Бухгалтерский учет списания основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа

Описание

Осуществление деятельности любой организации, предприятия неминуемо связано с использованием основных средств (ОС). В процессе эксплуатации объекты основных средств изнашиваются и со временем становятся непригодными к эксплуатации (например, в связи с моральным или физическим износом либо чрезвычайным происшествием). В таких случаях организация вынуждена списывать (ликвидировать) имущество. Поэтому понятие списания (ликвидации) основных средств является одним из ключевых в бухгалтерском учете.

Содержание

Введение………………………………...………..…………………............................3
Глава I. Теоретические основы организации учета списания основных средств.
1.1.Нормативные документы, регулирующие учет списания основных средств………………………………………………………………………3
1.2.Понятие, классификация и оценка основных средств………………..4
Глава II. Учет списания основных средств.
2.1.Списание основных средств в результате физического и морального износа………………………………………………………………………..8
2.2.Продажа основных средств………………………………………….17
2.3.Учет операций по прочему выбытию основных средств………….23
Заключение………………………………………………………………………..…26
Список использованной литературы…………………………………..…………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая БУ.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

В какой период эксплуатации осуществляется продажа объекта основных средств, принципиального значения на отражение этой операции в бухгалтерском учете нет.

Продажа может осуществляться за денежные средства и их эквиваленты или путем обмена (бартера) на материальные или нематериальные активы, а также в обмен на работы или услуги. Кроме этого необходимо отметить, что при продаже объектов основных средств за денежные средства возможно несколько вариантов его оплаты, например:

1) предварительная (авансом) в полном объеме (100-процентная предварительная оплата);

2) частичная предварительная оплата (например, 50% стоимости объекта основных средств поступает на текущий счет до осуществления акта приема-передачи объекта, а остальные 50% - после осуществления такой передачи);

3) последующая оплата (оплата полной стоимости объекта основных средств осуществляется после подписания акта приема-передачи объекта).

 

Продажа объектов основных средств, как и любая другая коммерческая операция, предполагает получение дохода и, естественно, осуществления определенных затрат. Отражение доходов и расходов, связанных с реализацией объектов основных средств, отражается на отдельных счетах бухгалтерского учета: 742 "Доходы от реализации необоротных активов" и 972 "Себестоимость реализованных необоротных активов", соответственно.

В процессе продажи объектов основных средств главной задачей, стоящей перед бухгалтерским учетом, является точное определение доходов и расходов, полученных в результате осуществления продажи.

Если с определением доходов, как правило, нет проблем, особенно в том случае, когда продажа осуществляется за денежные средства 3, то с определением суммы расходов возникают определенные трудности.

Необходимо отметить, что в отличие от перечня расходов, который определен П(С)БУ 7 и который указывает, что относится в первоначальную стоимость приобретаемого объекта основных средств, аналогичного перечня, который бы определял, что относится в расходы при продаже объекта основных средств, в П(С)БУ 7 нет.

Исходя из практики осуществления операций по продаже объектов основных средств, можно определить следующий перечень расходов, которые относятся на расходы, связанные с реализацией таких объектов:

1) остаточная стоимость объекта;

2) расходы на подготовку объекта к реализации (демонтаж, сборка или разборка объекта (если это необходимо) и прочее);

3) погрузочно-разгрузочные и транспортные расходы (если по условиям договора эти работы возлагаются на предприятие, осуществляющее продажу объекта);

4) расходы на страховку рисков доставки объекта основных средств (если по условиям договора оплата такой страховки возлагается на предприятие, осуществляющее продажу объекта);

5) осуществление регистрационных, нотариальных и прочих действий, связанных с ликвидацией права собственности на объект продажи;

6) непрямые налоги, связанные с продажей объектов основных средств;

7) другие расходы, которые непосредственно связаны с доведением основных средств до состояния, в котором они становятся пригодными для продажи.
 

Учет операций по выбытию основных средств осуществляется непосредственно на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 91 «Прочие доходы и расходы». Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и принятой учетной политике организация имеет право для учета выбытия основных средств ввести субсчет 01 «Выбытие основных средств» (01-В0) к счету 01 «Основные средства» или вести учет без использования этого субсчета.

При выбытии основного средства при продаже в первую очередь нужно списать первоначальную стоимость и сумму накопленной амортизации. Если организация использует субсчет 01-В, то данные операции могут быть отражены в учете следующими проводками:

- Дт 01-В К 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» - списывается первоначальная или восстановительная стоимость (если объект основных средств подвергался переоценке);

- Дт 02 «Амортизация основных средств» К 01-В – списание общей суммы накопленных амортизационных отчислений за время эксплуатации объекта;

- Дт 91-2 «Прочие расходы» К 01-В – списание остаточной стоимости;
Если субсчет 01-В не используется, то проводки будут выглядеть следующим образом:
- Дт 02 К 01 – на сумму накопленной амортизации (происходит уменьшение первоначальной стоимости основных средств);

- Дт 91-2 «Прочие расходы К 01 – на остаточную стоимость объекта.
 

