Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа
Бухгалтерский баланс — это система обобщенных и сгруппированных данных об имуществе организации и источниках его формирования в денежном выражении на определенную (отчетную) дату.
По своему строению баланс имеет вид двусторонней таблицы. В левой части отражаются различные виды экономических ресурсов организации, и эта часть называется актив. Правая часть баланса показывает величину собственных и заемных средств, вложенных в хозяйственную деятельность, и данная часть называется пассив.
3. Виды (составные части) бухгалтерского учета:
- финансовый;
- управленческий;
- налоговый.
Финансовый учет регламентируется общепринятыми принципами, стандартами, положениями и правилами (национальные, международные) и обеспечивает составление финансовой отчетности, которая открыта для публикации, т. е. доступна внешним пользователям. Однако довольно часто в Российской Федерации организации в учетной политике для целей финансового учета используют правила налогового учета, например, при учете основных средств.
Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, которая используется для планирования, управления и контроля деятельности организации.
Налоговый учет — это проведение расчетных корректировок к данным финансового учета с целью соблюдения требований налогового законодательства и составления соответствующей налоговой отчетности.
Счета представляют
собой таблицу Т-образной формы,
левая сторона которой
Счета, предназначенные для учета активов и расходов организации, называются активными. Счета, предназначенные для учета капитала, включая доходы, и обязательств называются пассивными.
Несмотря на то, что счета расходов находятся в пассиве баланса, движение по этим счетам осуществляется по формуле активного счета. Это связано с тем, что в основном балансовом уравнении перед расходами стоит знак «-», который, соответственно, изменяет все знаки в оборотах по счетам расходов на противоположные.
Каждый
счет имеет свой номер и свое название
согласно единому плану счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Назначение счета — это не только сбор и отражение всех количественных изменений, но и возможность выводить на любой момент остаток, который носит название сальдо.
Сальдо начальное (Сн) — остаток на счете на начало периода (день, месяц, квартал, год).
Сальдо конечное (Ск) — остаток на счете на конец периода.
Сальдо может быть дебетовым и кредитовым. На активных счетах сальдо может быть только дебетовым, на пассивных счетах — только кредитовым.
Итоги записей движения по счетам (увеличений или уменьшений) без сальдо называют оборотами. Обороты также могут быть дебетовыми (Од) и кредитовыми (Ок).
Активный счет
Д |
К |
Сн=200 |
|
100 |
20 |
60 |
50 |
240 |
30 |
Од=100+60+240=400 |
Ок=20+50+30=100 |
Ск=200+400-100=500 |
|
Ск=Сн+Од-Ок
Пассивный счет
Д |
К |
Сн=60 | |
10 |
22 |
6 |
15 |
24 |
13 |
Од=10+6+24=40 |
Ок=22+15+13=50 |
Ск=60-40+50=70 | |
Ск=Сн-Од+Ок
4. План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов с соответствующими названиями и номерами. В Российской Федерации различают:
На территории РФ Приказом Министерства финансов № 94н от 31.10.2000 г. (ред. от 18.09.2006 г.) утверждены «Единый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (кроме кредитных и бюджетных организаций). Все синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99). Субсчета отдельных синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счета. Например, счет № 10 «Материалы» может иметь субсчета: № 10-5 «Запасные части», № 10-8 «Строительные материалы» и т. д. Единый план счетов также предусматривает использование 11 забалансовых счетов.
Все синтетические счета в Едином плане сгруппированы в восемь разделов:
I. Внеоборотные активы.
II. Производственные запасы.
V. Денежные средства.
VI. Расчеты.
VII. Капитал.
VIII. Финансовые результаты.
На основе Единого плана счетов каждая организация в РФ разрабатывает и утверждает рабочий план счетов. В рабочем плане счетов организация устанавливает используемый перечень синтетических и аналитических счетов. Синтетические счета, предусмотренные в Едином плане, обязательны для применения организациями, но с учетом потребностей. Субсчета могут объединяться, исключаться и вводиться дополнительно. Порядок ведения аналитических счетов устанавливается организацией исходя из инструкций и других нормативных актов по отдельным разделам учета.
5. Система двойной записи.
В системе двойной записи любая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, как минимум, дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту. Таким образом, в системе учета всегда поддерживается баланс.
Система двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
Корреспонденция счетов — это связь между счетами, возникающая при отражении на них хозяйственных операций.
Бухгалтерская проводка — это наличие трех составляющих: даты проводки, суммы проводки и корреспонденции счетов.
Пример
01.02.2009 г.
на расчетный счет организации
поступили денежное средства
по договору в качестве
В результате операции денег на расчетном счете стало больше. Расчетный счет — это ресурс организации (активный счет). Увеличение по активному счету отражается по дебету. Одновременно с увеличением расчетного счета увеличивается задолженность организации перед банком. Задолженность перед банком по краткосрочному кредиту — это источник формирования ресурсов (пассивный счет). Увеличение по пассивному счету отражается по кредиту.
01.02.2009 г.:
Д 51 «Расчетный счет»
К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 300 000 руб.
6. Оборотно-сальдовый баланс (ведомость).
Для проверки
правильности записи хозяйственных
операций по счетам, для оперативного
руководства деятельностью
Оборотно-сальдовый баланс представляет собой свод оборотов за период и сальдо на начало и конец периода по всем счетам организации. Период, за который составляется оборотно-сальдовый баланс, может быть совершенно произвольным отрезком времени в зависимости от информационных потребностей менеджмента организации (например, день, неделя, месяц, квартал, год).
Оборотно-сальдовый баланс имеет вид:
№ п/п |
Наименование (номер) счета |
Сальдо на начало периода |
Обороты за период |
Сальдо на конец периода | |||
|
|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|||||||
2 |
|||||||
… |
|||||||
ИТОГО |
Пример. Составим оборотно-сальдовый баланс организации сразу после получения краткосрочного кредита в сумме 300 000 руб.
№ п/п |
Наименование (номер) счета
|
Сальдо на начало периода |
Обороты за период |
Сальдо на конец периода | |||
|
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Расчетный счет |
100 000 |
300 000 |
400 000 |
|||
2 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
300 000 |
300 000 | ||||
3 |
Уставный капитал |
100 000 |
100 000 | ||||
ИТОГО |
100 000 |
100 000 |
300 000 |
300 000 |
400 000 |
400 000 |
Правильность записей в оборотно-сальдовом балансе проверяется с помощью трех равенств:
где Снд, Снк — сальдо начальное по дебету и кредиту счетов соответственно;
Од , Ок — обороты по дебету и кредиту счетов соответственно;
Скд, Скк — сальдо конечное по дебету и кредиту счетов соответственно.