Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание

Введение Основную массу всех расчетных операций в коммерческих предприятиях занимают расчетные операции, и в том числе операции по учету расчетов с покупателями и заказчиками. Огромный оборот денежных и материальных ресурсов приводит к повышенному вниманию со стороны контролирующих органов к правильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками. Существование различных методов учета, организация учета расчетов с множеством поставщиков и покупателей, постоянно изменяющаяся законодательная база делает работу бухгалтера предприятия, занимающегося производством и реализацией продукции, крайне сложной и ответственной. Такая актуальность вопроса обусловила выбор данной темы курсовой

Содержание

Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 1.1 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с покупателями и заказчиками 4 1.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками в Российской Федерации 5
1.3. Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 10
1.4 Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками 15
1.5.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками на ООО «Сон» 27
Заключение 32
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

бух учет.doc

— 232.50 Кб (Скачать документ)

       Основанием  для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска со склада служат приказы-накладные отдела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск.

       Приказ-накладная  оформляется в двух экземплярах: один передается экспедитору для указания количества отправляемых мест, суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй остается у кладовщика, по нему в карточках складского учета проставляется количество отпущенной продукции и документ передается бухгалтеру. 

       На основании приказа-накладной и квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платежное требование для расчетов с покупателями через банк и счет-фактуру. В нем указываются ассортимент, количество, продажная цена, стоимость тары и железнодорожный тариф, оплачиваемый покупателем. 

       Счета-фактуры  обязаны выписывать все предприятия  и организации, реализующие товары (работы или услуги), как облагаемые так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактура необходима для возмещения НДС из бюджета.

       Выписывается  счет-фактура в двух экземплярах. Первый передается покупателю, а второй остается у организации, продавшей товар (выполнившей работы, оказавшей услуги). Счет-фактура может быть заполнен от руки, с использованием компьютера или пишущей машинки.

       Счета-фактуры, полученные от поставщиков и выставленные покупателям, хранятся в журнале учета счетов-фактур.

       Продавцы  учитывают счета-фактуры, выставленные покупателям в хронологическом порядке, а покупатели - номера их поступления от продавцов. У предприятий-импортеров в журнале учета полученных счетов-фактур должны храниться грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, а также платежные документы, которые подтверждают фактическую уплату НДС таможенному органу.

       Счета-фактуры, полученные от поставщиков, регистрируются в книге покупок. Не регистрируются в книге покупок счета-фактуры, которые получены:

  • от поставщика при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), основных средств и нематериальных активов;
  • участником биржи (брокером), который осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты или ценных бумаг;
  • комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам.

       Счета-фактуры  по материалам, которые были использованы при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд, регистрируются в книге покупок в момент принятия на учет построенного объекта. Одновременно выписывается счет-фактура на разницу между суммами НДС, начисленными на стоимость строительных работ, и суммой НДС, уплаченной продавцам.

       Счета-фактуры, составленные продавцом, регистрируются в книге продаж. Они должны составляться в отношении всех товаров (работ, услуг), которые подлежат обложению НДС, в том числе по ставке 0% и освобожденных от налогообложения.

       При получении аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поставщик составляет счет-фактуру и регистрирует ее в книге продаж.

       После отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет уже полученных платежей в книге продаж делают корректировочную запись, которая уменьшает ранее начисленную сумму налога. Одновременно с этим поставщик выписывает счет-фактуру (в двух экземплярах) на фактическую отгрузку и записывает в книгу продаж

       Организация обязана выписать один экземпляр  счета-фактуры и зарегистрировать его в книге продаж в случае получения:

  • финансовой помощи;
  • процентов по векселям;
  • процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанной в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ;
  • страховых выплат, полученных по договорам страхования, риска неисполнения договорных обязательств контрагентом.

       Данные  платежных требований ежедневно  записываются в ведомости учета  реализации продукции (работ, услуг) №16.

       В первом разделе ведомости №16 «Движение готовых изделий в ценностном выражению» содержатся данные по счету 43 «Готовая продукция» В двух оценках - фактической и учетной. В этом разделе рассчитывается фактическая себестоимость отгруженной продукции; она сверяется с книгой учета остатков на складах готовой продукции. Учет движения отгруженной продукции ведется, во втором разделе ведомости №16. В этом разделе совмещается синтетический и аналитический учеты отгрузки и реализации продукции и расчетов с покупателями.

       Раздел  третий «Сводные данные по оплаченным, списанным неоплаченным и несписанным суммам» заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам. Этот раздел служит для контроля оборотов по кредиту счетов 45 и 90 в журнале-ордере №11 и правильности расчета остатка по счету 45 «Товары отгруженные».

 

1.5.Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками                    Отражение на счетах синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от ряда факторов, в том числе от условий договора и факта исполнения сторонами своих обязательств. Среди существенных условий договора выделяют момент перехода права собственности и условия оплаты.

