Бухгалтерский баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание

Бухгалтерский баланс — это система обобщенных и сгруппированных данных об имуществе организации и источниках его формирования в денежном выражении на определенную (отчетную) дату.
По своему строению баланс имеет вид двусторонней таблицы. В левой части отражаются различные виды экономических ресурсов организации, и эта часть называется актив. Правая часть баланса показывает величину собственных и заемных средств, вложенных в хозяйственную деятельность, и данная часть называется пассив.

Работа состоит из  1 файл

Bukhgaltersky_balans (1).docx

— 37.49 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Виды (составные части) бухгалтерского учета:

- финансовый;

- управленческий;

- налоговый.

Финансовый учет регламентируется общепринятыми принципами, стандартами, положениями и правилами (национальные, международные) и обеспечивает составление финансовой отчетности, которая открыта для публикации, т. е. доступна внешним пользователям. Однако довольно часто в Российской Федерации организации в учетной политике для целей финансового учета используют правила налогового учета, например, при учете основных средств.

Управленческий  учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, которая используется для планирования, управления и контроля деятельности организации.

Налоговый учет — это проведение расчетных корректировок к данным финансового учета с целью соблюдения требований налогового законодательства и составления соответствующей налоговой отчетности.

Счета представляют собой таблицу Т-образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой «Д», а правая — кредит и обозначается буквой «К». Две стороны счета нужны для раздельного учета на каждой стороне соответствующего движения: увеличения (+), уменьшения (-).

Счета, предназначенные  для учета активов и расходов организации, называются активными. Счета, предназначенные для учета капитала, включая доходы, и обязательств называются пассивными.

Несмотря  на то, что счета расходов находятся  в пассиве баланса, движение по этим счетам осуществляется по формуле активного  счета. Это связано с тем, что  в основном балансовом уравнении  перед расходами стоит знак «-», который, соответственно, изменяет все  знаки в оборотах по счетам расходов на противоположные.

Каждый  счет имеет свой номер и свое название согласно единому плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в РФ: например, 01 «Основные  средства», 10 «Материалы», 51 «Расчетный счет», 80 «Уставный капитал», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 90 «Продажи» и т. д.

Назначение  счета — это не только сбор и  отражение всех количественных изменений, но и возможность выводить на любой  момент остаток, который носит название сальдо.

Сальдо начальное (Сн) — остаток на счете на начало периода (день, месяц, квартал, год).

Сальдо конечное (Ск) — остаток на счете на конец периода.

Сальдо  может быть дебетовым и кредитовым. На активных счетах сальдо может быть только дебетовым, на пассивных счетах — только кредитовым.

Итоги записей  движения по счетам (увеличений или  уменьшений) без сальдо называют оборотами. Обороты также могут быть дебетовыми (Од) и кредитовыми (Ок).

 

Активный счет

   

Д

К

Сн=200

 

100

20

60

50

240

30

Од=100+60+240=400

Ок=20+50+30=100

Ск=200+400-100=500

 
   

Ск=Сн+Од-Ок

 

 

Пассивный счет

   

Д

К

 

Сн=60

10

22

6

15

24

13

Од=10+6+24=40

Ок=22+15+13=50

 

Ск=60-40+50=70

   

Ск=Сн-Од+Ок

 

4. План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов с соответствующими названиями и номерами. В Российской Федерации различают:

  • единый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций - это унифицированный перечень 
    синтетических счетов и субсчетов с соответствующими названиями и номерами;
  • рабочий план счетов организации - это специально составленный 
    для каждой конкретной организации перечень синтетических и 
    аналитических счетов с соответствующими названиями и номерами.

На территории РФ Приказом Министерства финансов № 94н от 31.10.2000 г. (ред. от 18.09.2006 г.) утверждены «Единый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности (кроме кредитных и бюджетных организаций). Все синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99). Субсчета отдельных синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счета. Например, счет № 10 «Материалы» может иметь субсчета: № 10-5 «Запасные части», № 10-8 «Строительные материалы» и т. д. Единый план счетов также предусматривает использование 11 забалансовых счетов.

Все синтетические  счета в Едином плане сгруппированы  в восемь разделов:

I.  Внеоборотные  активы.

II. Производственные  запасы.

  1. Затраты на производство.
  2. Готовая продукция и товары.

V. Денежные средства.

VI. Расчеты.

VII. Капитал.

VIII. Финансовые результаты.

 

На основе Единого плана счетов каждая организация  в РФ разрабатывает и утверждает рабочий план счетов. В рабочем плане счетов организация устанавливает используемый перечень синтетических и аналитических счетов. Синтетические счета, предусмотренные в Едином плане, обязательны для применения организациями, но с учетом потребностей. Субсчета могут объединяться, исключаться и вводиться дополнительно. Порядок ведения аналитических счетов устанавливается организацией исходя из инструкций и других нормативных актов по отдельным разделам учета.

 

5. Система двойной записи.

В системе двойной записи любая хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, как минимум, дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму по кредиту. Таким образом, в системе учета всегда поддерживается баланс.

Система двойной записи обусловливает существование  таких понятий, как корреспонденция  счетов и бухгалтерская проводка.

Корреспонденция счетов — это связь между счетами, возникающая при отражении на них хозяйственных операций.

Бухгалтерская проводка — это наличие трех составляющих: даты проводки, суммы проводки и корреспонденции счетов.

 

Пример

01.02.2009 г.  на расчетный счет организации  поступили денежное средства  по договору в качестве краткосрочного  кредита банка в сумме 300 000 руб.

В результате операции денег на расчетном счете  стало больше. Расчетный счет —  это ресурс организации (активный счет). Увеличение по активному счету отражается по дебету. Одновременно с увеличением расчетного счета увеличивается задолженность организации перед банком. Задолженность перед банком по краткосрочному кредиту — это источник формирования ресурсов (пассивный счет). Увеличение по пассивному счету отражается по кредиту.

01.02.2009 г.:

Д 51 «Расчетный счет»                             300 000 руб.

К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»       300 000 руб.

 

6. Оборотно-сальдовый баланс (ведомость).

Для проверки правильности записи хозяйственных  операций по счетам, для оперативного руководства деятельностью организации, перед подготовкой отчетности составляется оборотно-сальдовый баланс (может  также называться оборотно-сальдовая  ведомость).

Оборотно-сальдовый баланс представляет собой свод оборотов за период и сальдо на начало и конец периода по всем счетам организации. Период, за который составляется оборотно-сальдовый баланс, может быть совершенно произвольным отрезком времени в зависимости от информационных потребностей менеджмента организации (например, день, неделя, месяц, квартал, год).

 

Оборотно-сальдовый  баланс имеет вид:

 

№ п/п

Наименование (номер) счета

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

 

 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

1

             

2

             

             

ИТОГО

             

 

Пример. Составим оборотно-сальдовый баланс организации сразу после получения краткосрочного кредита в сумме 300 000 руб.

 

№ п/п

Наименование (номер) счета

 

Сальдо  на начало периода

Обороты за период

Сальдо  на конец периода

 

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Расчетный счет

100 000

 

300 000

 

400 000

 

2

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

     

300 000

 

300 000

3

Уставный капитал

 

100 000

     

100 000

 

ИТОГО

100 000

100 000

300 000

300 000

400 000

400 000


 

Правильность  записей в оборотно-сальдовом  балансе проверяется с помощью  трех равенств:

    • Снд = SСнк;
    • Од = S Ок;
    • Скд = SСкк

где Снд, Снк — сальдо начальное по дебету и кредиту счетов соответственно;

Од , Ок — обороты по дебету и кредиту счетов соответственно;

Скд, Скк — сальдо конечное по дебету и кредиту счетов соответственно.


Информация о работе Бухгалтерский баланс