Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры материальных ресурсов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материальных ценностей и контроля за их использованием в производстве на изучаемом предприятии, а также оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия и финансового состояния хозяйствующего субъекта.
В ходе работы следует решить следующие задачи:
- рассмотреть методы контроля за рациональным использованием материалов;
-изучить влияние способов учета материалов на показатели финансового состояния предприятия;
- рассмотреть порядок отражения материалов в бухгалтерском балансе;
- проанализировать и дать оценку деятельности предприятия.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Основное содержание
1.1. Бухгалтерский учет материалов……………………………………... 4
1.2. Учет материалов на ФГУП «НОРИС»…………………………….5
1.3 Бухгалтерский раздел учетной политики………………………….....6
1.4 Документальное оформление движения материалов……………….7
1.5 Учет расчетов с поставщиками……………………………………....12
1.6 Анализ деятельности предприятия…………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………….. …………...18
2) Отпущены запасные
части для проведения
3) Отпущены материалы на содержание здания административного управления Дт 26 -Кт 10.1 -720 000 руб.
4) Выданы канцтовары для канцелярии (бумага, карандаши, ручки): Дт 26-Кт 10.9 -120 321 руб.
Проводки, отражающие учет поставки материалов с оплатой поставщику после получения материалов:
Дт 10-Кт 60.01 Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом материалов. Стоимость материалов без НДС .
Дт 19.3-Кт 60.01 Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам.
Дт 68.2-Кт 19.3 Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика.
Дт 60.01-Кт 51 Отражается факт погашения кредиторской задолженности поставщику за полученные ранее материалы.
Проводки по учету поставки материалов по предоплате:
Дт 60.02-Кт 51 Отражается предоплата поставщику за материалы.
Дт 10-Кт 60.01 Отражается поступление материалов от поставщика на склад организации. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов. Стоимость материалов без НДС.
Дт 19.3-Кт 60.01 Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам.
Дт 68.2-Кт 19.3 Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика
Дт 60.01-Кт 60.02 Зачитывается ранее перечисленная предоплата в счет погашения задолженности за полученные материалы. Не принадлежащие организации материальные ценности учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и на счете 003 « Материалы, принятые в переработку».
Для правильной организации учета материалов на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник. Номенклатура материальных ценностей содержит следующие данные о каждом материале: технически правильное наименование (в соответствии с общесоюзными стандартами - ГОСТ); полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения).
Первичные документы по поступлению и расходу материалов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов
При осуществлении
учета МПЗ используются следующ
2. Приходный ордер (Форма М-4) - применяется для учета материалов, поступивших от поставщика или из переработки.
3. Акт приемки материалов (Форма М-7) – применяется в двух случаях:
- для оформления приемки материалов, имеющих количественное или качественное расхождение с данными сопроводительных документов;
- применяется при
оформлении приемки
4. Лимитно-заборная карта (Форма М-8) - применяется для оформления отпуска материалов со склада в производство в пределах установленного лимита.
5. Требование-накладная (Форма М-11) – применяется для учета движения материала внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
6. Накладная на отпуск материалов на сторону (Форма М-15) – применяется для учета отпуска материальных ценностей структурным подразделениям, расположенным за пределами ее территории или сторонним организациям.
7. Карточка учета материалов (Форма М-17) заполняется на каждый номенклатурный номер материала, служит для количественного учета движения материалов на складе по сортам, видам, размерам.
Кроме перечисленных документов, для учета материальных ценностей используются:
-инвентаризационная опись (Форма №ИНВ-3);
-сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (Форма №ИНВ-19);
-сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества);
-акт о покупке материалов на рынке;
-акт на списание материалов;
-акт перевода единиц измерения материалов.
Анализ материалов в бухгалтерском балансе, позволяет выделить главные тенденции в изменении финансового состояния предприятия. По статьям группы "Запасы" (строка 210) раздела "Оборотные активы" бухгалтерского баланса показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения), и расходы будущих периодов. Правила оценки материально-производственных запасов, отражаемых в бухгалтерском балансе, предусмотрены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01).Группа статей "Запасы" содержит расшифровку по видам запасов.
Решению задач учета и контроля на предприятии способствует четкая организация оперативного и бухгалтерского учета материальных ценностей, своевременное и полное документирование операций по их движению.
Материальные ценности, поступившие на предприятие, приходуются непосредственно на склады, которые закреплены за каждым цехом предприятия и расположены на территории соответствующего подразделения. Склады предприятия: ЦМС (центральный материальный склад) и СГП (склад готовой продукции). На складах материальные ценности размещаются по секциям, а внутри их по группам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, поддонах, что обеспечивает их быструю приемку, отпуск и контроль. Материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов. Здесь ведутся карточки складского учета и ведомости учета остатков материалов на складе. При отпуске в производство устанавливается контроль за соблюдением лимита расходования сырья и материалов, что является одним из источников экономии и сокращения потерь и отходов при их обработке.
От составления четкого и продуманного плана функционирования производства зависит деятельность организации и конечная цель – получение прибыли.
1.5. Учет расчетов с поставщиками.
Производственные запасы материалов в основном пополняются за счет поставок от предприятий-поставщиков. Предприятием заключены долгосрочные контракты с Кыштымским горно-обогатительным комбинатом на поставку кварцевой крупки высокой очистки, с "ГрафитЭл - Московский Электродный завод" – который производит электроды для сварки сплавов, тигли графитовые и др.
В договорах поставок предусматривается:
1. Наименование материалов.
2. Количество.
3. Цена.
4. Сроки действия договора и поставок.
5. Способы транспортировки.
6. Порядок расчетов.
7. Порядок приемки материалов.
8. Санкции за несоблюдение условий договора.
Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - счет-фактура, товаротранспортные накладные. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению. В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и д.р. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном документе делают отметку о полном или частичном акцепте. Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов. С этой целью в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта. На поступивший на склад материал составляют акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
1.6. Анализ деятельности предприятия
На 1 октября 2010 г. общая стоимость материалов составила 2 542 350 руб.
По складам: ЦМС – 1 752 340 рублей
СГП - 790 010 рублей
Сырье, материалы, полуфабрикаты занимают в общем объеме затрат на производство 14.4% (по данным годового отчета 2010 г.). Поэтому для снижения себестоимости и материалоемкости продукции важное значение имеет организация контроля за сохранностью и рациональным использованием материалов. Важное место среди всех методов контроля за сохранностью отводится инвентаризации материальных ценностей.
Инвентаризация на складах происходит 1 раз в год. Инвентаризация материалов осуществляется инвентаризационной
комиссией, назначаемой приказом руководителя при обязательном участии материально - ответственных лиц. Работники материального отдела бухгалтерии следят, чтобы к началу инвентаризации в карточках складского учета были отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки на день инвентаризации. При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Данные описи содержат информацию об остатках материалов на каждом складе по данным бухгалтерии, в них указаны номенклатурные номера, наименования материалов, единица измерения, учетная цена, остаток материалов по учетным данным. Для проведения инвентаризации наименования и коды ТМЦ заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы и количества. Комиссия определяет фактическое наличие каждого материала на складе и заносит соответствующее значение в графу "Фактическое наличие". Данные инвентаризационных описей используются для сопоставления фактического наличия материальных ценностей с учетным. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок возмещения потерь.
В настоящее время численность работающих составляет 129 человек.
На предприятии действуют цеха: ППЦ-1 (производственный цех), где происходит обогащение сырья для производства кварцевых труб; ППЦ-2, где производятся изделия из стекла; ОРЭС- ремонтно-эксплуатационный цех, ЦЗЛ- центральная заводская лаборатория.
Динамика развития темпов производства ФГУП «НОРИС». По итогам работы 2010 года показатели составили:
- доходы, млн. руб. 78,5
- расходы, млн. руб. 59,1
- прибыль млн.руб. 19,4
Эти данные говорят о рентабельности предприятия и о возможных дальнейших перспективах развития.
Период с 2006 по 2010 годы характеризуется увеличением объема производства на 18,4%.
В деятельности предприятия выявлены следующие тенденции: несмотря на увеличение объема производства, загрузки мощностей по сравнению с предыдущими годами упали, это привело к снижению общего технического уровня завода. Возникла необходимость замены значительной части морально и физически устаревшего оборудования. Недостаточно высокий технологический уровень производства обуславливает значительное отставание по ряду основных технико-экономических показателей. Средняя энергоемкость варки стекла стала выше на 20-30%; средняя производительность труда - ниже в 1,5 - 2 раза; суммарное удельное негативное воздействие на окружающую среду - выше в 2 раза.
Возникла необходимость в серьезной инвестиционной программе технического перевооружения завода, вложении значительных средств в модернизацию оборудования, в выпуске традиционных и новых видов продукции при снижении расхода всех видов ресурсов и соблюдении норм по охране окружающей среды.
Заключение
Выбор данной темы исследования обусловлен ее актуальностью для предприятия, так как оценка финансово-хозяйственной деятельности является важнейшей характеристикой его экономического благополучия, характеризует результат текущего, инвестиционного и финансового развития, содержит необходимую информацию для инвестора, а также отражает способность предприятия отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.
Поэтому необходимо максимально устранять потери и нерациональные расходы материальных ценностей, которые, в частности, могут возникнуть при неэффективной организации учета и контроля использования материалов.
Полнота и достоверность расчета и анализа показателей использования материалов зависит от степени совершенства бухгалтерского учета, отлаженности систем регистрации операций с материальными запасами, полноты заполнения учетных документов, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.
В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Это значит, что необходимо увеличить применение прогрессивных материалов, заменить дорогостоящие материалы более дешевыми, без снижения качества продукции; сократить отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты. Понятно, что использование таких основных направлений экономии ресурсов, как внедрение новых технологий, повышение качества сырья и материалов, снижение отходов, использование вторичных ресурсов, позволяет создать надежно действующий противозатратный механизм расходования материально производственных запасов. С целью экономии материалов и ресурсосбережения необходимо шире применять в практике такой экономический стимул, как премирование рабочих. Необходимо строгое нормирование расхода материалов, чему способствует переход на нормативный метод планирования и учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.