       Согласно  ГК РФ, переход права собственности  по договору купли-продажи происходит в момент передачи вещи покупателю, т.е. в момент отгрузки со склада поставщика. Кроме того, Гражданский кодекс допускает возможность установить другой, отличный от общепринятого, порядок перехода права собственности, рассмотренные выше.

       Договором может быть предусмотрена оплата денежными средствами, либо иным имуществом. Особым условием договора может быть предусмотрена предварительная оплата (аванс). Конкретный порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов с покупателями в каждом конкретном случае будет зависеть от вышеперечисленных условий и, следовательно, будет существенно отличаться.

       Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

       Счет 62 - активно-пассивный, счет расчетов. По дебету счета 62 отражается задолженность покупателей и заказчиков на суммы, на которые предъявлены им расчетные документы и по которым признан доход. По кредиту счета 62 - суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов, предварительной оплаты) в счет погашения задолженности.

       Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

  • покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
  • авансам полученным;
  • векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
  • векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;
  • векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

       Кроме того, аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» должен обеспечивать возможность формировать в балансе информацию о задолженности покупателей и заказчиков по сроку ожидаемого платежа после отчетной даты - в течение 12 месяцев или более 12 месяцев.

       В данной работе для учета расчетов с покупателями и заказчиками используются следующие счета:

       50 «Касса»;

       51 «Расчетный счет»;

       60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»;

       62-1 «Расчеты с покупателями по  отпущенным товарно-материальным ценностям»;

       62-2 «Расчеты плановыми платежами»;

       62-3 «Векселя полученные»;

       62-4 «Авансы полученные»;

       62-5 «Расчеты по банковским чекам»;

       62-6 «Расчеты по бартерным сделкам»;

       68 «Расчеты по налогам и сборам»;

       76-2 «Расчеты по претензиям»;

       90-1 «Доходы по обычным видам деятельности»;

       90-2 «Расходы по обычным видам деятельности»;

       91-1 «Прочие доходы»;

       91-2 «Прочие расходы».

       На  субсчете «Расчеты с покупателями по отпущенным товарно-материальным ценностям» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым кредитной организацией к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. Бухгалтерские записи по данному субсчету представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Бухгалтерские записи по субсчету 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по отпущенным товарно-материальным ценностям»

Дебет Кредит Содержание хозяйственных  операций Первичные документы
62-1 90-1 Отражена задолженность  покупателей за отгруженную продукцию. Договор купли-продажи, № 1-Т "Товарно-транспортная накладная".
(62-1) (90-1) Сторнирована  взысканная покупателем сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции - сторно. Документы о  взыскании сумм недостач и потерь, № ТОРГ-2 "Акт об установленном  расхождении по количеству и качеству при приемке товарно - материальных ценностей"
62-1 76-2 Отражена взысканная покупателем сумма недостач и потерь. Бухгалтерская справка.
62-1 91-1 Отражена задолженность  покупателей за проданные: 
-объекты основных средств,

-нематериальные  активы,

Договор купли-продажи, № 1-Т "Товарно-транспортная накладная", акты приема-передач незавершенного строительства,

оборудования, ценных бумаг.

 
Окончание таблицы 1
    -объекты незавершенного  строительства и оборудование, 
-материалы, 
-ценные бумаги и другие финансовые вложения.
  
50, 51 62-1 Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков. Выписка банка  по расчетному счету, № КО-1 "Приходный  кассовый ордер", чек ККМ.

       На  субсчете «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

       На  субсчете «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями. Затем по этому субсчету отдельной проводкой отражается разница между суммой, указанной в векселе, выданном организацией-покупателем и суммой ранее учтенной дебиторской задолженности. На данном субсчете также отражаются суммы задолженности покупателей, зачтенные в погашение долгов перед поставщиками посредством передачи векселя (индоссирования). Бухгалтерские проводки по субсчету «Векселя полученные» представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Бухгалтерские записи по субсчету 62-3 «Векселя полученные»

Дебет Кредит Содержание хозяйственных операций Первичные документы
62-3 62-1 Получен вексель  в обеспечение задолженности  покупателей и заказчиков за проданную продукцию. Вексель полученный
62-3 91-1 Отражена сумма  превышения номинальной стоимости векселя над договорной стоимостью продажи Бухгалтерская справка
60 62-3 Отражено исполнение обязательств организации зачетом встречных требова- Акт о прекращении  встречных требований.
       
Окончание таблицы 2  
    ний (индоссирование)  
60 62-3 Отражено исполнение обязательств организации зачетом встречных требований (индоссирование) Акт о прекращении  встречных требований.
50, 51 91-1 Включена в  состав прочих доходов сумма поступивших  процентов по векселю Выписка банка  по расчетному счету, №КО-1 "Приходный кассовый ордер", чек ККМ.
50,51 62-3 Покупатель погасил  вексель Выписка банка  по расчетному счету, №КО-1 "Приходный кассовый ордер", чек ККМ.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками