Бухгалтерский учет в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание

Единица бухгалтерского учета товарных запасов выбирается торговой организацией самостоятельно. Этот выбор закрепляется в учетной политике.
Выбранный метод должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о товарных запасах, а также контроль за их наличием и движением.

Содержание

1.Товар как объект бухгалтерского учета
2. Задачи бухгалтерского учета продажи товаров в розничной торговле
4. Учет реализации по продажным ценам
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

бухучет в торговле.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Главный бухгалтер решает, по какой форме и на каких носителях (бумажных или машинных) будет вестись бухгалтерский учет в организации.

Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером в учетной политике. Документооборот – это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

Инвентаризация имущества и обязательств организации – это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в торговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.

Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Кроме того, главный бухгалтер определяет:

- отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета;

- объем и сроки представления отчетности внутренним и внешним пользователям;

- круг должностных лиц (внутренних пользователей), которым представляются определенные формы отчета;

- наименования и адреса учреждений (внешних пользователей), которым представляется бухгалтерская отчетность;

- способ представления отчетности (почтой, курьером, телекоммуникационными каналами связи и пр.);

- фамилии работников бухгалтерии, ответственных за составление конкретных форм отчетности.

Необходимо отметить, что, согласно Закону «О бухгалтерском учете[4]», ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организация может не иметь в своем штате главного бухгалтера и специалистов бухгалтерской службы. Она может поручить ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям или лицам, на которых при этом возлагаются та же ответственность и те же обязанности в области бухгалтерского учета, что и на штатного главного бухгалтера.

Таблица 1

Документальное оформление операций для целей бухгалтерского учета в розничной торговле

Журнал учета движения товаров на складе (форма №ТОРГ-18)

Для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой)

Ведется материально-ответственным(и) лицом (лицами) по наименованиям, сортам, количеству и цене. Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день.

Расходный отвес (спецификация) (форма №ТОРГ-19)

При отпуске всех видов товаров как приложение к товарно-транспортной накладной

Составляется в двух экземплярах работниками базы (склада). Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – представителю грузополучателя

Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров (форма №ТОРГ-20)

В случае обнаружения понижения качества и порчи товаров

Составляется в двух экземплярах членами комиссии на основании приказа, распоряжения руководителя организации о перетаривании, сортировке, подработке, перетрафаречивании. Первый экземпляр вместе с приказом, распоряжением передается в бухгалтерию, второй остается у материально-ответственного лица.

Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (форма №ТОРГ-23)

Для отпуска товаров в мелкорозничную сеть. Журнал выдается торговой или иной компетентной организацией работникам мелкорозничной торговли (киосков, ларьков и т.п.)

Журнал ведется в одном экземпляре и находится на руках у работника мелкорозничной торговли. Отпуск товаров указанным работникам оформляется в каждом отдельном случае выпиской расходных накладных. Данные об отпуске товаров и получении выручки заносятся в журнал по совершении операции на основании приходно-расходных документов с определением каждый раз нового остатка товаров. Записи в журнале производятся и подписываются ответственными лицами, которые отпускают товары, а также принимают выручку (в случае если выручка не сдается в кассу).

Заказ (форма №ТОРГ-26)

Для оформления продажи товаров по предварительным заказам с доставкой по указанному адресу или без доставки по адресу на конкретные дату и время

Оформляется в двух экземплярах работником организации торговли при согласовании с заказчиком (покупателем). Первый экземпляр передается отборщику для исполнения заказа, второй экземпляр бланка заказа с отметкой об оплате передается покупателю. Подписывается лицами, ответственными за прием, отбор, комплектацию, исполнение заказа.

Журнал учета выполнения заказов покупателей (форма №ТОРГ-27)

Для учета выполнения заказов покупателей, принятых к исполнению

Ведется в одном экземпляре и находится в столе заказов. В журнале регистрируются принятые заказы по номерам, датам и времени исполнения, а также получение заказа отборщиком и возврата им исполненных заказов.

Карточка количественно-стоимостного учета (форма №ТОРГ-28)

В организациях торговли (на складах, базах) для аналитического учета товаров, которые учитываются в количественно-стоимостном выражении.

Ведется отдельно на каждое наименование, сорт товара. При количественно-стоимостном учете однородные товары различного назначения, но имеющие одинаковую розничную цену, могут учитываться объединено на одной карточке. Записи в карточке производятся в количественном и стоимостном выражении на основании проверенных документов. Представляемых в бухгалтерию материально-ответственными лицами

Товарный отчет (форма №ТОРГ-29). Отчет по таре (форма №ТОРГ-30)

Для учета товарных документов в организациях торговли за отчетный период, который утверждается руководителем организации

Составляются в двух экземплярах материально-ответственным лицом. Товарный отчет, как правило, составляется при сальдовом методе учета товаров. Подписывается бухгалтером и материально-ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составляется отчет, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.

Сопроводительный реестр сдачи документов (форма №ТОРГ-31)

Для регистрации приходных и расходных документов

Составляется в двух экземплярах материально-ответственным лицом на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период. Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию или на обработку средствами вычислительной техники. Второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.


 

Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 утверждены также некоторые формы, связанные со спецификой деятельности организации:

- приходный групповой отвес (форма №ТОРГ-17) – применяется при приемке товара плодоовощными базами, складами, холодильниками;

- акт о переборке, сортировке плодоовощной продукции (форма №ТОРГ-21) – применяется на плодоовощных базах (складах) для оформления переборки, сортировки картофеля, овощей, фруктов, а также отходов, выявленных при переборке;

- акт о контрольной (выборочной) проверке яиц (форма №ТОРГ-22);

- акт о перемеривании тканей (форма №ТОРГ-24) – применяется в магазинах для учета излишков (недостач) при перемеривании тканей по всем или отдельным группам в необходимых случаях до выпуска в продажу;

- акт об уценке лоскута (форма №ТОРГ-25) – применяется для оформления уценки мерного лоскута, образующегося в торговой сети при розничной продаже тканей по мере накопления лоскута.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Это делается для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации.

Проводить инвентаризацию необходимо:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Также в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. При проведении инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии, иначе результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

Форма приказа о проведении инвентаризации утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. №88[5].

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально-ответственных лиц.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом. Исправления в инвентаризационных описях должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение[6].

При формировании учетной политики организации следует указать избранный способ оценки товаров, а также способ признания учтенных расходов в себестоимости проданных за отчетный период товаров в качестве расходов по обычным видам деятельности (полностью или с учетом корректировок на сумму транспортных расходов, относящихся к стоимости остатка нереализованных на конец отчетного периода товаров).

В рабочем плане счетов должны быть указаны счета бухгалтерского учета, которые используются для учета товаров. План счетов 2001 г. предлагает два варианта ведения учета поступления товаров:

- на счете 41 «Товары»;

- с использованием счетов 41 «Товары», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Данный вариант учета целесообразно применять в том случае, если в соответствии с учетной политикой поступившие от поставщиков товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Это связано с тем, что момент признания затрат, связанных с приобретением товаров, в качестве расходов может не совпадать с моментом оприходования товаров, и товары могут быть уже проданы к моменту получения счетов на стоимость соответствующих услуг сторонних организаций, а также со сложностью отнесения расходов к той или иной партии товаров.

В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций[7] указано, что поступление товаров может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в таком же порядке, какой установлен для учета соответствующих операций с материалами. Однако в отличие от учета материалов использование счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» не предусмотрено для учета отклонений в стоимости товаров. При этом в течение месяца в дебет счета относятся покупная стоимость товаров, а также затраты по приобретению товаров (без НДС), а в кредит в корреспонденции со счетом 41 «Товары» - учетная стоимость товаров (например, покупная стоимость в соответствии с договором купли-продажи). Ведение текущего учета товаров на счете 41 «Товары» по учетной стоимости обеспечивает соответствие записей в отчетности материально ответственных лиц (товарных отчетах (ф. №ТОРГ-29), сопроводительных реестрах сдачи документов (ф. №ТОРГ-31) и учетных регистрах: ведомости к журналу-ордеру по счету 41 «Товары», Главной книге.

В конце месяца сумма разницы в стоимости приобретенных товаров, исчисленная между их фактической себестоимостью (дебетовый оборот счета 15) и учетной стоимостью, списывается на счет 41 «Товары». Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие товаров в пути.

Отклонения в стоимости товаров, учтенные на счете 41 «Товары», подлежат последующему списанию на счет 90-2 «Себестоимость продаж» в полной сумме (если расходы по приобретению товаров признаются организацией в себестоимости реализованных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности – п.9 ПБУ 10/99[8]) или распределяются между проданными товарами и остатком товаров по среднему проценту в общеустановленном порядке. Порядок списания выявляемых отклонений фактических расходов по приобретению товаров от их учетной стоимости устанавливается организацией самостоятельно при принятии учетной политики.

Суммы налога на добавленную стоимость, указанные в счетах-фактурах контрагентов, в стоимость товаров не включаются и подлежат обособленному учету на счете 19-3 «НДС по приобретенным материально - производственным запасам».

Организации розничной торговли, осуществляющие учет товаров по продажной стоимости, дополнительно отражают торговую наценку записью:

Д-т сч. 41 «Товары»,

К-т сч. 42 «Торговая наценка».

Сумма наценки при неизменной продажной стоимости товаров будет различной в зависимости от варианта ведения учета поступления товаров.

Информация о работе Бухгалтерский учет в розничной торговле