Бухгалтерская профессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:59, реферат

Описание

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в государственной экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 73.67 Кб (Скачать документ)

Введение

Сущность бизнеса состоит  в постоянном совершенствовании  самой фирмы, ее стратегии и тактики  в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без  талантливых менеджеров, которые  могут повести за собой людей  и реализовать все задуманное.

Сила современного менеджмента, его ядро, состоит с одной стороны, в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и  целей, от превращения знаний, опыта  и достижений научно технического прогресса  в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая  заключается в созидательном  применении информационных технологий.

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области  промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в  результате непосредственного участия  людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний науки  управления, мировых достижений в  организации экономических и социальных процессов.

В нашей стране пока еще  не достигнуты значительные успехи в  теоретическом и практическом освоении менеджмента.

Реорганизовываются старые структуры управления и власти в  государственной экономике, при  этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции  управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям.

1. История развития менеджмента

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между общинами являлся  натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя.

Постепенно с развитием  товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля, позднее, во времена  феодализма и натурального хозяйства  значение торговли в деревне немного  уменьшилось, но с развитием городов  и ремесла она вновь приобрела  свое первоначальное значение.

Во времена становления  капитализма и первоначального  накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным  управленцем был хозяин, то во времена  бурного промышленного роста  структура значительно изменилась.

Именно на этом этапе и  начал развиваться менеджмент в  том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. В то же время  нельзя утверждать, что он появился в связи развитием капитализма. Менеджмент существовал и раньше. Доктор экономических наук, профессор  Веснин В.Р. в книге «Менеджмент  для всех» пишет: «Управление  появилось вместе с людьми. Там  где хотя бы два человека объединились в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации  их совместных действий, решение которой  кто-то из них должен был брать  на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным исполнителем».

Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые  следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать  надсмотром, чем управлением.

Во времена феодализма также существовали управляющие, помощники  хозяина. Это можно считать одним  из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян. Это было простое, но все же, проявление управления.

Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием  капитализма, именно тогда появилась  потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к  успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

Ярким примером является Америка: множество контор, работающих в различных  областях. Каждая из них имеет свою управленческую структуру, где кроме  хозяина есть еще и управляющий, финансисты и аналитики, занимающиеся разработкой политики фирмы. Те из них, чьи специалисты оказались наиболее талантливыми, опытными и грамотными выжили в море дикой конкуренции. Все самые знаменитые американские бизнесмены: Генри Форд, Рокфеллер  и другие начинали с малого, но, быстро сориентировавшись в сложившейся  на рынке ситуации, они смогли набрать  команду и сделать свою работу максимально эффективной. Работая  быстрее и лучше других, они  смогли стать лидерами в своей  области.

Основная цель существования  любого бизнеса и создания любой  фирмы - привести фирму к вершине  успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в  будущее, видя новые перспективы  ее развития.

2. Понятие и  виды менеджмента

Подавляющее большинство  членов общества входит в одну или  несколько организаций. Эти организации  могут быть производственными, учебными или исследовательскими, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Иными  словами, общество состоит из огромного  количества различных организаций, и большинство людей почти  всю свою сознательную жизнь связаны  с ними, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.

Основными составляющими  любой организации являются: а) люди, входящие в данную организацию; б) задачи, для решения которых данная организация  существует; в) управление, которое  формирует, мобилизует и приводит в  движение потенциал организации  для решения стоящих перед  ней задач. Люди, специально занимающиеся управленческой деятельностью, называются менеджерами, а их занятие менеджментом.

Первоначально слово «менеджмент» означало «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот в свою очередь - от латинского «manus» (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - «руководство людьми». На родине менеджмента - США - менеджерами называют лиц, которые в соответствии с законодательством берут на себя обязанности по осуществлению власти над корпоративным бизнесом и имуществом. У американцев термин «менеджмент» обозначает процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы в интересах достижения стоящих перед ней целей. Другими словами, менеджмент это - теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

Необходимо отметить, что  употребляя понятие «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. Так в фундаментальном Оксфордском  словаре английского языка менеджмент определяется как: «способ, манера обращения  с людьми; властью и искусство  управления; особого рода умелость и административные навыки; орган  управления, административная единица».

В словаре иностранных  слов менеджмент переводится на русский  язык как управление производством  и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения эффективности  производства и его прибыльности.

В учебном пособии «Менеджмент  организаций» под редакцией доктора  экономических наук, профессора З.П.Румянцевой, доктора экономических наук, профессора Н.А.Соломатина дается следующее понятие. «Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально  подготовленные специалисты формируют  организации и управляют ими  путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента  предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям». «Менеджмент организаций» под ред. З.П.Румянцева, Н.А. Соломатина. М. 1997 г. с. 11

Сегодняшнее понятие менеджмент, отмечает доктор экономических наук, профессор В.Р.Веснин имеет ряд  значений.

«Во-первых, это хозяйственное  управление организацией, действующей  в условиях рынка в «автономном  плавании», связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым  неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском  Союзе в условиях командно - административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а  направлялось государственной властью.

Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной  сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое  распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов  деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.

В-третьих, понятием «менеджмент» в настоящее время характеризуется  группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует  термин «руководство».

В-четвертых, менеджмент - учебная  дисциплина, преподавание которой в  колледже одного из городов США начал  в 1881 году, некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

В-пятых, наконец, менеджмент, представляет собой совокупность научных  знаний и практического опыта  в области управления, имеющих  междисциплинарный характер. Здесь  используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими  законы». Веснин В.Р. «Основы менеджмента». Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М. 1996 г. с. 37

На мой взгляд - это  наиболее полное определение понятия  «менеджмент». Следует обратить внимание на то, что “русское слово “управление  “ и английское слово “менеджмент  “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается  вполне определенный круг явлений и  процессов. На самом деле термин “управление  “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент  “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к  управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

Тем ни менее, государственные, общественные и иные организации  также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят  достичь своих целей при минимуме затрат. С учетом изложенного в  работе, термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин «менеджмент».

Вышеизложенные определения  понятия менеджмент, дают основания  полагать, что менеджмент пронизывает  всю организацию, затрагивает практически  все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно  достаточно четко определить границы  деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его  отдельные виды:

1. Производственный менеджмент - это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно - правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

2. Финансовый менеджмент - это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

3. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных видов  специального менеджмента в настоящее  время разрабатываются другие виды:

· менеджмент социальной сферы;

· банковский менеджмент;

· налоговый менеджмент;

· организационный менеджмент;

· международный менеджмент;

· кадровый и др.

3. Сущность, задачи, функции, методы и принципы  менеджмента

Сущность любого явления - это то главное, существенное, что характеризует это явление с качественной стороны. Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

Задачами менеджмента  как науки являются разработка, экспериментальная  проверка и применение на практике научных подходов, принципов и  методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную  работу коллектива (индивидуума) путем  выпуска конкурентоспособного товара.

Информация о работе Бухгалтерская профессия