В дальнейшем в дебет 91 записываются все расходы, связанные с выбытием основных средств, а в кредит – доходы от их выбытия. Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Пример: Продажа основных средств

Д 02 К 01 – на сумму накопленной амортизации;

Д 91-2 К 01 – на остаточную стоимость объекта;

Д 91-2 К 23,44,10,70 и др. – затраты, связанные с продажей основных средств;

Д 62 К 91-1 – выручка от реализации объекта основных средств, включая НДС;

Д 91-2 К 68 – сумма начисленного НДС в цене реализации;

 

Выявленный финансовый результат от реализации объекта основных средств ежемесячно заключительными оборотами (в составе сальдо прочих доходов и расходов) отражается:

Прибыль Д 91-9 К 99

Убыток Д 99 К 91-9

 

Отрицательный результат от продажи не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Списывается с добавочного капитала. Сумма дооценки подлежит исключению из налогооблагаемой прибыли, о чем делается запись в «Справку».

 

Документальное оформление продажи основных средств.

 

Постановлением от 21 января 2003 года № 7 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации по учету основных средств» унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

В формах предусмотрены зоны кодирования информации, которые заполняются в соответствии с общероссийскими классификаторами.

Форматы бланков, указанных в альбоме унифицированных форм первичной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету продажи основных средств:

- ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений);

- ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения);

- ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).

 

Прием-передача объектов между организациями для выбытия их из состава основных средств оформляются вышеуказанными документами, которые утверждаются руководителями организации и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному объекту.

Акт о приеме-передаче основных средств состоит из трех разделов:
1) Раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны, имеющих информативный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.
2) Раздел 2 заполняется организацией –получателем только в одном экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта срок использования, установленный организацией, способ начисления амортизации.

3) Раздел 3 содержит краткую характеристику объекта основных средств.
Данные исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку, книгу учета объектов основных средств (формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б).

 

 

 

 

Учет операций по прочему выбытию основных средств

 

При безвозмездной передаче основных средств доходы и расходы согласно ПБУ 9/99 также отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расхо­ды». Доходом признаются поступления от продажи или дебитор­ская задолженность покупателя в сумме, предусмотренной догово­ром, а расходами - остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, налоги на стоимость реализации и расходы на продажу. Доходы в данном случае, естественно, отсутствуют, нов соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ) и подлежит обложению НДС. В учете данная операция отразится следующими записями по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

·                       остаточная стоимость объекта - в корреспонденции со сче­том 01 «Основные средства»;

·                       НДС на стоимость безвозмездно переданного имущества - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

·        расходы на подготовку к передаче, доставку и др. - в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами» и др.

При недостаче, хищениях и порче основных средств расходы (потери) от их выбытия отражаются в бухгалтерском учете на основании результатов проведенной инвентаризации по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» следующими записями:

·                       на остаточную стоимость объекта - в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства;

·                       на сумму восстановленного НДС, приходящегося на недоамортизированную стоимость объекта и ранее принятого к нало­говому вычету, - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Результаты инвентаризации регулируются на основании реше­ния руководителя. Если будут установлены виновные лица и принимается решение о взыскании с них материального ущерба, то по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») делаются записи:

·                       на сумму недостачи (по остаточной стоимости) - в коррес­понденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценно­стей»;

·                       на разницу между взыскиваемой суммой и стоимостью не­достачи (рыночной стоимостью) - в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей»).

Если виновное лицо не установлено или суд отказал во взы­скании, то потери от недостач, порчи и хищений относятся на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При авариях, стихийных бедствиях и других аналогичных об­стоятельствах доходы и расходы, связанные с ликвидацией основ­ного средства, рассматриваются как чрезвычайные и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки».

По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» фиксируются следую­щие чрезвычайные расходы:

·                       остаточная стоимость объекта - в корреспонденции со сче­том 01 «Основные средства»;

·                       расходы по демонтажу, разборке основного средства и др. - в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по опла­те труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» и др.

Чрезвычайные доходы отражаются по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» следующими записями:

·                       на текущую рыночную стоимость имущества, остающегося при ликвидации основного средства, - в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 01 «Основные средства»;

·              на сумму полученного (признанного) страхового возмещения - в корреспонденции со счетами денежных средств или расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Обобщая операции по продаже и другие операции выбытия основных средств, можно сделать следующий вывод: финансовый результат по ним в основном должен определяться как разность между оценочной суммой чистых поступлений от выбытия и балансовой стоимостью конкретного актива и признаваться в качестве операционного дохода или операционного расхода в отчете о прибылях и убытках (форма №2).

              У некоммерческих организаций результат выбытия основных средств относится на увеличение расходов (доходов), а у бюджетных организаций – на уменьшение или увеличение средств финансирования (фондов).

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Информация о работе Бухгалтерский учет списания основных средств