Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:54, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в результате проведения в нашей республике реформ, связанных со становлением рыночных отношений, постепенно устанавливаются новые правила формирования бухгалтерской отчетности отечественных организаций, приводящее ее в соответствие международным стандартам финансовой отчетности. От степени их соблюдения зависит достоверность оценки достижений организации и ее возможностей, степень риска решений, принимаемых на основе отчетных данных. В связи с отмеченными обстоятельствами повышаются требования к профессионализму бухгалтеров в вопросах составления бухгалтерской отчетности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ……………………………………...5
Сущность и значение бухгалтерской отчетности………………………...5
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности………………9
1.3 Сущность и значение международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………………………………….12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ……………………………………17
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………………17
2.2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности……………………….18
2.2.1 Бухгалтерский баланс……………………………………………...18
2.2.2 Отчет о прибылях и убытках………………………………………26
2.2.3 Отчет об изменении капитала……………………………………..28
2.2.4 Отчет о движении денежных средств……………………………..29
2.2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу…………………………..31
2.2.6 Отчет о целевом использовании полученных средств…………..32
2.2.7 Пояснительная записка…………………………………………….32
2.3 Порядок, сроки предоставления и утверждения отчетности……………33
3 ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Составление
отчетности по МСФО дает возможность
более реально видеть финансовое
состояние предприятия и
Международные стандарты базируются на основных принципах составления финансовой отчетности: начисления, существенности, приоритета содержания над формой, непрерывности деятельности и т.д. Если в стандарте МСФО не урегулирован какой-либо вопрос, то при составлении отчетности решать его необходимо исходя из этих принципов.
В
отличие от МСФО национальные стандарты
многих стран, как правило, представляют
собой свод подробных правил, детально
описывающих порядок учета
Проблемы унификации национальных учетных систем мировое сообщество пытается решить посредством формирования глобальной системы бухгалтерского учета на базе МСФО.
В Республике Беларусь формирование отечественного законодательства, в том числе и по бухгалтерскому учету, происходит в направлении сближения с МСФО. При этом принимаются во внимание национальные экономические интересы и организационные особенности нашей учетной системы. Сближение с МСФО включает пять шагов: официальный перевод МСФО; изменение национального законодательства; членство в международных организациях; подготовка специалистов по МСФО; контроль соблюдения МСФО.
Сейчас подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в новой редакции ( далее – проект Закона), в котором законодательное закрепление применения МСФО предусмотрено двумя способами:
-
обязательное применение МСФО
общественно значимыми
-
использование МСФО в качестве
основы для разработки
Преобразование системы нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности на основе МСФО предусматривается посредством введения в иерархию нормативных правовых актов положений (стандартов) по бухучету и отчетности с закреплением в них принципов формирования и общих требований к раскрытию информации бухгалтерской отчетности. Конкретные методики получения этой информации будут прописываться в инструкциях по бухгалтерскому учету и отчетности.
Сближение с МСФО нуждается в усилении требований к содержанию бухгалтерской отчетности. В проекте Закона установлены основополагающие в МСФО принципы и качественные характеристики отчетности. Особое внимание уделено видам учетных оценок и порядку пересчета на основе МСФО активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте.
Применение
МСФО требует наличие
В проекте также определены общие требования к составлению и публикации отчетности, а также ее состав, соответствующий международным стандартам. Субъекты малого предпринимательства будут представлять отчетность в сокращенном виде — только баланс и отчет о прибылях и убытках.
Принятие данного проекта Закона будет означать выход отечественного бухучета на качественно новый уровень.
Утвержденный
правительством План мероприятий на
2011 год по сближению национального
законодательства с международными
стандартами финансовой отчетности
включает вопросы об изменении законодательства
РБ в области бухгалтерского учета
и отчетности, об оценке активов
и обязательств, об аудиторской деятельности
и ряд организационных
Переход
на МСФО повысит достоверность
2.1
Подготовительные
работы по составлению
бухгалтерской отчетности
Составление годовой отчетности требует большой подготовительной работы и проведение целого ряда мероприятий, а именно:
1. Проверяется полнота оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах;
2. В установленные руководителем предприятия сроки проводится полная инвентаризация всех статей баланса и отражаются в учете ее результаты;
3. По постановлениям правительства переоцениваются основные средства, товарно-материальные ценности и другие активы, результаты переоценки отражаются в учете;
4. Выверяются сальдо по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками, что оформляется соответствующими актами;
5. вносятся исправления в учетные данные по результатам проверок налоговых органов, вышестоящих и аудиторских организаций, обнаружения технических ошибок в учете и т.п.;
6.
Переносятся в соответствующие
журналы-ордера и ведомости
7. Реформируется баланс;
8. Подсчитываются обороты и сальдо на конец отчетного года по журналам-ордерам, производится взаимная сверка данных журналов и ведомостей;
9. Переносятся в Главную книгу данные журналов-ордеров;
10. Определяются остатки на конец отчетного периода по синтетическим счетам в Главной книге и по их данным, составляется сальдовая ведомость на 1 января;
11.
Сверяются данные синтетического и аналитического
учета по счетам, выявляются и устраняются
допущенные в учете ошибки.
2.2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности
2.2.1
Бухгалтерский баланс
Коммерческие и некоммерческие организации ( за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций, финансируемых из бюджета), в том числе организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели, принявшие решение о ведении бухгалтерского учета, составляют бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 ( с учетом изменений и дополнений. При заполнении форм бухгалтерской отчетности организации руководствуются инструкцией, утвержденной данным постановлением.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
- бухгалтерского отчета (ф. № 1);
- отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);
- отчета о об изменении капитала (ф. № 3);
- отчета о движении денежных средств (ф. № 4);
- приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);
- отчета о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);
- пояснительной записки и аудиторского заключения, если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту.
Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.
Бухгалтерская отчетность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей составляется за отчетный год и состоит из следующих форм:
- бухгалтерского отчета (ф. № 1);
- отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);
- пояснительной записки.
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности начинается, как правило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1).
В
бухгалтерском балансе
Баланс составляется на основании данных регистров бухгалтерского учета. В графе 3 «На начало года» показываются данные о стоимости активов и пассивов на начало отчетного периода (вступительный баланс). В графе 4 «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и пассивов на конец отчетного периода (заключительный баланс).
Под активами понимаются ресурсы предприятия, которые дают определенное представление о его потенциале по формированию будущих ресурсов. В настоящее время в активе бухгалтерского баланса выделяют два раздела: раздел 1 «Внеоборотные активы» и раздел 2 «Оборотные активы».
В разделе 1 «Внеоборотные активы» показываются данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.
Основные
средства, нематериальные активы в
бухгалтерском балансе
По
статье «Основные средства»
По статье «Нематериальные активы» учитываются нематериальные активы, принадлежащие организации. Информация о наличии и движении нематериальных активов организации отражается на синтетическом счете 04 «Нематериальные активы», их амортизация отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов». В бухгалтерском балансе приводится первоначальная стоимость нематериальных активов, их амортизация и остаточная стоимость, которая включается в итог баланса.
По
статье «Доходные вложения в материальные
ценности» отражаются данные счета
03 «Доходные вложения в материальные
ценности», на котором содержится информация
о наличии и движении вложений
организации в часть имущества,
здания, помещения, оборудование и другие
ценности, имеющие материально-
По статье «Вложения во внеоборотные активы» показываются затраты, отраженные по счетам 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
По статье «Прочие внеоборотные активы» показываются долгосрочные активы и вложения, полученные в доверительное управление, а также другие внеоборотные активы, не нашедшие отражения в разделе 1 бухгалтерского баланса.
В
разделе 2 «Оборотные активы» бухгалтерского
баланса приводится информация об остатках
активов, составе дебиторской