Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 09:16, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Введение …………………………………………………………………………..... 3
1. Сущность и содержание бюджетного процесса.……………………………...…5
2. Бюджетная классификация Российской Федерации………...…………………...8
Заключение…………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………………….35
ПЛАН:
Введение ………………………………………………………
1. Сущность и содержание бюджетного процесса.……………………………...…5
2. Бюджетная классификация Российской Федерации………...…………………...8
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные
изменения в экономике России,
в ее политическом статусе, произошедшие
на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную
трансформацию бюджетного механизма.
Появление новых форм собственности и
следовательно, новых субъектов хозяйствования,
располагающих собственными финансами,
повлекло изменения в системе денежных
доходов; финансовые потоки стало возможным
регулировать в основном косвенными методами,
прямое перераспределение денежных средств
значительно сократило сферу своего применения.
Важным направлением модернизации государственных
финансов стало расчленение единого государственного
бюджета времен развитого социализма
на три самостоятельные части: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Федерации и
местные бюджеты, что явилось важным шагом
к демократизации финансовых отношений.
В том же направлении действовали переход
к налогам как главному способу обеспечения
доходов бюджета, отмена монополии на
внешнюю торговлю и валютные отношения,
разгосударствление промышленности и
т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям и в бюджетной системе России,
и в ее бюджетном устройстве.
Бюджетный
процесс представляет собой регламентированную
законодательством деятельность органов
власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению федерального
и местных бюджетов. Его содержание определяется
государственным и бюджетным устройством
страны.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации дано следующее определение:
«Бюджетный процесс – регламентируемая
нормами права деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов бюджетов, проектов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, утверждению и исполнению бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов, а также по контролю за их исполнением»..
Согласно статьи 151 Бюджетного кодекса
Российской Федерации в систему органов,
обладающих бюджетными полномочиями входят:
финансовые органы, органы денежно-кредитного
регулирования (Банк России), органы государственного
(муниципального) финансового контроля
(Счетная палата Российской Федерации,
контрольные и финансовые органы исполнительной
власти, контрольные органы региональных
и местных представительных органов)..
Определяющая роль бюджета
в социально-экономическом развитии страны
предполагает необходимость строго аргументированной
характеристики его сущности. Сущность
бюджета выражает совокупность особой
сферы финансовых отношений, обусловленной
существованием основного централизованного
денежного фонда страны.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В случаях, если Кодексом предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном законом, либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификации РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнек6ия расходных обязательств РФ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ1.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных Кодексом и иными федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ.
Бюджет рассматривается как важнейший инструмент иной социально-экономической политики, как средство реализации ее приоритетных задач: 1) преодоление массовой бедности, безработицы, детской беспризорности, эпидемий социально обусловленных болезней, тенденций деградаций человеческого потенциала; 2) предоставление гражданам гарантий на образование, здравоохранение и жилище, других социальных гарантий в соответствии с законодательно установленными нормативами бюджетных расходов; 3) уменьшение межрегиональной дифференциации уровней жизни населения; 4) повышения минимальной зарплаты работникам бюджетных отраслей до уровня прожиточного минимума; 5) погашения госзадолженности перед населением и предприятиями, включая долги по детским и другим социальным пособиям, восстановлению сбережений граждан, оборонному заказу; 6) обеспечивающего все это поддержания высоких темпов экономического роста на основе активизации инвестиционного процесса, модернизации и структурной перестройки народного хозяйства на современной технологической базе.
Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Все
этапы бюджетного процесса тесно увязаны
между собой. Бюджет любого уровня принимается
как законодательный акт, срок действия
которого определяется финансовым годом.
Во многих странах бюджетный год не совпадает
с календарным годом. На территории Российской
Федерации финансовый (бюджетный) год
устанавливается в 12 месяцев – с 1 января
по 31 декабря. Счетный период включает
в себя финансовый год и дополнительный
(льготный) период после его завершения,
составляющий один месяц, в течение которого
завершаются операции по обязательствам,
принятым в рамках бюджета.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы РФ.