Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:56, контрольная работа
Сущность аудита, его возникновение. Значение аудита для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.
Аудиторская деятельность в Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие аудита………………………………....3
1.2 Понятие аудита……………………………………………………...4
1.3 Обязательный аудит ………………………………………………..6
1.4 Аудиторское заключение…………………………………………...7
1.5 Аудиторская тайна……………………………………………….….8
Заключение………………………………………………………….….12
Список литературы…………………………………………………….13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Факультет непрерывных технологий образования
Контрольная работа по дисциплине
Аудит
На тему:
«Аудиторская деятельность в Российской Федерации»
Золотарева Н.В.
Екатеринбург 2011
Содержание
Аудиторская деятельность в Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие аудита………………………………....3
1.2 Понятие аудита……………………………………………………...4
1.3 Обязательный аудит ………………………………………………..6
1.4 Аудиторское заключение…………………………………………...7
1.5 Аудиторская тайна……………………………………………….….8
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Аудиторская деятельность в Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие аудита
Термин «аудит» (от латинского audire «слушать») берет начало с деятельности квесторов – должностных лиц, ведавших финансовыми и судебными делами Римской империи, отчеты которых направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. В средние века, в связи с введением принципов бухгалтерского учета, главной функцией аудита становится контроль за процессом ведения учета и за его правильностью и достоверностью, в России аудиторов называли присяжными бухгалтерами. С развитием крупного производства и разделением интересов тех, кто вкладывает деньги в его деятельность, появилась потребность во внутренних контролерах. В СССР роль внутреннего аудита частично выполнял внутриведомственный, внутрихозяйственный, производственный контроль. Становление аудита уже в РФ можно разделить на четыре этапа. Первый этап, с 1987 по1989 год, характеризуется директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным характером зарождения аудиторской деятельности. Период с 1989 по 1993 год выделен во второй этап. Именно в 1991 году было принято несколько важных законов (Закон РСФСР от 24 декабря 1990г. «О собственности в РСФСР», Закон РСФСР от 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), сыгравших немаловажную роль в становлении аудита. В этот период в России появляются первые негосударственные аудиторские организации, действующие на тот момент в условиях отсутствия единого акта, регламентирующего их работу. В качестве третьего этапа нужно указать период с декабря 1993 года по август 2001 года, где большую роль в развитии российского аудита сыграли Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.№2263, а также Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов. Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 года №119 «Об аудиторской деятельности» следует характеризовать как начало четвертого этапа становления аудита в РФ.
1.2 Понятие аудита
Рассмотрим теперь, что же такое аудит. Комиссия Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета, созданный в 1971 году, дал такое определение аудита: «Аудит – это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий результаты заинтересованным пользователям». В российской же теории аудит понимается более конкретно, т. е. под аудиторской деятельностью, аудитом понимается «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» Исходя из буквального толкования норм, содержащихся в ФЗ «Об аудиторской деятельности» можно придти к выводу, что по смыслу законодателя «аудиторская деятельность, аудит» - тождественные понятия. Это по мнению некоторых авторов является неверным. Они предлагают разграничивать данные понятия. Например Качановский Д.Е. считает, что : Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, включающая аудит и оказание сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая с целью контроля, рационализации и оптимизации финансовой деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц) с целью выражения мнения о ее достоверности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Оказание сопутствующих аудиту услуг - предпринимательская деятельность по оказанию услуг в сфере финансов, экономики и права в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности. Также, об аудите можно сказать, что с одной стороны, аудиторы осуществляют независимый финансовый контроль в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, на что прямо указывает ФЗ «Об аудиторской деятельности» и распространяет на нее особый правовой режим. С другой стороны, аудит – вид финансового контроля, осуществляемый специальными субъектами, с применением особого метода – аудиторской проверки, с определенной целью – выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Осуществляя свои функции, аудитор действует в публичных интересах, оценивая деятельность хозяйствующего субъекта для всеобщего знания. Однако он действует и в частных интересах самого проверяемого лица, заинтересованного в истинности своих представлений о действительном состоянии дел, изложенном в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Некоторые не согласны с установлением для аудита режима предпринимательства, полагая, что аудиторская деятельность имеет общие черты с адвокатской и нотариальной деятельностью, которые в силу прямого указания закона и по своей юридической сущности не являются предпринимательскими. Но в данном случае не учитывается, что адвокаты и нотариусы действуют с целью защиты, то есть принудительного способа осуществления субъективного права, применяемого в установленном законом порядке компетентными органами или уполномоченным на то лицом в целях восстановления нарушенного права. Аудиторы же выполняют не защитную, а финансовую контрольную функцию. В то же время аудиту присущи все признаки предпринимательской деятельности – это деятельность, осуществляемая постоянно и целенаправленно, самостоятельно, на свой риск, под свою ответственность, на профессиональной основе, с целью систематического получения прибыли путем проведения аудиторских проверок лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Аудит не может носить некоммерческий характер, хотя выполнение публичных функций диктует некоторые изъятия из общедозволительного правового режима предпринимательской деятельности. Сказанное не позволяет полностью отождествлять аудит с обычной предпринимательской деятельностью. Оптимальный правовой режим для аудиторского финансового контроля – режим установленный для предпринимателей, но с определенными особенностями, которые определяются контрольным характером данной деятельности, сочетанием публичных и частных интересов. Также, отметим, что аудиторский финансовый контроль – это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.
1.3 Обязательный аудит
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
1.4 Аудиторское заключение
1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
2. Аудиторское заключение должно содержать:
1) наименование "Аудиторское заключение";
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8) указание даты заключения.
3. Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудит
4. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.
5. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда.
1.5 Аудиторская тайна
1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.
3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (далее - уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору), и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.
6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
50 крупнейших аудиторских компаний России |
|
Информация о работе Аудиторская деятельность в Российской Федерации