Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание

Термин «баланс» происходит от латинских слов bi – дважды и lanx – чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как символ равенства. Этот термин принят в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени, например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т. д.), баланс денежных доходов и расходов государства

Содержание

1 ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 3
2 ПРИНЦИПЫ И СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 6
3 ВИДЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКИХ БАЛАНСОВ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа состоит из  1 файл

К.р. Основы бухучета и банковское дело.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

"Северный (Арктический)  федеральный университет имени  М.В.Ломоносова"

 

_______________________________________________________________________________________________________________

(наименование кафедры)

 

___________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество  студента)

   

ИЭиТ заочное обучение

 курс___

специальность

_________________________

         

Шифр_____________________

вариант №______________

     

Почтовый адрес:___________________________________________________________________

   
   
   

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине_____________________________________________________________________

               

На тему:___________________________________________________________________________

   

(наименование темы)

               
               
               
           
 

 

           
 

 

           
       

Отметка о зачёте _____________________________________________________

             

(дата)

               
       

Руководитель     ______________

____________

__________________

 

         (должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 

  ____________

         
 

           (дата)

           
               
               

г. Архангельск

201__


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

 

Термин «баланс» происходит от латинских слов bi – дважды и lanx – чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как  символ равенства. Этот термин принят в экономической литературе, как  правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени, например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т. д.), баланс денежных доходов и расходов государства. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:

1 Равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и по соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;

2 Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Равные итоги по активу и пассиву баланса горизонтальной формы располагаются на одном  уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в положении равновесия. Баланс это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации.

В современных экономических  условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержатся в балансе. В основу построения современных балансов положена классификация хозяйственных средств и источников их формирования. Вместе с тем возможен и функциональный подход к созданию формата баланса.

В экономике любого государства  бухгалтерский баланс выполняет  важные функции, в том числе:

- баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, имущественным состоянием организации;

- по балансу определяют ликвидность и показатели платежеспособности организации;

- по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде прироста собственного капитала за отчетный период;

- на показателях баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

- данные баланса широко используются налоговыми органами, кредитными учреждениями и органами государственного управления для анализа деятельности организации и контроля за ней.

Многие организации  имеют сложную структуру, а их подразделения ведут самостоятельный бухгалтерский учет и составляют самостоятельные балансы. Располагая балансами и отчетностью дочерних и зависимых организаций, руководители акционерного общества могут координировать деятельность всей группы взаимосвязанных организаций. Каждый пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности с помощью модели баланса стремится решать свои задачи.

Кредиторы рассматривают баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации.

Покупателей и продавцов волнует  вопрос, что выгоднее: продать предприятие  в целом или же, ликвидировав его, распродать его имущество. В этом случае составляется актуарный баланс, в котором имущество оценивается по цене возможной реализации и который представляет собой одну из разновидностей статического баланса.

 Администрацию и собственников волнует движение капитала, который должен приносить прибыль, поэтому они рассматривают баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую представить финансовый результат хозяйственной организации за отчетный период.

Для налоговых органов составляются налоговые декларации, которые могут  быть увязаны с балансом, например по налогу на имущество организации.

В практике российского учета преобладает статическая трактовка баланса. В балансе показывается состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т. д. Следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации.

 

2 ПРИНЦИПЫ И СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

 

Модель бухгалтерского баланса предусматривает два  разреза: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный разрез – предполагает деление баланса на две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковывать как средства, а пассив – как источники (статический баланс) либо как разные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).

Горизонтальный разрез – зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе. Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета или группы счетов. Дебетовое сальдо, как правило, показывается в активе, кредитовое – в пассиве. Если сальдо отрицательное, то оно может быть показано в круглых скобках как в активе, так и в пассиве в зависимости от принятого порядка заполнения бланка баланса.

В России в настоящее время принята  преимущественно юридическая трактовка статического баланса. Согласно данному подходу объектом баланса выступает имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности. Структура пассива при этом производна от структуры актива, так как она отражает только задолженность, которая есть у организации. В экономическом смысле главная задача составления статического баланса сводится к оптимизации структуры актива и пассива баланса. Изменение структуры актива, как правило, может повлиять на эффективность хозяйственной деятельности. Так, рост запасов может указывать на замедление оборачиваемости и, следовательно, приводит к снижению рентабельности. Если рассматривать актив как основное содержание статического баланса, то его статьи должны располагаться в порядке их ликвидности. Статьи пассива должны быть сгруппированы по мере их возможного изъятия. При этом в активе и пассиве показываются одни и те же средства, но в разной группировке: в одном случае – по составу, а в другом – по их источникам.

Иную схему построения имеет динамический баланс, когда его объектом выступает кругооборот капитала во всех своих основных фазах. Актив баланса трактуется не как набор средств, а как расходы организации, переходящие в затраты, пассив – как доходы, которые должны стать ценностями. Данная трактовка отражает кругооборот капитала.

В современных условиях в едином балансе осуществлен синтез элементов статического и динамического балансов. При этом если требуется повысить точность в оценке имущественного комплекса, то большее внимание уделяется элементам статического баланса, и наоборот, если желательно более точно определить финансовый результат, то в большей степени используют элементы динамического баланса.

 

3 ВИДЫ  И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКИХ БАЛАНСОВ

 

Существует множество  видов бухгалтерских балансов в  зависимости от цели их составления. Для более четкого представления  видов балансов можно выделить восемь принципов классификации бухгалтерских балансов:

- по источникам составления;

- по срокам составления;

- по объему информации;

- по характеру деятельности;

- по форме собственности;

- по формату;

- по реформированию;

- по времени;

- по полноте.

По источникам составления бухгалтерские балансы могут быть: инвентарными, книжными и актуарными.

Инвентарные балансы составляются только по данным инвентаризации. Ее итог фиксирует величину актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.

Книжные балансы составляются по данным счетов Главной книги без предварительной их проверки путем инвентаризации.

Актуарные балансы составляются по данным, собранным по статистике страховых, торговых и подобных им предприятий.

На практике чаще всего  составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются по данным инвентаризационных описей.

По срокам составления бухгалтерские балансы могут быть: начальными (вступительными), текущими (периодическими), санируемыми, ликвидационными, разделительными, объединительными.

Начальный (вступительный) баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которой организация начинает свою деятельность, и составляется после регистрации устава организации и внесения в уставный капитал активов.

Текущие (периодические) балансы составляются в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на: вступительные, промежуточные и заключительные.

Вступительные балансы формируются на 1 января отчетного года, а заключительные – на 31 декабря отчетного года.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса, а во-вторых, промежуточные балансы составляются в большей мере на основе данных текущего учета, не подтвержденных инвентаризацией.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организации приближаются к банкротству. В этих условиях организация стоит перед выбором: самоликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Кредиторам необходимо знать, как велик понесенный убыток, поэтому санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода в целях показать реальное положение дел.

Ликвидационные балансы формируют при ликвидации организации. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных балансов (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных балансов (в течение указанного периода) и заключительных ликвидационных балансов (на конец периода ликвидации).

Информация о работе Бухгалтерский баланс