Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть значение и функции бухгалтерского баланса
2. Усвоить принципы классификации балансов по различным признакам
3. Изучить структуру и методы составления бухгалтерского баланса
4. Изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ БАЛАНСА И БАЛАНСОВОГО ОБОБЩЕНИЯ
2 БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Значение и функции бухгалтерского баланса
2.2 Требования к составлению бухгалтерского баланса
3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
3.1 Структура бухгалтерского баланса
3.2 Формирование показателей строк бухгалтерского баланса
3.3 Техника составления бухгалтерского баланса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ БАЛАНСА И БАЛАНСОВОГО ОБОБЩЕНИЯ
2 БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Значение и функции бухгалтерского баланса
2.2 Требования к составлению бухгалтерского баланса
3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
3.1 Структура бухгалтерского баланса
3.2 Формирование показателей строк бухгалтерского баланса
3.3 Техника составления бухгалтерского баланса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
4
Понятие бухгалтерский баланс является одним из основных в бухгалтерском учете.
Термин «Баланс», в переводе с французского, буквально означает весы. Балансом называют равновесие между какими-то двумя факторами, событиями или показателями. Понятие баланс широко применяется в самых различных областях.
Основной и главной формой бухгалтерской отчетности был и остается бухгалтерский баланс (форма № 1).
«Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности» - актуальная тема, которая раскрывает суть баланса, как формы для налоговой инспекции, отчета и информации для других внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, кредиторов и прочих), а также как документ внутреннего исследования и контроля для проведения анализа и разработки новых управленческих решений в ведении финансово-хозяйственной деятельности организации.
Цель курсовой работы: подробно изучить структуру, методику и технику составления бухгалтерского баланса. А именно, определить систему аналитических, синтетических учетных регистров, определяющих данные для бухгалтерского баланса. Показать важность основной формы бухгалтерской отчетности.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть значение и функции бухгалтерского баланса
2. Усвоить принципы классификации балансов по различным признакам
3. Изучить структуру и методы составления бухгалтерского баланса
4. Изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности.
4
5
Бухгалтерский баланс-система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.
Информация группируется одновременно по двум признакам, связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.
Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением. При этом предполагается, что количественно одну и ту же операцию оценивают дважды по каждому выбранному признаку. Балансовое обобщение предполагает и соответствующую организацию текущих учетных записей таким образом, чтобы в результате любой проведенной и отраженной в учете хозяйственной операции балансовое равенство активов и пассивов не нарушалось. Например, приобретение имущества приводит к увеличению общей стоимости имущества, но одновременно увеличивается и размер пассивов, посредством увеличения суммы обязательств организации. Внесение вкладов в уставный капитал организации отражается в итоге посредством увеличения размера активов и увеличения размера собственного капитала организации. Напротив, списание денежных средств с расчетного счета сопровождается уменьшением обязательств на ту же сумму. Помимо записей, затрагивающих обе стороны бухгалтерского баланса, могут иметь место и проводки, оформляемые в рамках одной стороны.(8; 304 с.)
14
Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств организации и источники их формирования.
Бухгалтерский баланс позволяет определить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, соответствие запасов товароматериальных ценностей установленным нормативам, состояние платежной дисциплины и тому подобное, а также дать общую оценку финансового состояния организации.
В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции (10; 640 с.):
• баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;
• по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;
• по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;
• на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;
• данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:
• основная форма отчетности;
• контрольная функция;
• база финансово-хозяйственной деятельности организации.
Бухгалтерская отчетность должная давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Организация должная при составлении бухгалтерского баланса придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
• Статьи бухгалтерского баланса, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах).
• Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
• В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
• Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков (4).
Таблица 1
Требования к содержанию баланса
Раздел | Группа статей | Статьи |
АКТИВ | ||
Внеоборот-ные активы | Нематериальные активы | Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности |
Патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы | ||
Организационные расходы | ||
Основные средства | Земельные участки и объекты природопользования | |
Здания, машины, оборудование и другие основные средства | ||
Незавершенное строительство | ||
Доходные вложения в материальные ценности | Имущество для передачи в лизинг | |
Имущество, предоставляемое по договору проката | ||
Финансовые вложения | Инвестиции в дочерние общества | |
Инвестиции в зависимые общества | ||
Инвестиции в другие организации | ||
Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев | ||
Прочие финансовые вложения | ||
Оборотные активы | Запасы | Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) | ||
Продолжение таблицы 1 | ||
Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные | ||
Расходы будущих периодов | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
| |
Дебиторская задолженность | Покупатели и заказчики | |
Векселя к получению | ||
Задолженность дочерних и зависимых обществ | ||
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в Уставный капитал | ||
Оборотные активы | Дебиторская задолженность | Авансы выданные |
Прочие дебиторы | ||
Финансовые вложения | Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев | |
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ||
Прочие финансовые вложения | ||
Денежные средства | Расчетные счета | |
Валютные счета | ||
Прочие денежные средства | ||
ПАССИВ | ||
Капитал и резервы | Уставный капитал |
|
Добавочный капитал |
| |
| Продолжение таблицы 1 | |
Резервный капитал | Резервы, образованные в соответствии с законодательством | |
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток - вычитается) |
| |
Долгосроч-ные обязательст-ва | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты |
Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты | ||
Прочие обязательства |
| |
Краткосроч-ные обязательст-ва | Заемные средства | Кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты |
Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты | ||
Кредиторская задолженность | Поставщики и подрядчики | |
Векселя к уплате | ||
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами | ||
Задолженность перед персоналом организации | ||
Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами | ||
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов | ||
Продолжение таблицы 1 | ||
Авансы полученные | ||
Прочие кредиторы | ||
Доходы будущих периодов |
| |
Резервы предстоящих расходов и платежей |
|
Бухгалтерский баланс составляется по форме № 1 по ОКУД 0710001, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 22.07.03 № 67н. Данная форма имеет следующие реквизиты:
Указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлен баланс («на 200.. г.», «за 200. г.»).
Организация (указывается полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке).
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – указывается присвоенным налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика.
Вид деятельности - указывается вид деятельности, который признается в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых государственным комитетом РФ по статистике.
Организационно-правовая форма/форма собственности - указывается организационно-правовая форма организации согласно классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (КФС).
Единица измерения - указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384, млн. руб. - код по ОКЕИ 385.
Местонахождение (адрес) — указывается полностью почтовый адрес организации.
Дата утверждения - указывается установленная дата для бухгалтерского баланса.
Дата отправки/принятия - указывается конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности.
Реквизиты Руководитель и Главный бухгалтер заполняются подписями с их расшифровкой. Подписи скрепляются печатью организации.
Указывается дата составления баланса (2).
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерского баланса должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей баланса с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации, правильная оценка статей баланса.
При составлении бухгалтерского баланса используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм подробно изложен в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности (5).
Информация о работе Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности