Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:09, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие задач, применения и особенностей налогового и бухгалтерского учета торговых операций, что, в свою очередь, является объектом курсовой работы. В 7 главе приведен пример торговой организации, осуществляющей бухгалтерский и налоговый учет торговых операций.
Задачи и основы организации бухгалтерского учёта товаров и товарооборота в розничной торговле.
При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сферу
потребления и движения товаров завершается у потребителя.
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт, независимо от каналов их реализации, а именно:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, но для
которых торговая деятельность не является основной;
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых,
смешанных и продовольственных рынках.
В состав розничного товарооборота включаются также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчёту из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчёт.
Ранее, включаемая, в розничный товарооборот реализация по безналичному
расчёту непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд считается оптовой продажей и в объёме розничного товарооборота не учитывается.
Розничный товарооборот отражается в ценах фактической реализации строго за отчётный период на основе данных первичных документов:
товарно-денежного отчёта и прилагаемых к нему документов.
Основными задачами бухгалтерского учёта на предприятиях розничной
торговли являются:
- обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом
предприятии;
- контроль наличия товарных запасов, на предприятии в соответствии со
спросом на потребительском рынке путём анализа при проверке товарных
отчётов, инвентаризационных описей и других документов;
- контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством
правильной организации материальной ответственности в торговой
организации.
Товары, поступающие в розничную торговлю (магазины, палатки, киоски и т.д.), учитываются в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра и драгоценных камней и т.п., которые учитываются по количеству, цене, сумме. Если в магазине введена
автоматизированная система продажи товаров населению, то применяется
натурально-стоимостная система учёта товара (при использовании штриховых кодов).
Целью данной работы является раскрытие задач, применения и особенностей налогового и бухгалтерского учета торговых операций, что, в свою очередь, является объектом курсовой работы. В 7 главе приведен пример торговой организации, осуществляющей бухгалтерский и налоговый учет торговых операций.
1.Учёт поступления товаров.
Порядок документального оформления получения и приёмки товаров.
В розничную торговлю товары поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, ведущих внешнюю торговлю, со складов и т.д.
Товары должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры,
товарно-транспортные накладные, накладные и др). Если товар поступил на
предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или их
частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется
приёмным актом.
После получения товара, в бухгалтерию предприятия предоставляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, и в книге (журнале) учёта доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов.
В случае отсутствия затребованного товара на складе в необходимом количестве выписывается новый документ –
расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное
количество товара.
Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в
бухгалтерию предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение
товара).
Представитель предприятия-покупателя проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в
соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в
получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой
таре, то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто
(количеству мест) без фактической проверки". После этого материально
ответственное лицо доставляет товар на территорию склада своей
организации и передает его кладовщику.
Поставщик может оформить сопровождение товаров счетом-фактурой, а не накладной, при этом в счете-фактуре, так же как и в накладной, отдельной строкой выделяется сумма НДС.
Счет-фактура выписывается, как правило, в трех экземплярах. Первый
остается у поставщика товара, два других направляются покупателю вместе
с товаром.
Кроме того, следует помнить, что все плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг). На основании данных документов получатели товаров имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.
Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры.
Счета-фактуры, принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.
Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для
регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях
определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные
по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость.
После получения сопроводительных документов материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона,
контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в
присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен
принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе.
Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной.
В случае обнаружения неисправности вагона, контейнера или повреждения упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттиска на ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всех случаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе, материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани, аэропорта) назначения составления коммерческого акта и получить его копию.
При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом служит товарно-транспортная накладная.
Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного.
Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.
1.1. Синтетический и аналитический учет поступления товаров
Учет товаров, принятых на ответственное хранение, на комиссию, ведется на забалансовых счетах. В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Если учет ведется по продажным ценам, то разница, между покупной и продажной ценами, отражается на счете 42 "Торговая наценка".
При поступлении товара на сумму его стоимости по цене приобретения делается следующая проводка:
Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям "
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками ".
Величина торговой надбавки при этом отражается записью:
Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"
Кт 42 "Торговая наценка".
При журнально-ордерной форме учета в журнале-ордере № 11 по счету 41-2 систематизируются кредитовые записи, а дебетовые обороты отражаются в ведомости к нему. Эти записи удобнее производить в объединенном учетном регистре, который содержит и кредитовые и- дебетовые обороты. На каждый корреспондентский счет выделяется отдельная графа. Например, могут быть сделаны записи в кредитовой части учетного регистра по дебету счета 41-2 в корреспонденции со счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 42 "Торговая наценка" и т. д. Кредитуется счет 41-2 в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 45 "Товары отгруженные", 44 "Расходы на продажу" и т. д.
В розничной торговле стеклянная посуда учитывается вместе с товарами на счете 41-2. При этом, если одновременно с товаром предприятие получает тару и возвращает ее поставщику, то на товарно-транспортной накладной указывается "возврат тары" и сумма. На указанную сумму производится зачет расчетов с поставщиком по таре проводкой:
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками "
Кт 41-2 "Товары в розничной торговле".
Все транспортные расходы, возникающие в процессе приобретения товаров, относятся на расходы на продажу, при этом НДС, включенный в счета за оказанные транспортные услуги, отражается на счете 19 "Налог на
добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Любой порядок ведения учетных регистров по счетам 41-2 "Товары в
розничной торговле" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен
обеспечивать, с одной стороны, контроль за поступлением товаров и своевременным оприходованием их материально ответственными
лицами, а с другой - контроль за расчетами с поставщиками.
В розничной торговле поступление товаров и тары от поставщиков
оформляется следующими записями.
Оприходование поступивших в магазин товаров и тары от поставщика
отражается проводкой на сумму стоимости по покупным ценам.
При этом транспортные расходы относятся на издержки обращения без НДС:
Дт 44 "Расходы на продажу"
Дт 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Когда учет товаров в торговой организации ведется по продажным ценам, на сумму торговой наценки составляется следующая запись:
Дт 41-2 "Товары в розничной торговле"
Кт 42-1 "Торговая наценка (скидка, накидка) ".
Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары в зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:
Учет поступления товаров в розничной торговле также может вестись с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в случае, если данный способ учета предусмотрен в учетной политике предприятия.
В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей " относится покупная стоимость товаров, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков. В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 41 относится стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных товаров. Сумма разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16. Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально стоимости реализованных товаров по учетным ценам.
Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением
контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу
торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков
контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец
дня и показаниями счетчиков на начало дня). При этом выручка уменьшается
на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам,
имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчете.
Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассаторам. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью.
У организаций розничной торговли облагаемый НДС оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров. При этом у предприятий при закупке ими сельхозпродукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
Если в учете используются продажные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90 "Продажи" на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 "Продажи" отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке - по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 "Продажи" должны быть одинаковыми.
Когда в организации используется натурально-стоимостной метод учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализованные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по продажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ведомость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой наценки по каждому наименованию реализованного товара.
Когда в организациях розничной торговли не ведется натурально-стоимостной учет реализации или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.
Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается вести учет приобретенных товаров на счете 41 «Товары» по своему выбору, закрепленному в учетной политике: по стоимости их приобретения или по продажной стоимости. Об этом сказано в п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н. В случае если организация принимает решение учитывать товары по продажным ценам, возникает понятие «торговая наценка», которая является разницей между продажной ценой и покупной стоимостью товара и отражается в бухгалтерском учете на счете 42 «Торговая наценка». Размер торговой наценки устанавливается приказом руководителя. Это может быть единая торговая наценка (одинаковая для всех товаров), или для каждой группы (номенклатуры) товаров применяется своя торговая надбавка.
При принятии к бухгалтерскому учету товаров по продажным ценам на сумму торговой наценки кредитуют счет 42 «Торговая наценка» в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Соответственно, списываемая с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи» стоимость реализованных товаров равна сумме полученной за эти товары выручки. Для выявления финансового результата от реализации дебетовый оборот счета 90 «Продажи» должен быть скорректирован на сумму торговой надбавки (наценки), относящейся к реализованным товарам.
Это осуществляется путем отражения суммы торговой наценки по реализованным товарам по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи». При этом сумма торговой наценки, относящаяся к реализованным товарам, равна разности между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эту разницу так же называют валовым доходом (подп. 12.1.1 п. 12 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.96 №1-794/32-5 (далее – Методические рекомендации)). И самое главное при учете товаров по продажным ценам – правильно рассчитать сумму валового дохода (торговой наценки, относящейся к реализованным товарам).
Варианты расчета валового дохода (торговой наценки, относящейся к реализованным товарам) предложены в Методических рекомендациях. В соответствии с п. 12.1.3 Методических рекомендаций, определить наценку можно: по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров.
В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.00 №94н, тоже указан способ расчета суммы торговой наценки. Указанный способ похож на метод расчета по среднему проценту, указанный в Методических рекомендациях.
Рассмотрим способы, указанные в Методических рекомендациях, подробнее.
По общему товарообороту:
Под товарооборотом понимается сумма выручки за реализованные товары, т. е. оборот по кредиту счета 90 субсчет «Выручка».
Если на все товары применяется одинаковый процент торговой надбавки, то используется способ расчета валового дохода по общему товарообороту. Но если размер торговой надбавки в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.
Для того чтобы получить данные о сумме торговой надбавки, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного периода, необходимо вести учет начисленной и реализованной торговой надбавки по каждому наименованию товара или по группам товаров с одинаковыми способами начисления торговой надбавки. Из-за этого способ расчета валового дохода по ассортименту остатка товара является наиболее трудоемким.
Что касается определения торговым предприятием выручки для целей налогообложения по моменту оплаты (в случае отражения этого в учетной политике), то в этом случае в объем реализации сначала включается только сумма первоначального взноса покупателей. Остальная часть стоимости товаров, реализованных в кредит, будет учитываться в выручке следующих периодов по мере погашения задолженности со стороны покупателей.
Исчисление и учет естественной убыли товаров на предприятиях розничной торговли.
При списании недостач и потерь от естественной убыли следует помнить, что списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях производиться не должно.
Естественная убыль в розничной торговле исчисляется только с реализованных товаров (при наличии норм). Оборот по реализации отдельных видов товаров в розничной торговле непосредственно выявить, как правило, невозможно, поскольку аналитический учёт товаров по видам обычно не ведётся. Поэтому оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационного период определяется расчетным путём на основе показателей товарного баланса, при этом к имеющемуся остатку товара на начало межинвентаризационного периода прибавляют поступления товара за данный период и корреспондируют на выбытие товара за межинвентаризационный период и остаток товара на конец данного периода.
При этом:
остаток товара на начало межинвентаризационного периода берётся по данным предыдущей инвентаризации;
количество поступившего товара за межинвентаризационный период опредиляется по данным приходных документов;
количество выбывшего товара за межинвентаризационный период определяется на основании данных расходных документов;
остаток соответствующего товара на конец межинвентаризационного периода берётся по данным последнй инвентаризации.
Любые товары, которые предназначены для перепродажи в организации розничной торговли, должны пройти предпродажную подготовку. Иначе говоря, до передачи товаров в торговый зал, они должны быть освобождены от тары, оберточной бумаги, перевязочных материалов и так далее.
Продавец, получивший товар со склада, должен проверить качество товара по внешним признакам, наличие необходимых документов на данный товар, осуществить выбраковку товара, удалить загрязненные товары. Естественно, что такая подготовка товара практически всегда связана с определенными потерями, которые, например, в розничных продовольственных организациях могут представлять довольно значительные суммы. Потери, возникающие при подготовке товаров к продаже, подлежат списанию. Причем списать такие потери, можно используя несколько возможных вариантов:
списание отходов производится за счет скидки, предоставляемой поставщиком;
списание производится за счет торговой наценки, если организация торговли ведет учет по продажным ценам;
списание производится за счет расходов на продажу, если организация учитывает товары по покупным ценам. Причем, в этом случае, списание отходов производится после продажи товара с завешиванием отходов и составлением акта на списание.
Торговая организация самостоятельно устанавливает в распорядительном документе порядок и периодичность списания отходов.
Отчётность материально ответственных лиц о наличии
движении товаров.
В товарные запасы розничной сети включаются:
товары, имеющиеся в наличии в розничной сети (магазинах, палатках, аптеках, киосках, разносной и развозной сети), а также на базах, складах, овоще-, картофеле-, фруктохранилищах, принадлежащих юридическим лицам, их обособленным подразделениям независимо от форм собственности, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания, в частности: текущего (нормального хранения), обеспечивающие повседневную продажу товаров, а также запасы товаров сезонного хранения (включая картофель, овощи и фрукты, создаваемые для обеспечения торговли по сезонам года) и досрочного завоза в отдаленные и труднодоступные районы;
товары, закупленные и оплаченные, оставленные на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку;
товары, принятые на комиссию юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, от физических и юридических лиц и не проданные на дату наблюдения.
В объем товарных запасов не включаются:
товары в пути;
тара всех видов: мягкая, жесткая, стеклянная, как занятая под товарами, так и свободная;
запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся заготовительной деятельностью.
Получение и реализация товара на розничном предприятии отражаются в товарном отчете по форме № ТОРГ-29, оформляющем результаты за один или за несколько дней работы, который является основанием для ведения бухгалтерских записей. При использовании в учете продажной цены товаров стоимость списанных реализованных товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге.
Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе с документами, подтверждающими выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приёме отчёта остается у материально ответственного лица. Товарные отчёты могут содержать сведения об остатках, приходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении. Кроме того, остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.
Сведения из товарных отчетов в течение месяца группируются в накопительную ведомость. В случаях, когда учет товаров ведется по покупным ценам, валовой доход от реализации товаров на счете 42 "Торговая наценка" не отражается. При журнально-ордерной форме учета ведется журнал-ордер № 11 по кредиту счета 41-2 в сочетании с ведомостью по дебету этого счета. Каждому товарному отчету в журнале-ордере отводится одна строка. Оприходование товаров отражается в ведомости по корреспондирующим счетам. После записи в ведомости и журнале-ордере выводится остаток на конец дня, который сравнивается с остатком по сварному отчету.
Инвентаризация товаров - процедура, являющаяся обязательной частью работы каждой торговой организации. Порядок документального оформления и бухгалтерского учета инвентаризации товаров часто вызывает вопросы у бухгалтеров-практиков.
Инвентаризация товаров - это проверка их наличия в натуральном виде. Целью инвентаризации является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета.
Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) устанавливается, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Перечень таких случаев содержит п. 2 ст. 12 Закона. Он гласит, что проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного и муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливается методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
Кроме того, инвентаризации подлежит имущество, не принадлежащее организации, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и др.), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственным лицам.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 и разработанной во исполнение его инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н.
Специфика инвентаризации товаров.
Основными целями инвентаризации товаров организации являются выявление фактического наличия товаров и сопоставление фактического наличия товаров с данными бухгалтерского учета.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень товаров, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев проведения обязательной инвентаризации.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а при необходимости также представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Если инвентаризация товаров проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и при их подтверждении производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Они осуществляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, проводится в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации", оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
В конце рабочего дня (или окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
1. Налог на прибыль
Исчисление и уплата налога на прибыль для коммерческих организаций любых отраслей (независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности) регулируются нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, со вступлением в силу которой прекратило действовать Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.
Соответственно утратили силу и отраслевые положения, и методические указания по формированию себестоимости товаров (работ, услуг). В то же время письмом Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» разъяснено, что действующими законодательными и нормативными документами в ряде случаев не уделяется должного внимания вопросам исчисления себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) как объективного показателя, который зависит не от содержания тех или иных нормативных актов, а от состава и размеров учтенных фактических затрат на производство продукции (товаров, работ, услуг) исходя из особенностей технологического процесса, структуры производства, местонахождения хозяйствующего субъекта и прочих факторов, влияющих на размер и перечень расходов.
Поэтому Минфин России рекомендовал организациям до завершения работ по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283, руководствоваться имеющимися в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности согласно принятым нормативным документам по бухгалтерскому учету.
В то же время Минфин России отметил в письме от 15.10.2001 № 16-00-14/464, что организация производственного учета является внутренним делом хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики руководство организации должно самостоятельно принимать решение, как классифицировать свои затраты, насколько детализировать места их возникновения и каким образом увязывать расходы с центрами ответственности. При этом выбор того или иного подхода в решении вопросов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) зависит от нужд управления организацией. Кроме того, должны учитываться стоящие перед организацией задачи по формированию полной и достоверной отчетной информации, порядок раскрытия этой информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухгалтерскому учету.
Таким образом, в части, не противоречащей действующим и нормативным документам, организациям, осуществляющим торговую деятельность, можно руководствоваться ранее принятыми методиками, в частности:
– Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином России 20.04.1995 № 1-550/32-2 (далее – Методические рекомендации по учету издержек обращения);
– Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5 (далее – Методические рекомендации по учету товаров).
Однако все вышеприведенное относится исключительно к сфере бухгалтерского учета операций по движению товаров, исчислению их фактической себестоимости и определению состава издержек обращения.
Организации, осуществляющие торговые операции, должны руководствоваться только действующим налоговым законодательством.
Формирование фактической себестоимости товаров, подлежащих дальнейшей перепродаже, происходит для целей обложения налогом на прибыль в порядке, аналогичном порядку, действующему в бухгалтерском учете.
Так, согласно подпункту 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров, в частности при реализации покупных товаров – на стоимость приобретения данных товаров.
Причем при реализации товаров организация-налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с данной реализацией, например, на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.
Но из вышеприведенных положений налогового законодательства совершенно не ясно, как формируется покупная стоимость товаров и что понимается под стоимостью их приобретения.
Обратимся к ст. 268 НК РФ, где приводится дополнительная ссылка, согласно которой при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ, где отражается порядок учета издержек обращения организаций, осуществляющих торговые операции. В частности, такие организации имеют право:
– формировать издержки обращения в соответствии с положениями ст. 320 Кодекса, а именно в течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора.
В рассматриваемом варианте учета издержек обращения все расходы, связанные с приобретением товаров (помимо их договорной стоимости), полностью включаются в издержки обращения (косвенные расходы), списываемые в конце текущего периода (месяца) на расходы организации. Исключение составляют только расходы на транспортировку товаров до склада (места нахождения) организации-налогоплательщика (о чем речь пойдет ниже).
Соответственно покупная стоимость товаров, сформированная в бухгалтерском учете, будет отличаться от стоимости товаров, сформированной для целей налогообложения. Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, фактическая себестоимость приобретенных товаров формируется исходя из всех расходов, связанных с их приобретением. Таким образом, на сумму всех прочих расходов, связанных с приобретением товаров и не являющихся их договорной ценой, будет возникать расхождение между бухгалтерским и налоговым учетом.
Чтобы этого избежать, организация может воспользоваться другим положением п. 1 ст. 320 НК РФ, которое приведено ниже;
– формировать стоимость приобретения товаров с учетом всех расходов , связанных с приобретением этих товаров.
В этом случае покупная стоимость товаров для целей налогообложения будет формироваться практически идентично бухгалтерскому учету. Хотя и в данной ситуации возможны исключения в части процентов по заемным обязательствам, полученным на приобретение этих товаров. В бухгалтерском учете организация может выбирать между включением таких процентов в фактическую себестоимость товаров, которые начислены до момента формирования этой стоимости и отражения товаров на балансе предприятия, и отнесением их на прочие расходы (на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы»).
Что касается налогообложения, то подобные затраты включаются налогоплательщиком в состав внереализационных расходов (подпункт 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Поэтому организация, осуществляющая торговые операции, должна установить в своей учетной политике, каким образом она будет формировать стоимость приобретения товаров в бухгалтерском и налоговом учете, в частности, она обязана отразить в учетной политике:
– порядок формирования покупной стоимости товаров для целей налогообложения, а именно: включаются в нее прочие расходы, связанные с приобретением товаров (помимо их договорной стоимости), или нет;
– каким образом учитываются проценты по заемным обязательствам, полученным на приобретение товаров для целей бухгалтерского учета: включаются ли они в фактическую себестоимость товаров или полностью относятся на прочие расходы.
При реализации товаров организации, осуществляющие торговую деятельность, вправе уменьшить доходы, полученные от торговых операций, на стоимость реализованных товаров, которая определяется в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров (п. 1 ст. 268 НК РФ):
– по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
– по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
– по средней стоимости;
– по стоимости единицы товара.
Поскольку данные методы списания фактической себестоимости реализованных товаров совпадают с аналогичным порядком, применяемым для целей бухгалтерского учета, рассмотрим их более подробно в разделах данного издания, посвященных бухгалтерскому учету торговых операций.
