Бухгалтерский учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 12:21, курсовая работа

Описание

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов — средств труда и материальных условий процесса труда.

Содержание

Введение 3
1.Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных
Условиях 5
1.1 Основные средства, как объект учета. Их классификация и оценка 5
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств 9
1.3 Основные нормативные документы 10
2.Организация бухгалтерского учета основных средств 11 2.1. Учет наличия и поступления основных средств 11
2.2Учет амортизации основных средств 12
2.3 Виды ремонта основных средств и организация их учета 19
2.4.Учет выбытия основных средств 22
2.5Инвентаризация и переоценка основных средств 24
Заключение 30
Список использованных источников 32

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет основных средств(Курсовая).doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

  Если ремонтный фонд не создается, то учтенные затраты списываются сразу на потребителей: Д-т 20, 25, 44 К-т 23.

  При подрядном способе ведения работ принятые счета к оплате: Д-т 20, 23, 25,26 К-т 60.

  Погашение указанных обязательств перед подрядными организациями: Д-т 60 К-т 51.

 

 2.4. Учет выбытия основных средств  

Основные  средства выбывают из организации в  результате:

продажи;

списания или  ликвидации;

передачи в  виде вклада в уставный капитал других организаций;

безвозмездной передачи;

по другим причинам.

  Информация  о выбытии объектов основных  средств формируется на счете  91 «Прочие доходы и расходы».По кредиту указанного счета отражается выручка от продажи объектов основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей,полученных при их демонтаже.По дебету счета показываются остаточная стоимость объектов и расходы, связанные с их выбытием. Всякое движение основных средств (прием, передача, внутреннее перемещение) оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

  Чтобы проиллюстрировать этот раздел учета основных средств, рассмотрим несколько ситуаций из хозяйственной деятельности ООО “Плаза”.

 В ноябре 2009 г. реализовался объект основных средств за 150000 руб. (включая НДС). Восстановительная стоимость объекта — 200000 руб., износ — 60000 руб. Ранее при приобретении этого объекта НДС был возмещен из бюджета. Затрат по реализации не было.

  В бухгалтерском учете были произведены следующие записи:

Д-т  91 К-т 01 200000 — списана восстановительная стоимость основного средства;

Д-т 02 К-т  91 60000 — списан начисленный за время эксплуатации износ;

Д-т 62 К-т  91 150000 — отражена задолженность покупателям (с НДС). При реализации основных средств, при приобретении которых входной НДС был возмещен, налогооблагаемой базой является договорная стоимость. Если же реализуется объект основных средств, оприходованный в свое время с НДС, то НДС рассчитывается в соответствии с пунктом 50 Инструкции № 39.

Д-т 51 К-т 62 150000 — поступили денежные средства;

Д-т  91 К-т 68 25000 — начислен НДС (150000х 18 %);

Д-т  99 К-т 91 15000 — получен убыток от реализации основных средств.

Согласно  пункту 2.4 Инструкции № 37, убыток от реализации основных средств не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Поэтому, прибыль при расчете налогооблагаемой базы следует скорректировать по строке 4.7 Справки.

  В соответствии с пунктом 93 Методических указаний по учету основных средств списание и ликвидация в случае морального и (или) физического износа являются одним из способов выбытия основных средств. Предприятие имеет право списать основные средства даже в том случае, если объект годен для использования и не изношен физически или морально.

  Предприятие может самостоятельно списать только основные средства, принадлежащие ему на праве собственности. В противном случае необходимо разрешение собственника. Для определения целесообразности списания основных средств и оформления актом на списание основных средств по форме № ОС-4 (для транспорта — по форме № ОС-4а), который утверждается руководителем предприятия.

  При списании объекта основных средств с баланса предприятия списываются первоначальная (восстановительная) стоимость и износ проводками:

 Д-т  01,субсчет «Выбытие основных средств»; К-т 01 «Основные средства» — списывается первоначальная (восстановительная) стоимость;

Д-т 02 «Амортизация основных средств»; К-т 01, субсчет «Выбытие основных средств» — списывается сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации объекта.

