Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:48, реферат

Описание

1. Цели, задачи и источники информации
2. Проверка кассовых операций. Особенности аудита операций с наличной валютой
3. Проверка учета операций по расчетным и валютным счетам в банках
4. Проверка учета денежных документов и средств в пути
5. Типичные нарушения правил ведения операций с денежными средствами. Обобщение результатов проверки.

Работа состоит из  1 файл

Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами.

  1. Цели, задачи и источники информации
  2. Проверка кассовых операций. Особенности аудита операций с наличной валютой
  3. Проверка учета операций по расчетным и валютным счетам в банках
  4. Проверка учета денежных документов и средств в пути
  5. Типичные нарушения правил ведения операций с денежными средствами. Обобщение результатов проверки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Цели, задачи и источники информации.

     Целью аудиторской проверки операций с  денежными средствами является установление соблюдения экономическими субъектами правил ведения кассовых операций, полноты и точности отражения в учете кассовых и банковских операций.

     Задачами  такой проверки являются:

     1) проверка правильности и полноты  заполнения первичной отчетности

     2) проверка кассовых операций

     3) проверка учета операций по расчетным и валютным счетам в банках

     4) проверка учета денежных документов и средств в пути

     5) проверка правильности заполнения  соответствующих строк отчетности

     Источниками информации для аудита служат: кассовая книга, приходные и расходные кассовые ордера, выписки банка по счетам, платежные документы, бухгалтерские регистры по учету денежных средств, отчетность и другие документы (см. Приложение, Таблица 1 «Перечень форм первичной учетной документации»). 

     2. Проверка кассовых  операций. Особенности  аудита операций  с наличной валютой.

     Аудиторская проверка кассовых операций, как правило, начинается с инвентаризации денежных средств в кассе экономического субъекта.

     Перед началом инвентаризации при наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа к ним. Кассир в присутствии аудитора составляет кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге за день проверки. Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменты инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных в расход денег не имеется.

     Затем начинается полистный пересчет денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную сумму, принимает к зачету, о чем делается пометка в акте1. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.

     Результаты  проверки оформляются составлением акта2, который подписывается аудитором, главным бухгалтером и кассиром.

     В случае выявления излишков или недостач денежных средств или денежных документов и других ценностей необходимо взять письменное объяснение у кассира. При выявлении крупных злоупотреблений аудитор может потребовать у руководителя организации отстранить кассира от его обязанностей до окончания проверки.

     При инвентаризации кассы проверяется: заключен ли с кассиром и раздатчиками договор о полной индивидуальной ответственности установленной формы3 (Приложение N 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85); имеется ли приказ о назначении кассира, соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации.

     Вся ответственность за оснащение помещения  кассы ложится на руководителя организации.

     Таблица 2

     При проверки кассы наиболее важно проверить:

     1      Полноту и своевременность оприходования  денежных средств, полученных по чекам  из банка. Сверка производится с выписками  банка. Проводится встречная проверка в банке в случае обнаружения исправлений, подчисток и т.д.
     2      Правильность  оформления приходных и расходных  кассовых ордеров, кассовой книги, журнала  регистрации приходных и расходных  кассовых ордеров
     3      Наличие подписи в получении денег, соответствие подписей на получение денег в расходных ордерах и ведомостях подписям в других документах (проверяется выборочно). Особое внимание уделяется подписям на выплату депонированных сумм
     4      Правильность  ведения кассовой книги и выведенных в ней остатков денег на конец дня
     5      Правильность  выведения итогов в платежных  ведомостях
     6      Правильность  оформления документов при депонировании  заработной платы
     7      Правильность  выдачи денег по доверенности
     8      Соблюдение  лимитов хранения денежных средств  в кассе и порядок расчетов наличными деньгами с юридическими лицами
     9      Хранение  ключей от сейфа и их дубликатов. Последние должны храниться в  опечатанном виде у руководителя организации
     10      Выполнение  постановлений Правительства РФ о применении контрольно-кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением и др.:

     А) применение контрольно-кассовых аппаратов  при расчетах с населением и регистрация  их в налоговых органах

     Б) применение контрольно-кассовой ленты

     В) правильность оформления и ведения  книги кассира-операциониста

     11      Правильность  составления бухгалтерских проводок. Особое внимание обращается на операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счет расчетов) на затраты производства (счета 20, 23, 25, 26) или издержки обращения (счет 44)
     12      Соответствие  записей в кассовой книге записям в журнале-ордере №1 и ведомости №1 по счету 50 «Касса» и Главной книге за истекший период.

     Дела  об административных правонарушениях  и наложении штрафов рассматриваются  инспекциями ФНС России по сведениям, предоставляемым банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения экономическими субъектами порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

     Проводится  также инвентаризация денежных документов, находящихся в кассе, и иностранной  валюты.

     После инвентаризации необходимо проверить, соответствует ли  ведение кассовых операций в организации Порядку ведения кассовых операций в РФ, утвержденному Советом Директоров Банка России решением от 22 сентября 1993 г. N 40  (Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 г. № 18 об Утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»)

     Проводится  проверка полноты и своевременности  оприходования денежных средств, поступающих  в кассу. Особое внимание уделяется  проверке операций по списанию денежных средств на затраты производства или издержки обращения.

     Экономические субъекты могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителем организации.

     Экономические субъекты обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленного лимита остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающим банком.

     Выдача  наличных денег и погашение заработной платы производится по надлежаще  оформленным платежным ведомостям, которые должны быть подписаны руководителем организации и главным бухгалтером. Подчистки, исправления в расчетно-платежной ведомости не допускаются.

     Аудитор по истечении установленного срока выплаты заработной платы проверяет, выполнил ли кассир свои должностные обязанности:

  1. В платежной ведомости против фамилии лиц, которым не произведены выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки «депонировано»;
  2. Составить реестр депонированных сумм;
  3. В конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных, подлежащих депонированию суммах, сверить с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью;
  4. Записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп «Расходный кассовый ордер № ».

     Бухгалтерия проверяет отметки, сделанные кассиром, а аудитор проверяет эти отметки.

     Депонированные  суммы сдаются в банк, и на сданные  суммы составляется один общий расходный  кассовый ордер. Подчистки, помарки  или исправления в приходных  кассовых ордерах, квитанциях к ним, расходных кассовых ордерах, платежных ведомостях не допускаются.

     Прием наличных денег кассами организаций производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

     Выдача  наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам или  другим документам.

     Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным

     Кассир  обязан иметь положение о ведении  кассовых операций, хорошо владеть  этим Положением. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность  всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации в результате умышленных действий, небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Аудитор может использовать в ходе проверки опросный лист (см. Приложение 2).

     Особенности аудита операций с  наличной валютой.

     В процессе аудита кассовых операций особое внимание уделяется аудиту операций с наличной валютой. При этом проверка производится по 5 показателям:

  1. полнота и своевременность оприходования валюты,
  2. законность валютных операций,
  3. правильность оформления кассовых ордеров на поступление и выдачу валюты,
  4. правильность определения курсовых разниц,
  5. правильность бухгалтерского учета курсовых разниц.
 

     3. Проверка учета  операций по расчетным  и валютным счетам  в банках

     При аудите операций по расчетному счету  необходимо установить:

     1) Соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в первичных документах;

     2) Имеется ли на приложенных  первичных документах штамп банка;

     3) Правильность и полноту зачисления  денежных средств, сданных в  банк наличными ;

     4) Обоснованность перечисления денежных  средств;

     5) Правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке;

     6) Соответствие записей, указанных в выписках  банка, записям в журнале-ордере №2 по кредиту счета №51 «Расчетный счет» в дебет счетов, ведомости №2 по дебету счета №51 «Расчетный счет» с кредита счетов, и Бухгалтерской Главной книге;

     7) Полноту и достоверность банковских  выписок и документов к ним.

     При проведении аудита операций по валютным счетам необходимо установить:

     а) законность открытия валютных счетов

     б) соответствует ли сумма по выпискам банка  суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах

     в) правильно ли применялись формы  расчетов при внешнеэкономической  деятельности.

     Средства  со счетов организации списываются  по распоряжению владельцев счетов. Все  платежи со счетов фирмы осуществляются в очередности, определяемой руководителем компании, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

     Расчетные документы должны быть стандартными. Соответствовать установленным  требованиям и содержать необходимые  реквизиты. Они принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

     Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

     Неверно оформленные расчетно-денежные документы  к обработке не принимаются.

     Учет  операций по расчетному счету осуществляется на активном счете 51 «Расчетный счет». По дебету счета 51 отражается поступление  денежных средств, а по кредиту – списание денежных средств с расчетного счета.

     Операции  по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

     Перечисления  на социальное страхование, пенсионное обеспечение и обязательное медицинское  страхование отражают по дебету счета 69 (в разрезе отдельных социальных фондов) и кредиту счетов 51, 52. Уплата штрафов и пеней отражается следующей бухгалтерской записью:

Информация о работе Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами