Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:49, курсовая работа
Безработица является неотъемлемым элементом рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над ее спросом. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда. К трудоспособному населению относятся те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.
Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица - одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые производят продукты и услуги, пользующиеся большим спросом.
3. Основные направления государственного регулирования рынка труда
Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач, проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных.
Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).
Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.
Косвенное регулирование рынка рабочей силы
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов, была принята в 30-х гг.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.
Биржи труда и частные посреднические фирмы
Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих получить работу;
6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
7) выплата пособий.
Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.
Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь, оказывается ежегодно в среднем 6--8 млн. безработных. В России в 2009 году за предоставлением государственных услуг в сфере занятости в органы службы занятости обратилось свыше 14 млн. человек.
Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.
Регулирование рынка труда в России
Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан:
· в течение 10 дней после постановки на учет консультант-регистратор по возможности должен предложить гражданину не менее 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера или участие в общественных работах, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), законодательством предусмотрено и предложение 2-х вариантов получения профессиональной подготовки на краткосрочных курсах по направлению службы занятости.
· если в течение 10 дней после регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы вопрос с его трудоустройством не был решен в силу отсутствия такой работы, и, если поставленный на учет в этот период не отказывался от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, или 2-х вариантов обучения (для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности) на краткосрочных курсах, не нарушал без уважительной причины (подтверждается, как и на работе, оправдательным документом) сроков приглашений к консультанту-регистратору - на 11 день со дня регистрации гражданина в органах службы занятости принимается решение о признании его безработным со дня его постановки на учет в целях поиска подходящей работы, и с этого же дня назначается пособие по безработице.
Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
* уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев -- 60%, в дальнейшем -- 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
* уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
* гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.
Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.
Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.
Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Заключение
Безработица, сопровождала человечество на всех этапах его жизненного пути. Она является неотъемлемой частью нашей жизни. Есть множество теорий возникновения безработицы, разрабатываются методы борьбы с ней, но все они бессильны в отношении данной проблемы. Единственное к чему они могут привести - это приблизится к естественному уровню безработицы. Но и эта модель не идеальна.
В конкурентном рынке труда, всегда есть вероятность того, что твой труд будет востребован и высоко оценен, что тебе предложат лучшие условия труда. Но также и велика вероятность того, что твое место займет кто-нибудь другой, тот, чей труд будет эффективней. Покупатель труда будет требователен и не приклонен в поисках лучших кадров и награда за труд будет соответствующая. Конкурентный рынок труда - это шаг на пути борьбы с безработицей.
Еще один шаг на этом пути - это привлечение инвестиций. Привлекая большое количество инвестиций, мы можем расширить или открыть новое производство, тем самым создать новые рабочие места. Но и здесь есть свои подводные камни. Развитие производства идет нога в ногу с научно-техническим прогрессом, заменяя человеческий труд - машинным. Что вновь приводит к безработице.
Не смотря на то, что безработица часть нашей жизни, не стоит забывать ее контролировать. Высокий уровень безработицы, приведет к огромным социальным, а также и экономическим последствиям. Поэтому государство, различными методами старается регулировать рынок труда. Выступая стабилизатором в отношениях между работодателем и работником.
Безработица - бич современного общества. На данный момент нет решения данной проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы минимизировать уровень безработных, и создать лучшие условия труда в конкурентной среде.
Главное внимание в своей деятельности центр уделял снижению напряженности на рынке труда и обеспечению равновесия между занятостью и безработицей. В целях реализации государственной политики в сфере занятости населения центром занятости населения района в текущем году проводились мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности государственных услуг по содействию занятости населения и защите от безработицы.
Приоритетными направлениями в деятельности центра занятости являлись активные формы занятости: профессиональное обучение, общественные и временные работы, профориентационная работа и психологическая поддержка населения, а также реализация специализированных программ для граждан, испытывающих трудности при поиске работы.
Список литературы
Основная литература
1. Борисов Е. Экономическая теория: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2007, Гл.21.
2. Иохин В. Экономическая теория: Учебник.- М.: Экономистъ, 2007, Гл.15.
3. Экономика : учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : Экономистъ, 2006, Гл. 14.
4. Архипов А.И., «Экономика», М:Проспект, 2-е издание, 2005 -840 с.
5. Бреев Б.Д., «Безработица в современной России», М:Наука, 2-е издание,
2006. - 269 с.
7. Булатов А.С., «Экономика», М:Экономистъ, 3-е издание, 2005-896 с.
8. 4.Бункина М.К., Семенов В.А.. «Макроэкономика.» 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000 .- 436 с.
9. 5.Николаева И.П. ,Казнахмедова И.П. , «Экономическая теория», М: Юнити, 3-е издание, 2005. - 543 с.
10. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлев Г.П., Тарасевич Л.С., «Экономическая теория», 2-е издание, М: Инфра - М, 2005. - 672 с.
11. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. , «Экономическая теория», 2-е издание, М: КНОРУС, 2005. - 464 с.
Дополнительная литература
1. Глобальные тенденции в сфере занятости в 2007-2008 гг. // БИКИ. - 2008. - № 16.
2. Дорофеева З. Незанятые в современной России // Социологические исследования. - 2008. - № 2.
3. Международная организация труда прогнозирует рост безработицы в мире. // БИКИ. - 2008. - № 18.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М.: Росстат, 2007.