В результате списания основных средств (как и во всех случаях выбытия основных средств) счет 91 должен закрыться. В соответствии с пунктом 82 приказа Минфина России об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в случае реализации и прочего выбытия имущества организации убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты.

  Необходимо заметить, что финансовый результат от списания выявляется по каждому объекту основных средств. Убыток от операции списания основных средств хотя и относится на финансовый результат (в Д-т счета 99), не уменьшает налогооблагаемую прибыль, которая корректируется на сумму убытка в сторону увеличения по строке 4.6 Справки.

  При выбытии основных средств в связи с черезвычайными обстоятельствами суммы рассчитанного ущерба относятся на финансовые  результаты.

  Ликвидация  объектов основных средств в  случае физического и морального  износа осуществляется по решению  комиссии на основе составленного  акта.

В инвентарной  карточке ликвидируемого объекта делаются соответствующие записи и определяется результат по его ликвидации.

  Порядок  отражения операций по ликвидации  объектов основных средств рассмотрим  на следующем примере.

  Ликвидирован  объект основных средств в  результате полного физического  износа. Первоначальная стоимость объекта 120000 руб. Срок полезного использования объекта -  5 лет. В организации объект эксплуатировался 4 года 6 месяцев. Амортизация начислялась линейным способом.

  Расходы  по ликвидации(заработная плата  и ЕСН) составили 6000 руб. Оприходованы запасные части по цене возможного использования 2000 руб.

Списывается учетная  оценка ликвидированного объекта основных средств:

Д-т сч. 01, «Выбытие основных средств»  120000 руб.

К-т сч.01 «Основные  средства»  120000 руб.

Списывается начисленная амортизация за время эксплутации объекта в организации:

108000 руб.= 120000 руб.*54 мес./60 мес.

Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств»  108 000 руб.

К-т сч. 01 «Выбытие основных средств»   108000 руб.

Списывается недоамортизированная часть стоимости ликвидируемого объекта:

Д-т сч.91 «Прочие  доходы и расходы»   12000руб.

К-т сч.01, субсчет  «Выбытие основных средств» 12000 руб.

Списываются расходы  по ликвидации объекта:

Д-т сч. 91 «Прочие  доходы и расходы»    6000 руб.

К-т сч. 70,69 «Расчеты с персоналом организации по оплате труда», «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения»   6000 руб.

Оприходованы  запчасти, полученные при разборке объекта основных средств:

Д-т сч. 10 «Материалы»   2000 руб.

К-т сч. 91 «Прочие  доходы и расходы»  2000 руб.

Списывается убыток по ликвидации объекта основных средств:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»    16000 руб.

К-т сч. 91 «Прочие  доходы и расходы»  16000 руб.

   Для целей  налогообложения 16 000 руб.  будут включаться в убытки организации равными долями в течение 6 месяцев оставшегося срока полезного использования объекта.

 

2.5. Инвентаризация  и переоценка основных средств  

  Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется “Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

  Цель инвентаризации — подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

  Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

при реорганизации  предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления  бухгалтерского баланса);

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

после стихийных  бедствий (немедленно после их окончания);

перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);

при выявлении  фактов хищения, а также порчи  такого имущества (сразу после установления таких фактов);

в других случаях, предусмотренных законодательством  РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация  основных средств может проводиться  один раз в три года, а книжного фонда библиотек — один раз  в пять лет.

  Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

  Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

  Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

  Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

  Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв. 1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

  Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв. 18) .

  На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

  Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

   Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

  Возможен вариант, при котором материалы результатов инвентаризационной комиссии с учетом ее предложений оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации.

  На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.

   Оприходование  неучтенных объектов основных  средств, выявленных при инвентаризации, осуществляется по рыночной стоимостия: Д-т 01 «Основные средства», К-т 91 «Прочие доходы и расходы» .

  Основные средства которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские и речные суда,  железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправлен в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.

     На  основные средства, не пригодные к  эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

  Если по результатам инвентаризации обнаруживается недостача, то списание недостачи основных средств по вине материально ответственных лиц отражается в определенном порядке.

Списывается учетная стоимость недостающего объекта:

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств