Бюджетный процесс и бюджетное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Бюджетный процесс и бюджетное планирование. Их содержание и особенности.

Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарн

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс и бюджетное планирование.docx

— 21.03 Кб (Скачать документ)

Бюджетный процесс  и бюджетное планирование. Их содержание и особенности. 
  
Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. 
Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.

 
Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса. Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.

 
Значительная часть бюджетного процесса связана с подготвкой и утверждением проекта бюджета. Эта частьбюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета. 
Целями бюджетного планирования является:

 

  1. определение общего объема расходов бюджета и отдельных направлений использования средств в соответствии с экономической, функциональной и ведомственной классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.
  2. Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
  3. Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
  4. Установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.
  5. Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.
  6. Контроль за деятельность государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:

 

  1. Сбор и получение предусмотренных законом о бюджете доходов в целом и по каждому источнику.
  2. Полное финансирование расходов бюджета в общей сумме и по каждому направлению использования средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.
  3. Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
  4. Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.

 

  
Участники бюджетного процесса. Их характеристика. 
  
Бюджетные процедуры, связанные с организацией бюджетного процесса, осуществляются различными государственными органами и бюджетополучателями, которые имеют соответствующие полномочия. К этим органам относятся финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного финансового контроля.

 
К финансовым органам относится  министерство финансов РФ, федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и региональные и местные финансовые органы.

 
Денежно-кредитное регулирование  осуществляет центральный банк РФ. 
Государственный финансовый контроль возложен на счетную палату РФ, на контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований и на контрольные финансовые органы в федеральных, региональных и местных исполнительных органах.

 
Кроме этих органов в бюджетном процессе участвуют законодательные и исполнительные органы. Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, утверждают налоговое и бюджетное законодательства, но при этом не имеют права выполнять функции по исполнению бюджета.

 
Органы исполнительной власти осуществляют составление проекта бюджета, выносят  его на утверждение законодательных  органов и исполняют бюджет. Они  же составляют и предоставляют в  законодательные органы отчет об исполнении бюджета, управляют государственным  и муниципальным долгом, осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета и разрабатывают проекты законодательства в области бюджета и налогов.

 
Расходование денежных средств осуществляется через распорядителей бюджетных  средств и бюджетополучателей. Распорядители  бюджетных средств это государственные  и муниципальные органы, которые  распределяют бюджетные средства по бюджетополучателям. Это министерства, службы, агентства, а также другие ведомства, которые являются первыми  получателями средств из бюджета.

 
Распорядители бюджетных средств  определяют задания по предоставлению государственных и муниципальных  услуг бюджетополучателям, утверждают сметы доходов и расходов бюджетополучателей, составляют бюджетную роспись и  распределяют лимиты бюджетных обязательств по бюджетополучателям. При этом они  выполняют функции контроля за использованием бюджетных средств бюджетополучателями, а также непосредственно расходует бюджетные ресурсы на свое содержание.

 
По окончанию бюджетного года распорядитель  бюджетных средств составляет отчет  о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных  услуг, а также составляет отчетную смету доходов и расходов по всем подведомственным бюджетополучателям.

 
Бюджетополучатели это бюджетные  учреждения или другие организации, имеющие право на выделение им бюджетных средств и использования  этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

 
При этом бюджетным учреждением  признается организация, созданная  органами государственной или местной  власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических  и других функций некоммерческого  характера, деятельность которых осуществляется на основе сметы доходов и расходов и финансируется из соответствующего бюджета.

 
В соответствии с бюджетным законодательством  бюджетополучатели имеют право  на своевременное получение и  использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, имеют право на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств и право на компенсацию в случае недофинансирования бюджетных расходов. 
При этом бюджетополучатели обязаны:

 

  1. Своевременно подавать бюджетные заявки.
  2. Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением
  3. Своевременно составлять и предоставлять отчет и другие сведения об использовании бюджетных средств.

 

  
  
Характеристика  стадий бюджетного процесса. 
  
Первая стадия – это составления проекта федерального бюджета.  
Составление проекта идет в несколько этапов:

 
1.    Прогнозирование социально-экономического развития РФ и подготовка сводных финансовых балансов. Этот этап осуществляется министерством экономического развития и торговли, которое составляет прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год и в этом прогнозе устанавливает основные параметры, необходимые для составления бюджета – объем ВВП на следующий год, темпы его роста, уровень инфляции, средний курс доллара к рублю, общий объем государственных услуг, предоставляемых федеральными органами на следующий год. Одновременно с этим составляется сводный финансовый баланс, в котором отражаются сводные доходы и расходы РФ по бюджетам и организациям. Сводный финансовый баланс составляется на три года, на год бюджета и на два следующих. Составляется он по укрупненным показателям бюджетной классификации. 
2.    Составление непосредственно проекта бюджета. Проект бюджета составляется на основе постановления правительства РФ, в котором указываются сроки составления федерального бюджета, порядок его составления и порядок предоставления министерству финансов необходимых документов от федеральных ведомств. Составляет проект министерство финансов РФ. Начинается составление в феврале-марте предшествующего года.

 
Этот этап включает в себя два  этапа:

 
1.    Составление предварительного проекта федерального бюджета в соответствии с классификацией доходов и с функциональной классификацией расходов. Этот проект предоставляется федеральным ведомствам для ознакомления и субъектам РФ. 
2.    Составление окончательного проекта бюджета по всем подразделениям бюджетной классификации. Этот проект бюджета вместе с дополнительными документами предоставляется правительству РФ не позднее 15 июля текущего года. Правительство рассматривает этот проект, и после корректировок передает его в государственную думу РФ не позднее 15 августа текущего года. Этот проект предоставляется также в счетную палату, в совет федерации и президент РФ. На первом этапе рассматривает этот проект только государственная дума. Предварительно проект проходит экспертизу в комитетах государственной думы и в счетной палате, а затем, после одобрения экспертизой, государственная дума рассматривает проет в четырех чтениях.

 
В первом чтении, которое должно состояться в течение 30 дней после предоставления в думу проекта бюджета, рассматривается  концепция бюджета, доходы федерального бюджета по подразделениям бюджетной  классификации, распределение доходов, поступающих из федеральных источником между федеральным и региональными бюджетами, общий объем расходов федерального бюджета и бюджетный результат.

 
После утверждения бюджета в первом чтении государственная дума не имеет  права увеличивать расходы и  бюджетный дефицит без положительного заключения правительства РФ.  
По итогам первого чтения принимается и публикуется специальное постановление государственной думы, в котором отражаются основные параметры федерального бюджета.

 
В течение 15 дней после принятия бюджета  в первом чтении, проект бюджета  рассматривается во втором чтении. Во втором чтении государственная дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, а также размер фонда финансовой поддержки субъектов РФ.  
После этого бюджет рассматривается в третьем чтении, в течение 25 дней после его принятия во втором чтении. Предметом этого чтения является распределение средств бюджета по главным распорядителям, т.е. по ведомственной классификации, распределение средств фонда финансовой поддержки регионов по субъектам РФ и ряд программ, которые утверждаются в составе бюджета.

 
В четвертом чтении проект закона о  федеральном бюджете рассматривается  в целом, подвергается редакционной правке и внесение каких либо поправок в доходы и расходы здесь не допускается. Проект должен быть рассмотрен не позднее 15 дней после его рассмотрения в третьем чтении.

 
После принятия закона в четвертом  чтении, он считается принятым полностью  государственной думой. В течение 5 дней этот закон должен быть передан  для рассмотрения в совет федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее чем в течение 14 дней со дня его получения из государственной думы.

 
Совет федерации не имеет права  изменять показатели бюджета, утвержденные государственной думой. Закон рассматривается  на предмет его полного одобрения. Одобренный советом федерации закон  в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписи и обнародования. 
После публикации в официальной печати закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен.

 
На каждом этапе рассмотрения проекта  бюджета проект может быть  не утвержден или не одобрен. В этом случае он направляется либо в согласительную комиссию, либо возвращается правительству, либо государственной думе может быть поставлен вопрос о доверии к правительству и передачи составления бюджету новому правительству.


Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование