Бухгалтерский учет материалов. Порядок отражения их остатков в бухгалтерском балансе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии, а также оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия и финансового состояния хозяйствующего субъекта.
В ходе работы следует решить следующие задачи:
- рассмотреть методы контроля за рациональным использованием материалов;
-изучить влияние способов учета материалов на показатели финансового состояния предприятия;
- рассмотреть порядок отражения материалов в бухгалтерском балансе;
- проанализировать и дать оценку деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Основное содержание
1.1. Бухгалтерский учет материалов……………………………………... 4
1.2. Учет материалов на ФГУП «НОРИС»…………………………….5
1.3 Бухгалтерский раздел учетной политики………………………….....6
1.4 Документальное оформление движения материалов……………….7
1.5 Учет расчетов с поставщиками……………………………………....12
1.6 Анализ деятельности предприятия…………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………….. …………...18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая фин.учет 1..doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

2)  Отпущены  запасные  части  для  проведения текущего  ремонта плавильной печи: Дт 20-Кт 10.5-800 120 руб.     │

3) Отпущены материалы на содержание здания  административного управления Дт 26 -Кт 10.1 -720 000 руб.

4) Выданы канцтовары для  канцелярии (бумага, карандаши, ручки): Дт 26-Кт 10.9 -120 321 руб.

 

  Проводки, отражающие учет поставки материалов с оплатой поставщику после получения материалов:

Дт 10-Кт 60.01 Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом материалов. Стоимость материалов без НДС .

Дт 19.3-Кт 60.01 Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам.

Дт 68.2-Кт 19.3 Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика.

Дт 60.01-Кт 51 Отражается факт погашения кредиторской задолженности поставщику за полученные ранее материалы. 

  Проводки по учету поставки материалов по предоплате:

Дт 60.02-Кт 51 Отражается предоплата поставщику за материалы. 

Дт 10-Кт 60.01 Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов. Стоимость материалов без НДС. 

Дт 19.3-Кт 60.01 Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам.

Дт 68.2-Кт 19.3 Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика

Дт 60.01-Кт 60.02 Зачитывается ранее перечисленная предоплата в счет погашения задолженности за полученные материалы. Не принадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и на счете 003 « Материалы, принятые в переработку».

   Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура материальных ценностей  содержит следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами - ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения).

  Первичные документы по поступлению и расходу материалов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов

   При осуществлении  учета МПЗ используются следующие унифицированные формы первичной документации:

  1. Доверенность (Форма № М-2 и М-2а) применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика.

2. Приходный ордер (Форма М-4)  -  применяется для учета материалов, поступивших от поставщика или из переработки.

3. Акт приемки материалов (Форма  М-7) – применяется в двух случаях:

  - для  оформления  приемки  материалов,  имеющих   количественное  или качественное расхождение с данными  сопроводительных документов;

  - применяется при  оформлении приемки неотфактурованной поставки.

4. Лимитно-заборная карта  (Форма М-8)  -  применяется   для  оформления отпуска   материалов со склада в производство в пределах установленного  лимита.

5. Требование-накладная (Форма М-11) – применяется для учета движения  материала внутри организации между структурными  подразделениями  или материально ответственными лицами.

6. Накладная  на  отпуск  материалов  на  сторону  (Форма   М-15)  – применяется  для  учета   отпуска   материальных ценностей структурным подразделениям, расположенным за пределами ее территории или сторонним организациям.

 7. Карточка учета материалов (Форма М-17)   заполняется на каждый номенклатурный номер материала, служит для количественного учета движения материалов на складе по сортам, видам, размерам.

   Кроме  перечисленных  документов, для учета материальных  ценностей используются:

-инвентаризационная  опись (Форма №ИНВ-3);

-сличительная ведомость  результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Форма №ИНВ-19);

-сопроводительные документы  (спецификации, сертификаты, удостоверения  качества);

-акт о покупке материалов  на рынке;

-акт на списание  материалов;

-акт перевода единиц  измерения материалов.

