Бухгалтерская отчетность Белорусских предприятий и направления ее совершенствования с учетом международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в результате проведения в нашей республике реформ, связанных со становлением рыночных отношений, постепенно устанавливаются новые правила формирования бухгалтерской отчетности отечественных организаций, приводящее ее в соответствие международным стандартам финансовой отчетности. От степени их соблюдения зависит достоверность оценки достижений организации и ее возможностей, степень риска решений, принимаемых на основе отчетных данных. В связи с отмеченными обстоятельствами повышаются требования к профессионализму бухгалтеров в вопросах составления бухгалтерской отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ……………………………………...5
Сущность и значение бухгалтерской отчетности………………………...5
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности………………9
1.3 Сущность и значение международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………………………………….12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ……………………………………17
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………………17
2.2 Состав и содержание бухгалтерской отчетности……………………….18
2.2.1 Бухгалтерский баланс……………………………………………...18
2.2.2 Отчет о прибылях и убытках………………………………………26
2.2.3 Отчет об изменении капитала……………………………………..28
2.2.4 Отчет о движении денежных средств……………………………..29
2.2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу…………………………..31
2.2.6 Отчет о целевом использовании полученных средств…………..32
2.2.7 Пояснительная записка…………………………………………….32
2.3 Порядок, сроки предоставления и утверждения отчетности……………33
3 ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №2.doc

— 77.96 Кб (Скачать документ)

     Составление отчетности по МСФО дает возможность  более реально видеть финансовое состояние предприятия и проявлять  значительно большую самостоятельность в принятии решений.

     Международные стандарты базируются на основных принципах  составления финансовой отчетности: начисления, существенности, приоритета содержания над формой, непрерывности  деятельности и т.д. Если в стандарте  МСФО не урегулирован какой-либо вопрос, то при составлении отчетности решать его необходимо исходя из этих принципов.

     В отличие от МСФО национальные стандарты  многих стран, как правило, представляют собой свод подробных правил, детально описывающих порядок учета хозяйственных  операций и исключений из этих правил.

     Проблемы  унификации национальных учетных систем мировое сообщество пытается решить посредством формирования глобальной системы бухгалтерского учета на базе МСФО.

     В Республике Беларусь формирование отечественного законодательства, в том числе  и по бухгалтерскому учету, происходит в направлении сближения с МСФО. При этом принимаются во внимание национальные экономические интересы и организационные особенности нашей учетной системы. Сближение с МСФО включает пять шагов: официальный перевод МСФО; изменение национального законодательства; членство в международных организациях; подготовка специалистов по МСФО; контроль соблюдения МСФО.

     Сейчас  подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в новой редакции ( далее – проект Закона), в котором законодательное закрепление применения МСФО предусмотрено двумя способами:

     - обязательное применение МСФО  общественно значимыми организациями,  к которым отнесены Национальный  банк, банки и небанковские кредитно-финансовые  организации, страховые организации,  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, открытые акционерные  общества, ценные бумаги которых  допущены к обращению через  организаторов торговли ценными  бумагами;

     - использование МСФО в качестве  основы для разработки нормативных  правовых актов по бухгалтерскому  учету и отчетности.

     Преобразование  системы нормативных правовых актов  по бухгалтерскому учету и отчетности на основе МСФО предусматривается посредством  введения в иерархию нормативных  правовых актов положений (стандартов) по бухучету и отчетности с закреплением в них принципов формирования и общих требований к раскрытию  информации бухгалтерской отчетности. Конкретные методики получения этой информации будут прописываться  в инструкциях по бухгалтерскому учету и отчетности.

     Сближение с МСФО нуждается в усилении требований к содержанию бухгалтерской отчетности. В проекте Закона установлены  основополагающие в МСФО принципы и  качественные характеристики отчетности. Особое внимание уделено видам учетных  оценок и порядку пересчета на основе МСФО активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте.

     Применение  МСФО требует наличие высококвалифицированных  бухгалтеров. От их профессионального  уровня зависит степень доверия  пользователей к бухгалтерской  отчетности. В проекте Закона расширены  полномочия главных бухгалтеров  и повышены требования к ним. Предусмотрена  национальная сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации.

     В проекте также определены общие  требования к составлению и публикации отчетности, а также ее состав, соответствующий  международным стандартам. Субъекты малого предпринимательства будут  представлять отчетность в сокращенном  виде — только баланс и отчет  о прибылях и убытках.

     Принятие  данного проекта Закона будет означать выход отечественного бухучета на качественно новый уровень.

     Утвержденный  правительством План мероприятий на 2011 год по сближению национального  законодательства с международными стандартами финансовой отчетности включает вопросы об изменении законодательства РБ в области бухгалтерского учета  и отчетности, об оценке активов  и обязательств, об аудиторской деятельности и ряд организационных мероприятий.

     Переход на МСФО повысит достоверность информации о белорусских предприятиях, а также доверие иностранных инвесторов к их финансовой отчетности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ  БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
 

2.1   Подготовительные  работы по составлению  бухгалтерской отчетности 

     Составление годовой отчетности требует большой  подготовительной работы и проведение целого ряда мероприятий, а именно:

     1. Проверяется полнота оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах;

     2. В установленные руководителем предприятия сроки проводится полная инвентаризация всех статей баланса и отражаются в учете ее результаты;

     3. По постановлениям правительства переоцениваются основные средства, товарно-материальные ценности и другие активы, результаты переоценки отражаются в учете;

     4. Выверяются сальдо по расчетам с финансовыми и налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками, что оформляется соответствующими актами;

     5. вносятся исправления в учетные данные по результатам проверок налоговых органов, вышестоящих и аудиторских организаций, обнаружения технических ошибок в учете и т.п.;

     6. Переносятся в соответствующие  журналы-ордера и ведомости аналитического  учета данные листков-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

     7. Реформируется баланс;

     8. Подсчитываются обороты и сальдо на конец отчетного года по журналам-ордерам, производится взаимная сверка данных журналов и ведомостей;

     9. Переносятся в Главную книгу данные журналов-ордеров;

     10. Определяются остатки на конец отчетного периода по синтетическим счетам в Главной книге и по их данным, составляется сальдовая ведомость на 1 января;

     11. Сверяются данные синтетического и аналитического учета по счетам, выявляются и устраняются допущенные в учете ошибки. 

   2.2   Состав и содержание  бухгалтерской отчетности

     2.2.1   Бухгалтерский баланс 

     Коммерческие  и некоммерческие организации ( за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, организаций, финансируемых из бюджета), в том числе организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели, принявшие решение о ведении бухгалтерского учета, составляют бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 ( с учетом изменений и дополнений. При заполнении форм бухгалтерской отчетности организации руководствуются инструкцией, утвержденной данным постановлением.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) годовая бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

     - бухгалтерского отчета (ф. № 1);

     - отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);

     - отчета о об изменении капитала (ф. № 3);

     - отчета о движении денежных средств (ф. № 4);

     - приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

     - отчета о целевом использовании полученных средств (ф. № 6);

     - пояснительной записки и аудиторского заключения, если организация в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту.

     Существуют  также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

     Бухгалтерская отчетность организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей составляется за отчетный год и состоит  из следующих форм:

     - бухгалтерского отчета (ф. № 1);

     - отчета о прибылях и убытках (ф. № 2);

     - пояснительной записки.

     Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности начинается, как правило, с заполнения бухгалтерского баланса (ф. № 1).

     В бухгалтерском балансе отражается имущество организации, ее капитал  и обязательства в денежном выражении  на определенную дату. Он состоит из двух частей: актива и пассива. В  активе отражается имущество предприятия (хозяйственные средства по их видам), а в пассиве - капитал и обязательства (источники формирования хозяйственных  средств).

     Баланс  составляется на основании данных регистров  бухгалтерского учета. В графе 3 «На  начало года» показываются данные о  стоимости активов и пассивов на начало отчетного периода (вступительный  баланс). В графе 4 «На конец отчетного  периода» показываются данные о стоимости  активов и пассивов на конец отчетного  периода (заключительный баланс).

     Под активами понимаются ресурсы предприятия, которые дают определенное представление  о его потенциале по формированию будущих ресурсов. В настоящее  время в активе бухгалтерского баланса  выделяют два раздела: раздел 1 «Внеоборотные активы» и раздел 2 «Оборотные активы».

     В разделе 1 «Внеоборотные активы» показываются данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.

     Основные  средства, нематериальные активы в  бухгалтерском балансе приводятся по первоначальной и остаточной стоимости. Стоимость основных средств и  вложений во внеоборотные активы показывается на начало и конец отчетного года с учетом результатов переоценки, проведенной в соответствии с законодательством.

     По  статье «Основные средства» показываются данные по основным средствам, как действующим, так и находящимся на консервации. Синтетический учет основных средств  ведется на активном счете 01 «Основные  средства», а их амортизация –  на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств». В бухгалтерском  балансе приводится первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств, их амортизация и остаточная стоимость, которая включается в  итог баланса.

     По  статье «Нематериальные активы»  учитываются нематериальные активы, принадлежащие организации. Информация о наличии и движении нематериальных активов организации отражается на синтетическом счете 04 «Нематериальные активы», их амортизация отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов». В бухгалтерском балансе приводится первоначальная стоимость нематериальных активов, их амортизация и остаточная стоимость, которая включается в итог баланса.

     По  статье «Доходные вложения в материальные ценности» отражаются данные счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности», на котором содержится информация о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые во временное  пользование с целью получения  дохода. В бухгалтерском балансе приводится первоначальная (восстановительная) стоимость активов,  сумму начисленной по ним амортизации и остаточная стоимость указанного имущества, которая включается в итог баланса.

     По  статье «Вложения во внеоборотные активы» показываются затраты, отраженные по счетам 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     По  статье «Прочие внеоборотные активы» показываются долгосрочные активы и вложения, полученные в доверительное управление, а также другие внеоборотные активы, не нашедшие отражения в разделе 1 бухгалтерского баланса.

     В разделе 2 «Оборотные активы» бухгалтерского баланса приводится информация об остатках активов, составе дебиторской задолженности  и финансовых вложений, а также  о денежных средствах организации.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность Белорусских предприятий и направления ее совершенствования с учетом международных стандартов