Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:13, реферат

Описание

Бухгалтерский баланс — старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни организации. Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. Первые теоретические сведения о нём были получены в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли, содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом.

Работа состоит из  1 файл

1р.docx

— 24.18 Кб (Скачать документ)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СОСТАВЛЕНИЯ 

БУХГАЛТЕРСКОГО  БАЛАНСА 
 

    1. Бухгалтерский баланс: структура  и системообразующие 

      элементы 

     Бухгалтерский баланс — старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни организации. Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. Первые теоретические сведения о нём были получены в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли, содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом.

     Баланс, который был описан Лукой Пачоли, представлял собой структурированный  документ, состоящий из двух сегментов — актива и пассива, которые должны быть равны. В актив надлежало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Значения самих понятий дебет и кредит не объяснялись. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а под кредитом — его правая сторона. Такой способ группировки сохранялся несколько веков.

     В России в1908 году Георгий Бахчисарайцев разработал и опубликовал теорию, в которой заявил, что бухгалтерию следует понимать только через баланс. Баланс в его исторической форме и балансовый метод в целом следует принять в качестве аксиомы и далее основывать все теоретические положения на их основе. Точка зрения Бахчисарайцева нашла поддержку в России и за рубежом. К 1930 году в России балансовая теория стала общепринятой, а теория двух рядов счетов не использовалась.

       В современном понимании бухгалтерский баланс – это основной источник информации для заинтересованных пользователей об имущественном и финансовом состоянии организации. Он характеризует имущественное положение организации с двух сторон:

- активов, в которые вложены средства организации;

- источников финансирования эти активов.

     Бухгалтерский баланс представлен тремя системообразующими элементами: активами, капиталом, обязательствами.

     Активы – это ресурсы организации. Они подразделяются на реальные (материально-вещественные, средства в расчетах, денежные средства и их эквиваленты) и ирреальные (т. е. отвлеченные средства: налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, организационные расходы, расходы будущих периодов и убытки). В отличие от реальных средств, поддающихся отторжению (т.е. их можно в целом или по частям продать, подарить, уничтожить), отвлеченные средства (за исключением убытков) представляют собой неотторгаемые расходы, которые либо переходят в затраты в ходе естественного процесса производства и продажи продукции, либо становятся убытками в случае прекращения деятельности.

     Активы  в бухгалтерском балансе представлены двумя разделами: I раздел «Внеоборотные активы» (используются организацией более 12 месяцев, например, нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности и др.) и II раздел «Оборотные активы» (используются организацией в течение отчетного периода, например, запасы, сырье и материалы, товары, готовая продукция и др.).

     В активе баланса могут отражаться только те ресурсы, которые:

-  имеют  денежную оценку;

- являются результатом предшествующих событий, подтверждением которых служат надлежащим образом оформленные документы;

- принадлежат  организации па праве собственности либо контролируется ею, т. е. организация обладает правами владения и пользования.

-  «обещают»  получение дохода в будущем от их использования или продажи. Если ресурс такого дохода не обещает, он называется неликвидом и должен быть списан с баланса на убытки.

     Актив бухгалтерского баланса признается при наличии следующих условий:

- имущество  принадлежит организации на праве собственности, а ресурсы, контролируемые организацией, являются следствием юридически оформленного договора;

- в результате  использования данного имущества произойдет увеличение экономических выгод организации;

- величина актива может быть определена.

     Из  приведенного определения активов  видно, что теоретически актив баланса  может комплектоваться одним из двух способов. Согласно первому способу в активе отражаются средства, принадлежащие организации на праве собственности; согласно второму - средства, контролируемые организацией. На практике имеет место сочетание этих способов, что наглядно проявляется в различном отражении в учете и отчетности объектов финансового лизинга и операционной аренды - право собственности на арендуемые активы в обоих случаях принадлежит арендодателю (лизингодателю). Однако в международной практике принято отражать объекты договора о финансовой аренде на балансе лизингополучателя, а объекты договора об операционной аренде - на балансе арендодателя.

      Пассивы – это источники формирования имущества организации. Они подразделены на две группы: собственные (капитал и резервы) и привлеченные (долгосрочные и краткосрочные обязательства).

     Капитал – это величина чистых активов  организации, рассчитанная как разница  между суммой активов и величиной  обязательств. Капитал организации  отражен в III разделе бухгалтерского баланса «Капитал и резервы» и представлен уставным (складочным) капиталом, резервным капиталом, добавочным капиталом и нераспределенной прибылью (непокрытым убытком).  
 

    1. Составление баланса в соответствии с требованиями МСФО
 

     10 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому большинство крупных российских предприятий с 2015 года будут обязаны предоставлять консолидированную отчетность в соответствии МСФО.

     Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

     Бухгалтерский баланс согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» должен включать как минимум следующие статьи:

- основные  средства;

- инвестиционную  собственность;

- нематериальные  активы, предназначенные на продажу;

- финансовые  активы;

- инвестиции, учтенные по методу участия;

- биологические  активы;

- запасы;

- торговая  и прочая дебиторская задолженность;

- денежные  средства и эквиваленты денежных  средств;

- торговая  и прочая кредиторская задолженность;

- оценочные  обязательства;

- финансовые  обязательства;

- обязательства  по налогу на прибыль;

- отложенные  налоговые активы и отложенные  налоговые обязательства;

- резервы;

- доля  меньшинства, представленная в  составе собственного капитала;

- выпущенный  капитал и капитальные резервы,  эмиссионный доход, нераспределенная  прибыль, относящиеся к материнской  компании.

      Степень детализации статей отчетности зависит  от требований Международных стандартов финансовой отчетности и от размера, существенности и назначения соответствующих  статей:

- основные  средства разбиваются на классы  в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;

- дебиторская  задолженность разбивается на  задолженность покупателей и  заказчиков, задолженность связанных  сторон, предоплаты и прочие суммы;

- запасы  разбиваются на товары, производственные  поставки, материалы, незавершенное  производство и готовую продукцию  согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы»;

- оценочные  обязательства разбиваются на  оценочные обязательства по затратам  на вознаграждения работникам, условные  обязательства и др;

- собственный  капитал и резервы разбиваются  оплаченный капитал, эмиссионный  доход, резерв переоценки и  нераспределенную прибыль. 

      В международной практике возможно представление  баланса в двух формах: бухгалтерского счета (account form) и отчета (report form). В зависимости от того, какие статьи выделяются в балансе, форма отчета может иметь разный вид. Если валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вертикальная, если валюта баланса суммарные активы – форма баланса горизонтальная. МСФО в качестве примера приводят горизонтальную форму баланса, однако для развивающихся стран, с точки зрения пользователей, представляется наиболее целесообразным приводить баланс вертикального вида, в этом случае пользователи могут сразу увидеть сумму чистых активов организации.

      По  размещению разделов и статей балансы  можно разделить на американский, английский и континентальный.  

Таблица 1 – Схемы балансов

Вид баланса Балансовое  уравнение
Американский Активы = Обязательства + Капитал
Континентальный Активы = Капитал + Обязательства
Английский Активы –  Обязательства = Капитал
 

      Международными  стандартами признаны все разновидности  балансов, основными критериями являются ясность и понятность информации.

      Балансы за каждый отчетный период должны иметь  единообразную форму, показатели отчета должны быть сопоставимы. Форма, терминология, заголовки разделов, модель объединения  несущественных статей должны быть соответствующими. Цель данных требований – повышение  полезности информации при помощи единообразного способа представления. Если формат представления, содержание отдельных  статей изменяется, данная информация отражается в приложении к финансовой отчетности.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бухгалтерский баланс