   Анализ материалов  в  бухгалтерском балансе, позволяет выделить главные тенденции в изменении финансового состояния предприятия. По статьям группы "Запасы" (строка 210) раздела "Оборотные активы" бухгалтерского баланса показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения), и расходы будущих периодов. Правила оценки материально-производственных запасов, отражаемых в бухгалтерском балансе, предусмотрены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01).Группа статей "Запасы" содержит расшифровку по видам запасов.

   Решению  задач   учета  и   контроля  на   предприятии  способствует четкая организация  оперативного   и  бухгалтерского  учета   материальных     ценностей, своевременное  и  полное   документирование  операций по их движению.

   Материальные   ценности,   поступившие    на предприятие, приходуются  непосредственно  на склады,  которые  закреплены   за   каждым цехом предприятия  и расположены   на    территории   соответствующего подразделения. Склады  предприятия: ЦМС (центральный материальный склад) и  СГП (склад готовой продукции).  На складах материальные ценности размещаются по секциям, а внутри их по группам в штабелях, ящиках, контейнерах,  на стеллажах, полках, поддонах, что обеспечивает их быструю приемку, отпуск и контроль. Материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов. Здесь ведутся  карточки  складского  учета  и ведомости учета остатков  материалов на  складе. При отпуске в производство   устанавливается  контроль  за   соблюдением   лимита расходования сырья  и материалов,  что является одним из источников  экономии  и сокращения  потерь и  отходов при их   обработке.

   От составления четкого и продуманного плана функционирования производства зависит деятельность организации и конечная цель – получение прибыли.

 

  1.5. Учет расчетов с поставщиками.

 

   Производственные запасы материалов  в  основном  пополняются  за счет поставок от предприятий-поставщиков. Предприятием заключены долгосрочные контракты с Кыштымским горно-обогатительным комбинатом на поставку кварцевой крупки высокой очистки, с "ГрафитЭл - Московский Электродный завод" – который производит электроды для сварки сплавов, тигли графитовые и др.

  В договорах поставок  предусматривается:

1. Наименование материалов.

2. Количество.

3. Цена.

4. Сроки действия договора  и поставок.

5. Способы транспортировки.

6. Порядок расчетов.

7. Порядок приемки  материалов.

8. Санкции за несоблюдение  условий договора.

 

  Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - счет-фактура, товаротранспортные накладные. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения  по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и д.р. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном документе делают отметку о полном или частичном акцепте. Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов. С этой целью в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта. На поступивший на склад материал составляют акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

 

1.6. Анализ деятельности предприятия

   На 1 октября 2010  г.  общая  стоимость  материалов  составила  2 542 350 руб.

  По складам: ЦМС – 1 752 340 рублей

                       СГП -     790 010 рублей         

   Сырье, материалы, полуфабрикаты занимают в общем объеме затрат на  производство  14.4%  (по данным годового отчета  2010 г.).  Поэтому для снижения себестоимости и материалоемкости  продукции важное  значение  имеет  организация контроля за сохранностью и рациональным использованием материалов. Важное  место  среди  всех  методов  контроля  за сохранностью отводится   инвентаризации   материальных   ценностей.  

   Инвентаризация на складах  происходит 1 раз в год. Инвентаризация  материалов  осуществляется  инвентаризационной

комиссией, назначаемой  приказом руководителя при обязательном участии материально - ответственных лиц. Работники материального отдела  бухгалтерии  следят, чтобы к началу  инвентаризации в карточках складского  учета были отражены все операции по движению материалов; по каждому  из них выведены остатки на  день инвентаризации. При проведении  инвентаризации  комиссия  в  присутствии  материально ответственных лиц осуществляет тщательный  подсчет, взвешивание или  обмер каждого вида материалов и полученные фактические результаты  записывает в инвентаризационные описи.  Данные описи содержат информацию об остатках материалов на каждом складе по  данным бухгалтерии, в  них указаны  номенклатурные номера,  наименования материалов, единица измерения,  учетная цена, остаток  материалов по учетным данным. Для проведения инвентаризации наименования и коды ТМЦ заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы и количества. Комиссия определяет фактическое  наличие каждого  материала  на  складе  и  заносит соответствующее значение в графу "Фактическое наличие". Данные   инвентаризационных    описей    используются     для сопоставления  фактического  наличия  материальных  ценностей   с учетным.  Комиссия  устанавливает  характер,  причины  выявленных расхождений   или   порчи   материалов   и   определяет   порядок  возмещения  потерь.

    В  настоящее время численность работающих  составляет 129 человек.

      На предприятии действуют цеха: ППЦ-1 (производственный цех), где происходит обогащение сырья для производства кварцевых труб; ППЦ-2, где производятся  изделия из стекла; ОРЭС- ремонтно-эксплуатационный цех, ЦЗЛ- центральная заводская лаборатория.

 

Динамика развития темпов производства ФГУП «НОРИС». По итогам работы  2010  года  показатели составили:

       - доходы, млн. руб.      78,5

       - расходы,  млн. руб.     59,1

       - прибыль   млн.руб.     19,4

    Эти   данные  говорят  о  рентабельности  предприятия  и  о  возможных дальнейших перспективах развития.

 

    Период с 2006 по 2010 годы характеризуется увеличением объема производства  на 18,4%.

 

 

 

   В деятельности предприятия выявлены следующие тенденции: несмотря на увеличение объема производства, загрузки мощностей по сравнению с предыдущими годами упали, это привело к снижению общего технического уровня завода. Возникла необходимость замены значительной части морально и физически устаревшего оборудования. Недостаточно высокий технологический уровень производства обуславливает значительное отставание по ряду основных технико-экономических показателей. Средняя энергоемкость варки  стекла стала выше на 20-30%; средняя производительность труда - ниже в 1,5 - 2 раза; суммарное удельное негативное воздействие на окружающую среду - выше в 2 раза.

   Возникла необходимость в  серьезной инвестиционной программе технического перевооружения завода, вложении значительных средств в модернизацию оборудования, в выпуске традиционных и новых видов продукции при снижении расхода всех видов ресурсов и соблюдении норм по охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

Заключение

    Выбор данной темы исследования обусловлен ее актуальностью для предприятия, так как оценка финансово-хозяйственной деятельности является важнейшей характеристикой его экономического благополучия, характеризует результат текущего, инвестиционного и финансового развития, содержит необходимую информацию для инвестора, а также отражает способность предприятия отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.

  Поэтому  необходимо  максимально  устранять потери  и   нерациональные расходы   материальных   ценностей,   которые,    в    частности,    могут возникнуть    при    неэффективной   организации    учета     и     контроля использования  материалов.

  Полнота и достоверность расчета и анализа показателей использования материалов зависит от степени совершенства бухгалтерского учета, отлаженности систем регистрации операций с материальными запасами, полноты заполнения учетных документов, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.

   В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Это значит, что необходимо увеличить применение прогрессивных  материалов, заменить дорогостоящие материалы более дешевыми,  без снижения качества продукции; сократить отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты. Понятно, что использование таких основных направлений экономии ресурсов, как внедрение новых технологий, повышение качества сырья и материалов, снижение отходов, использование вторичных ресурсов, позволяет создать надежно действующий противозатратный механизм расходования материально производственных запасов. С целью экономии материалов и ресурсосбережения необходимо шире применять в практике такой экономический стимул, как премирование рабочих. Необходимо  строгое нормирование расхода материалов, чему способствует переход на нормативный метод планирования и учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Информация о работе Бухгалтерский учет материалов. Порядок отражения их остатков в бухгалтерском балансе