внешнеэкономической деятельности как отдельное направление.

Содержание

Содержание
Часть 1 Теоретическая 3
Часть 2 Практическая 14
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

аудит.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)
Содержание
Часть 1 Теоретическая 3
Часть 2 Практическая 14
Библиографический список 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 1. Теоретическая

     1. Аудит внешнеэкономической деятельности предприятий

     Интеграция  России в мировую хозяйственную  систему и широкое участие предприятий во внешнеэкономической деятельности с особой остротой ставит вопрос об адекватной организации контроля в этой специфической сфере. Специфика данной области позволяет выделить аудит внешнеэкономической деятельности как отдельное направление.

     Согласно  Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) основная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     Основная  цель аудита внешнеэкономической деятельности - выражение мнения о достоверности бухгалтерского учета, его рациональности и эффективности в сфере экспортных, импортных и валютных операций, о соответствии порядка их ведения Российскому законодательству и международным стандартам; оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля на предприятии.

     Одна  из характерных особенностей внешнеэкономической  деятельности состоит в том, что участниками внешнеэкономических операций являются таможенные органы и банки, которые также осуществляют валютный и таможенный контроль, что влечет за собой необходимость применения в ходе аудита большего числа нормативных актов в области валютного и таможенного регулирования. Следует заметить, что согласно Федеральному закону N 307-ФЗ аудит не подменяет контроля за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Пользователями результатов аудиторских проверок являются инвесторы и собственники бизнеса, в то время как таможенный и валютный контроль направлен на соблюдение интересов государства.

     Большинство специалистов считает, что аудит внешнеэкономической деятельности должен ориентироваться в основном на контроль за соблюдением условий экспортных, импортных или финансовых контрактов, заключенных с иностранными партнерами, что, по их мнению, позволяет оценить обоснованность и законность выполнения внешнеэкономических контрактов, достоверность и полноту их отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Но поскольку в принятых формах бухгалтерской отчетности российских организаций информация о внешнеэкономической деятельности отдельно не выделяется, это создает реальные трудности для иностранных партнеров и внешних пользователей при использовании такой отчетности.

     Существует  ряд особенностей, которые в той  или иной степени могут повлиять на порядок отражения данных торговых операций в бухгалтерском учете:

     - большие расстояния между поставщиком  и получателем, большая и длительность по времени осуществления операций по экспорту и импорту товара, что влечет за собой повышение кредитных рисков и сбоев в сроках исполнения контрактов;

     - пересечение товаром таможенной  границы Российской Федерации;

     - расчеты по поставкам в иностранной  валюте, курс которой подвержен  изменениям, в результате чего появляется новый вид коммерческого риска - валютный;

     - сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки;

     наличие большого числа мест возникновения  затрат;

     - различия в законодательных и  нормативных актах стран, что  приводит к увеличению налогового бремени.

     Каждая  из перечисленных особенностей в  той или иной степени влияет на порядок отражения результатов указанной деятельности в бухгалтерском учете и на возможные налоговые риски.

     Под налоговыми рисками здесь понимаются налоговые последствия, вызванные несоблюдением российской организацией норм законодательства о налогах и сборах при исполнении ею обязательств по внешнеэкономическому договору.

     Указанные последствия могут проявиться:

     в непризнании обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС;

     в несвоевременном принятии к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления экспортных операций;

     в непризнании экономической обоснованности расходов, понесенных организацией при исполнении контракта.

     Формирование аудитором мнения о достоверности экспортных операций и их законности должно основываться на сравнении фактического состояния учета и отчетности с нормами действующего законодательства и принципами бухгалтерского учета при отражении операций по экспорту материальных и ценностей.

     Укажем  основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета по экспортным торговым операциям:

     1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.,

     2. Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая.

     3. Таможенный кодекс таможенного союза.

     4. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в РФ, утвержденной Приказом Минфина  России от 29.07.1998 № 34н.

     5. Федеральный закон "О бухгалтерском  учете" от 21.11.1996 № 129 - ФЗ

     6. Федеральные законы: "О валютном  регулировании и валютном контроле" (№ 173 ФЗ от 10.12.2003), "О таможенном  тарифе" (Закон РФ от 21.05.1993 №  5003-1, ред. от 28.06.2009), "Об основах  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" (№ 164-ФЗ от 08.12.2003г.)

     7. План счетов бухгалтерского учета  и Инструкция по применению  Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина России от 31.10.200 № 94н);

     8. Положение по бухгалтерскому  учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н).

     9. Положение по бухгалтерскому  учету "Учетная политика организации"  ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

     10. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н)

     11. Положение по бухгалтерскому  учету "Учет материально-производственных  запасов" ПБУ 5/01 (Приказ Минфина РФ от 09.06.01 № 44н)

     12. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н)

     13. Положение по бухгалтерскому  учету "Расходы организации"  ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ от 06.05.99 № 33н) устанавливает правила  формирования в бухгалтерском  учете информации о расходах коммерческих организаций.

     14. Межправительственные конвенции  и соглашения об избежании  двойного налогообложения (Конвенция  ООН о договорах международной  купли - продажи товаров).

     15. Международные правила поставок  товаров (ИНКОТЕРМС) и правила оформления и доставки грузов.

     16. Внутриведомственные нормативные  акты Банка России, Министерства  Финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ (инструкции, положения, приказы, указания, методические рекомендации, разъяснения).

     Еще одной особенностью аудита внешнеэкономической деятельности является то, что аудитор в ходе проверки может получить информацию не только из внутренних источников (договоры, учредительные и первичные документы, учетные регистры, формы отчетности), но и из внешних (паспорт сделки, таможенная декларация, аудиторское заключение о контрагенте, справочная информация о рыночных ценах на экспортируемую или импортируемую продукцию (товары, работы, услуги) и курсах банка России).

     Основными направлениями аудита внешнеэкономической деятельности являются:

     - аудит валютных операций;

     - аудит импортных операций;

     - аудит экспортных операций.

     Главной задачей аудита валютных операций является установление соответствия совершенных операций по кассе в иностранной валюте, по валютному и другим счетам в банках действующему законодательству Российской Федерации и подтверждение достоверности и полноты отражения этих операций в бухгалтерском учете предприятия.

     При осуществлении внешнеэкономической  деятельности заключение контрактов и осуществление платежей по ним совершаются в различных видах валют. Поэтому при аудите валютных операций аудитор должен проверить порядок их ведения в бухгалтерском учете (синтетический учет должен вестись в рублях, а аналитический учет - сразу в двух единицах измерения - в иностранной валюте и в рублях по курсу Банка России на дату совершения бухгалтерской операции).

     Основными направлениями аудита валютных операций являются:

     - законность открытия валютных счетов, соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

     - осуществление расчетов в иностранной валюте в пределах имеющихся валютных средств;

     - правильность применения формы расчетов при осуществлении внешнеэкономической деятельности на основании контрактов, полноту зачисления валютной выручки от продажи продукции, работ, услуг и других валютных операций;

     - проверка отражения в учете обязательной и необязательной продажи валютной выручки. В настоящее время государство не обязывает предприятия продавать валюту (Указание Банка России от 29.03.2006 N 1676-У "О внесении изменения в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации");

     - правильность учета затрат по расчетно-кассовому обслуживанию валютных счетов предприятия, правильность оплаты комиссионного вознаграждения за открытие валютных счетов и отражения в учете операций по покупке и продаже валюты на основании выписок банка и записей по счетам бухгалтерского учета;

     - проверка переоценки валюты и учета курсовой разницы, правильность осуществления арифметических расчетов и отражения в учете курсовых разниц;

     - проверка операций с наличной валютой, приобретаемой для выдачи командировочных;

     - проверка ведения валютной кассы;

     - проверка порядка получения валютных кредитов и займов;

     - проверка своевременного и полного погашения кредитов и займов;

     - проверка достоверности и корректности оценки сумм иностранной валюты, отраженной в формах финансовой отчетности;

     Главными источниками информации для проведения аудита учета валютных операций являются:

     - главная книга;

     - журнал-ордер N 1 и ведомость N 1;

     - регистры синтетического и аналитического учетов кассовых операций по счету 50 "Касса";

     - приходные и расходные кассовые ордера;

Информация о работе Аудит внешнеэкономической деятельности предприятий