Читателям следует обратить особое внимание на то, что убыток от реализации товаров (то есть превышение стоимости приобретения этих товаров с учетом расходов, связанных с реализацией, над выручкой от их продажи) учитывается (принимается) для целей налогообложения (п. 2 ст. 268 НК РФ).
В налоговом законодательстве отдельно не выделяется порядок формирования фактической себестоимости реализованных товаров организациями розничной торговли, ведущими учет таких товаров по продажным ценам. Поэтому все вышеприведенное в части формирования стоимости товаров для целей налогообложения относится к организациям, осуществляющим как оптовые торговые операции, так и розничную (мелкорозничную) торговлю.
Продажной ценой понимается цена, по которой товар реализуется покупателю. Поэтому в бухгалтерском учете помимо затрат, связанных с приобретением этих товаров, такая цена включает также торговую наценку, исчисляемую самой организацией исходя из уровня издержек обращения и рентабельности, и НДС (естественно, если операции по реализации товаров облагаются данным налогом). В бухгалтерском учете подробно расписан механизм исчисления величины торговой наценки, приходящейся на реализованные товары (речь об этом пойдет ниже). Однако в налоговом учете подобные методы не применяются.
Поэтому организациям, осуществляющим розничные торговые операции и ведущим бухгалтерский учет товаров по продажным ценам, придется дополнительно вести налоговый учет в части формирования стоимости товаров для перепродажи и соответственно реализации таких товаров.
Формирование расходов на реализацию (издержек обращения) организациями, осуществляющими торговые операции, производится с учетом особенностей, приведенных в ст. 320 НК РФ.
Так, расходы текущего месяца подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде (определенная одним из вышеперечисленных методов списания стоимости товаров), а также суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров (если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ и осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами , уменьшающими доходы от реализации текущего периода.
В конце месяца все издержки обращения списываются на расходы организации, за исключением суммы транспортных (прямых) расходов, относящихся к остаткам товаров на складе. При этом величина таких расходов определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (ст. 320 НК РФ):
1) устанавливается сумма прямых (транспортных) расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров (сумма величин, указанных в п. 2);
4) определяется сумма прямых (транспортных) расходов, относящаяся к остатку товаров на складе, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.
Организация-налогоплательщик может иметь обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства и т.д.), расположенные в иных регионах Российской Федерации. При этом торговая деятельность может осуществляться как самой организацией (головным структурным подразделением), так и обособленными структурными подразделениями, которые не являются самостоятельными налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ). Они могут только по поручению организации (которую в этом случае часто называют головным структурным подразделением) выполнять ее определенные функции, в том числе связанные и с уплатой налогов.
В этом случае данные организации исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, а также суммы налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, только по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
Уплата же авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации , производится такими организациями как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. При этом такое распределение осуществляется исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Если организация-налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то она может не распределять прибыль по каждому из этих подразделений. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется ею в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Суммы авансовых платежей, а также суммы налога на прибыль, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.
После этого полученная расчетным путем доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение организации, последовательно умножается на ставки налога на прибыль в субъекте Российской Федерации, действующие в регионе, где расположен филиал организации.
При этом удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода. При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться: среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть зафиксирован в учетной политике организации для целей налогообложения и оставаться неизменным в течение налогового периода.
Исчисление сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, а также сумм этого налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Сведения же о суммах авансовых платежей по налогу, а также о суммах налога на прибыль, исчисленных по итогам налогового периода, организация-налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения этих обособленных подразделений не позднее срока, установленного налоговым законодательством для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
2. Налог на добавленную стоимость
Налоговая база по НДС при реализации товаров определяется организацией-
Таким образом, организации, осуществляющие как розничную, так и оптовую торговлю, формируют налоговую базу по НДС исходя из стоимости товаров по цене их приобретения с добавлением торговой наценки. Естественно, при расчетах с покупателями к этой цене добавляется НДС, определяемый умножением цены товара на ставку этого налога.
Для окончательного расчета величины НДС, причитающегося к перечислению в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам (в соответствии с требованиями ст. 171 и 172 НК РФ).
В целях правильного исчисления общей величины НДС, подлежащего перечислению в бюджет, организации должны вести раздельный учет операций, связанных с реализацией (перепродажей) товаров, облагаемых по разным ставкам налога.
В этой ситуации организация должна вести либо отдельный налоговый учет в специальных регистрах для расчета НДС по разным ставкам, либо использовать для этих целей счета бухгалтерского учета.
В последнем случае такой раздельный учет целесообразно вести в разрезе операций по реализации товаров, облагаемых по разным ставкам НДС.
Если организация реализует товары, облагаемые по различным ставкам НДС, никоим образом нельзя рассчитывать величину налога для уплаты в бюджет по так называемым средним ставкам . Применение такого метода может привести к налоговым санкциям за недоплату либо неправильное исчисление НДС (ст. 120, 122 НК РФ).
Если организация, производящая розничную продажу, приходует товары по продажным ценам, то помимо вышеуказанных видов раздельного учета в части реализации товаров, облагаемых по различным ставкам НДС, целесообразно вести учет и в разрезе самих товаров, перепродажа которых облагается по разным ставкам НДС.
Начиная с 2006 года для целей обложения НДС моментом определения налоговой базы по данному налогу является наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Это означает, что начисление НДС производится либо в момент продажи товаров (независимо от поступления за них оплаты), либо при получении предварительной оплаты. В последнем случае при реализации товаров, по которым были получены авансы (частичная оплата) в прошедших налоговых периодах (и соответственно начислен НДС), начисление налога производится в установленном порядке (на момент продажи), но при этом ранее уплаченные суммы НДС принимаются к вычету.
В этой связи читателям следует обратить внимание на то, что отражение операций по реализации товаров в бухгалтерском учете производится «по отгрузке». При этом организация, реализующая товары, оформляет следующую проводку:
Организации могут реализовывать свои товары через посредников (агентов, комиссионеров). В таком случае исчисление НДС производится в установленном порядке после продажи этих товаров. При этом факт реализации товаров организации (принципала, комитента) подтверждается отчетом посредника (агента или комиссионера), где фиксируются все данные о проданных и оплаченных товарах организации-налогоплательщика.
Организации могут иметь территориально обособленные подразделения (филиалы, представительства) в других регионах страны. Такие подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками. Они могут только по поручению организации (головного структурного подразделения) выполнять ее определенные функции (в том числе связанные и с уплатой налогов).
В части уплаты НДС весь этот налог поступает в доход федерального бюджета. Поэтому вся сумма НДС, исчисленная для уплаты в бюджет, подлежит перечислению по месту нахождения (регистрации) организации-налогоплательщика на счет федерального казначейства.
Особое внимание на порядок исчисления НДС должны обратить организации, приобретающие товары с оплатой неденежными средствами, то есть заключающие товарообменные (бартерные) сделки.
Согласно действующей редакции главы 21 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):
– день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Исходя из установления момента определения налоговой базы как день отгрузки товаров налоговые органы считают, что независимо от положений договора, определяющего момент перехода права собственности на имущество, передаваемое в порядке обмена, момент обложения НДС возникает при любой отгрузке (передаче) товара покупателю (либо транспортной компании – перевозчику).
Но специалисты, придерживающиеся данной позиции, не учитывают, по нашему мнению, понятия перехода права собственности на передаваемое имущество. Причем именно переход права собственности и будет означать, что товар реализован (продан) покупателю. В этой части данная позиция противоречит и налоговому законодательству. Так, под объектом обложения НДС подразумевается именно реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При отсутствии реализации товаров (то есть без перехода права собственности на переданные товары) не может быть и объекта обложения НДС.
Поэтому если переход права собственности на переданные в порядке обмена товары происходит согласно товарообменному договору после выполнения сторонами своих обязательств по встречным поставкам товаров (встречного выполнения работ, оказания услуг), организации-продавцу придется выбирать один из двух вариантов:
– согласиться с мнением налоговых органов и начислять НДС по дате отгрузки товаров покупателю (даже если по условиям договора на них не переходит право собственности);
– действовать согласно нормам гражданского (ст. 570 ГК РФ) и налогового законодательства (ст. 146 НК РФ). Иными словами, начислять НДС после фактической реализации товаров (перехода права собственности на товары).
Исходя из положений подпункта 2 п. 1 ст. 167 НК РФ получается, что в случае, если при товарообменной (бартерной) сделке организация получила имущество от контрагента раньше, чем передала ему свои товары, она должна начислить и уплатить в бюджет НДС со стоимости полученных товаров. В данной ситуации более раннее получение товаров приравнивается к предварительной оплате (полной или частичной). При этом с точки зрения налоговых органов момент перехода права собственности: при передаче товаров покупателю или при полном выполнении сторонами бартерной сделки своих обязательств – не имеет значения.
Положения подпункта 2 п. 1 ст. 167 НК РФ не оговаривают способ предварительной оплаты (деньгами или иным имуществом).
Однако если не произошло перехода права собственности, то до тех пор, пока не будут отгружены товары в адрес поставщика (встречная поставка), полученное имущество должно учитываться только за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Естественно, в таком случае ни о какой предварительной оплате говорить не приходится. Ведь покупатель, не будучи собственником полученного товара, не имеет права использовать его в своей хозяйственной деятельности.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при бартерных операциях налоговая база определяется исходя из рыночных цен реализованных товаров по правилам, установленным ст. 40 НК РФ. Значит, пока товары не реализованы, налоговую базу посчитать невозможно.
Таким образом, имеет место противоречие налогового законодательства, и организация должна:
– либо согласиться с мнением налоговых органов и начислять НДС со стоимости полученных товаров как с предварительной оплаты (даже если к организации не перешло право собственности на эти товары);
– либо действовать согласно нормам гражданского (ст. 570 ГК РФ) и налогового законодательства (ст. 154 НК РФ), то есть не считать первичную поставку товаров предварительной оплатой, если на эти товары не перешло право собственности.
Естественно, в последней ситуации организации придется отстаивать свою позицию в суде.
Со стоимости товаров, по которым переход права собственности оговорен договором и происходит в момент их передачи покупателю (перевозчику), НДС должен быть уплачен (если, конечно, такие товары получены раньше, чем организация выполнила свои встречные обязательства).
Что касается порядка вычетов НДС по встречным поставкам товаров (встречным выполненным работам или оказанным услугам), осуществляемым посредством товарообменных операций, то в нем, по нашему мнению, имеются не урегулированные законодательством нормы.
Так, начиная с 1 января 2006 года все организации перешли на метод определения момента возникновения налоговых обязательств по НДС – по дате отгрузки товаров (дате выполнения работ или оказания услуг).
В то же время в соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости вышеуказанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся согласно законодательству Российской Федерации), переданного в счет его оплаты. Иными словами, «входной» НДС по бартеру нельзя принять до тех пор, пока организация-налогоплательщик не исполнит своих обязательств по встречной поставке.
Таким образом, имеется противоречие налогового законодательства. С одной стороны, отгрузка товаров (выполнение работ или оказание услуг) произведена. Казалось бы, при наличии счета-фактуры и отражения операций в учете все требования, необходимые для принятия НДС к вычету, выполнены, с другой стороны, при наличии бартерных операций п. 2 ст. 172 НК РФ требует принимать к вычету суммы НДС только после их оплаты. Из этого следует, что предприятия при заключении договоров мены (бартера) должны соблюдать особый порядок принятия к учету «входного» НДС.
В вышерассмотренных ситуациях изначально можно было выделить три основные проблемы с исчислением НДС при товарообменных (бартерных) операциях, связанных с позицией налоговых органов, которые требуют:
– начислять НДС по полученным товарам (по которым не перешло право собственности) как с сумм предварительной (частичной) оплаты, если организация получила имущество от контрагента раньше, чем отгрузила ему свои товары (выполнила другие обязательства);
– производить вычет «входного» НДС только после выполнения организацией обязательств по бартерному договору (то есть после оплаты неденежными средствами);
– рассчитывать сумму вычетов исходя из балансовой стоимости отгруженных товаров.
Две первые проблемы можно было решить с помощью зачета встречных требований. Иными словами, вместо товарообменного (бартерного) договора организации следовало заключить два договора купли-продажи (подряда). По одному договору организация должна была быть поставщиком (кредитором), а по другому – покупателем (дебитором). При этом в обоих договорах должно было быть указано, что сделка будет оплачена денежными средствами. Затем, некоторое время спустя, участники данных сделок должны будут подписать акт зачета встречных однородных требований (прекращение денежных обязательств). Тем самым задолженность по договорам будет погашена.
Соответственно поскольку обмена товаров изначально не предусматривалось, можно сделать вывод, что начисление НДС и принятие «входного» НДС к вычету производились на законных основаниях.
Однако взаимозачет требований не решает полностью проблемы исчисления НДС. Дело в том, что налоговые органы уже неоднократно заявляли, что при взаимозачете, так же как и при бартере, сумму вычета следовало рассчитывать исходя из балансовой стоимости отгруженных товаров (к взаимозачету применять норму п. 2 ст. 172 НК РФ). Иными словами, если отгруженные товары облагались по меньшей налоговой ставке, чем полученные товары, либо вообще не подлежали обложению НДС, то и «входной» НДС мог быть принят к вычету только в этих пределах либо вообще не мог быть принят.
Однако в дальнейшем законодатель внес изменения в налоговое законодательство.
Ухудшающие положение налогоплательщиков нововведения налогового законодательства оправдываются ссылками на приведение в соответствие налогового законодательства. Однако при этом налоговыми органами забывается тот факт, что до недавнего времени (при применении метода начисления НДС «по оплате») в главе 21 НК РФ неоднократно упоминались неденежные формы расчетов. Кроме того, «входной» НДС является, по сути, не налогом, уплачиваемым в бюджет, а налоговым вычетом.
В то же время по такому ясно выраженному (в отличие от рассмотренных выше ситуаций) положению налогового законодательства особенно с налоговыми органами не поспоришь. Поэтому организациям при заключении договоров мены (бартера) приходится уплачивать НДС при условии, что обмениваемые товары облагаются этим налогом.
Более спорным представляется, по нашему мнению, применение положения п. 4 ст. 168 НК РФ по взаимозачетам.
Как уже было рассмотрено выше, организации заранее не знают, что они будут производить зачет встречных требований, так как изначально договорами предусматривались расчеты денежными средствами. Соответственно при реализации товаров по ним был начислен НДС. Аналогичным образом по приобретенным товарам выставленный продавцами НДС был принят к вычету. Причем все это производилось на законных основаниях. Как будет работать механизм данной нормы, если стороны оформят впоследствии акт взаимозачета на всю сумму встречных денежных обязательств (что они, по нашему мнению, имеют право делать в силу ст. 410 ГК РФ)? Как представляется, они обязаны восстановить суммы «входного» НДС, ранее принятые к вычету, и, поскольку денежных расчетов так и не было произведено, должны будут списать эти суммы на убытки организации, не принимаемые для целей налогообложения. Скорее всего, такой же будет и позиция налоговых органов.
Какими будут в этом случае решения судов в свете изменения налогового законодательства, предугадать невозможно, но, скорее всего, не в пользу налогоплательщиков.
3. Акцизы
Порядок исчисления и уплаты акцизов установлен главой 22 НК РФ.
В большинстве случаев акцизы уплачиваются организациями – производителями подакцизных товаров. Однако организации, осуществляющие торговую деятельность, также могут оказаться в числе плательщиков акцизов при следующих обстоятельствах (ст. 182 НК РФ):
– при реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализации предметов залога и передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В целях главы 22 НК РФ передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также их использование при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров.
Перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ;
– при продаже лицами (торговыми организациями) переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
– при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Ставки акцизов определены в твердых суммах за единицу измерения (количество) подакцизных товаров ст. 193 НК РФ. Например, ставка акциза (на 1 января 2008 года) при реализации шампанских и игристых вин составляет 10 руб. 50 коп. за 1 литр. На некоторые виды товаров установлены так называемые адвалорные ставки (в процентах)
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, рассчитывается как произведение соответствующей ставки и исчисленной в установленном порядке налоговой базы (п. 1 ст. 194 НК РФ).
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при их ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая ставке процентная доля налоговой базы (п. 2 ст. 194 НК РФ).
ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».
Величина Уставного капитала составляет 100 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 100 р.
Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 9000 акций номиналом 100 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 9000 р.
Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 1000 акций номиналом 100 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 10 000 р.
Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:
- строительно-ремонтные работы;
- торговля строительными материалами;
- маркетинг рынка недвижимости;
Выписка из учетной политики организации
Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.
Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.
Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее 10 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.
Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.
Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.
Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.
Предприятие использует общую систему налогообложения.
Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие
1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 30000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) не облагается.
2. Величина расходов на канцелярию составила 5900 р., в том числе НДС. Расходы подтверждены подотчетным лицом чеком и копией чека.
3. Сумма абонентской платы по выставленным счетам-фактурам за отчетный период составила 2100 р., в том числе НДС, фактически оплачено 1620 р., в том числе НДС.
4. Оплата за междугородние переговоры взимается в безакцептном порядке путем выставления инкассового поручения банку. За отчетный период плата за переговоры составила 7000, в том числе НДС по счетам-фактурам.
5. Ежемесячный фонд оплаты труда по штатному расписанию составляет 189 000 р. В отчетном периоде штатное расписание не изменялось.
6. 29 февраля был заключен договор на приобретение собственного автомобиля марки ВАЗ 2107 на общую сумму 160 000 р., в том числе НДС. Фактически оплата автомобиля была произведена 6 марта и по факту получения денежных средств поставщиком получена счет-фактура. Автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД 20 марта текущего года (норма амортизационных отчислений составляет 12,5%).
7. Для упорядочения расчетов по приобретению горюче-смазочных материалов был заключен договор с оптовым поставщиком на сумму 6700 р., в том числе НДС, в отчетном периоде была выставлена счет-фактура на сумму 5900 р., в том числе НДС, остальная сумма рассматривается как авансирование поставщика.
8. В мае был приобретен комплект демонстрационного оборудования на сумму 28700 р., в том числе НДС. В эксплуатацию оборудование было введено 01.10 (норма амортизационных отчислений составляет 12%).
9. Для обустройства офиса была приобретена мебель:
- столы 2 шт. общей стоимостью 5200 р., в том числе НДС;
- стулья 5 шт. общей стоимостью 8900 р., в том числе НДС;
- шкафы 3 шт. общей стоимостью 16500 р., в том числе НДС. Приобретенная мебель не установлена, а хранится на складе.
Счет-фактура на поставку получена.
10. В отчетном периоде была оплачена подписка на периодические издания в сумме 1363 р. без НДС на 15 номеров. За отчетный период организация фактически получила 10 номеров.
11. Сотовый телефон стоимостью 4800 р., в том числе НДС, счет-фактура получена, оплачена, оприходована. Расходы по сотовой связи за отчетный период составили 3900 р. 00 коп., в том числе НДС согласно счету-фактуре поставщика.
12. В отчетном периоде были заключены договоры на техническое обслуживание технологических линий на общую сумму 320700 р., в том числе НДС. В отчетном периоде были подписаны акты на выполненные работы и выставлены счета-фактуры контрагентам на сумму 290 700 р., в том числе НДС. Фактический доход от реализации в отчетном периоде составил 250 700 р., в том числе НДС, причем 85 700 р. было получено наличными денежными средствами.
13. В ходе технического обслуживания были реализованы запасные части и комплектующие на сумму 575 700 р. по учетным ценам с торговой наценкой 20%, без НДС.
14. Фактический доход от реализации запасных частей и комплектующих составил 320 700 р., в том числе НДС. Доход от реализации был перечислен на расчетный счет организации.
15. В счет взаиморасчетов за поставленные работы организация получила древесину высшего сорта на сумму 125 700 р., в том числе НДС. Частично древесина была реализована на сторону на общую сумму 95 700 р.
16. В отчетном периоде организация приобрела акции сельскохозяйственного предприятия на сумму 50700 р., из них фактически оплачено 45 700 р. По приобретенным акциям организацией были получены дивиденды на сумму 25700 р. (см. приложение 1).
В заключение хотелось бы отметить, что методы и формы продажи являются главными факторами, определяющими содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании.
В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.
Продажа товаров является важнейшим заключительным этапом коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. От того, насколько успешно выполнены коммерческие операции, связанные с продажей товаров, зависит эффективность их работы, а также бесперебойность снабжения розничной торговой сети товарами.
Все операции технологического процесса, в том числе продажа, взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы организации.
48
Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет торговых операций