Бухгалтерский учет в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:58, контрольная работа

Описание

Бухгалтерский учет - древнейшая наука. Она появилась в первобытном обществе в виде примитивного учета основных хозяйственных операций и непосредственных хозяйственных связей в общине. Необходимость управления общественным производством в интересах всей общины побуждает ее выделять и содержать специального человека, осуществляющего учет общинного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Роль бухгалтерского учета в современных условиях
1.1 Сущность и значение бухгалтерского учета……………………..4
1.2. Понятие и задачи бухгалтерского учета….................................9
Глава 2. Основное содержание и порядок учета операций на расчетном счете
2.1Сущность расчетного счета.……………………………………….14
2.2 Порядок открытия расчетного счета…………………………….15
2.3Учет операций по расчетному счету……………………………...21
Список использованной литературы………………………………..…….24

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая бухучет.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Из определения бухгалтерского учета следует, что деятельность по бухгалтерскому учету представляет собой упорядоченную процедуру, состоящую из следующих стадий:

1) наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;

2) закрепление в специальной  форме (форме первичных учетных  документов) результатов наблюдения  и измерения хозяйственных операций – юридических фактов в бухгалтерском учете;

3) обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах – ее группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на ее основе регистров бухгалтерского учета;

4) формирование бухгалтерской  отчетности на основе сводной  информации, содержащейся в регистрах  бухгалтерского учета;

5) передача документов внутренней  и внешней бухгалтерской отчетности ее пользователям.

Поступающая в систему бухгалтерского учета и преобразующаяся в  результате учетного процесса информация систематизируется и накапливается в блоке хранения учетной информации( «памяти» системы), который занимает одно из центральных мест в информационной системе – бухгалтерском учете.

Этот блок состоит из совокупности регистров бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета  ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. В данных регистрах упорядочивается и хранится информация о хозяйственном положении организации5.

К важнейшим регистрам бухгалтерского учета относятся счета, которые  представляют собой элементарные ячейки памяти системы бухгалтерского учета.

Одной из наиболее важных классификаций  счетов бухгалтерского учета является их классификация по степени обобщения содержащейся в них информации на:

а) синтетические счета;

6)аналитические счета.

Синтетический счет используется для  учета общей стоимости определенного вида хозяйственных средств организации. Систематизированный перечень этих счетов называется Планом счетов бухгалтерского учета. План счетов вместе с Инструкцией по их применению в качестве нормативных правовых актов утверждаются органом, которому предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Содержащийся в Плане счетов перечень синтетических счетов является исчерпывающим.

В силу того, что План счетов является систематизированным перечнем, в нем каждому синтетическому счету присваивается порядковый номер (двузначный код) и определенное наименование. Примером синтетического счета первого порядка может служить синтетический счет 01 «Основные средства», служащий для учета стоимости всех принадлежащих на праве собственности или на ином вещном праве (например, на праве хозяйственного ведения – для унитарных предприятий) основных средств.

Если на синтетических счетах учитывается  информация обо всем имуществе или  обо всех обязательствах определенного  вида, то аналитические счета используются для учета конкретного имущества или обязательства: материала конкретного наименования и сорта, расчетов по заработной плате с определенным работником организации и т.д. Перечень аналитических счетов не является исчерпывающим и при их ведении, в отличие от синтетических счетов, кроме денежных используются и натуральные измерители.

Для получения необходимой информации об имуществе, обязательствах организации и об их движении, а также в целях контроля за достоверностью этой информации в бухгалтерском учете применяется особый метод учета, называемый методом двойной записи. В соответствии с ним любая хозяйственная операция организации должна быть отражена как минимум на двух взаимосвязанных синтетических счетах.

Метод двойной записи основан на общем для всей природы принципе сохранения. В соответствии с этим принципом любые явления имеют две стороны, а именно: увеличение чего-то всегда сопровождается компенсирующим это увеличение уменьшением другого. В механике, например, принцип сохранения принимает форму принципа сохранения полной энергии – суммы кинетической и потенциальной энергии. В праве же этот принцип принимает форму принципа возмездности.

Достаточно тонко организованный метод ведения учета путем  двойной записи закрепляет действие принципа сохранения в бухгалтерском учете. Метод двойной записи позволяет для каждой учитываемой хозяйственной операции определить как минимум два таких взаимосвязанных (корреспондирующих друг с другом) синтетических счета, что данная хозяйственная операция приводит, с одной стороны, к увеличению учитываемого на первом из счетов имущества или обязательства, а с другой стороны – к равному уменьшению учитываемого на взаимосвязанном счете имущества или обязательства.

В Инструкции по применению плана  счетов для каждого конкретного синтетического счета (исходного счета), кроме перечня конкретных типов имущества или обязательств, которые должны учитываться на этом счете, устанавливается также и корреспонденция счетов. Корреспонденция счетов представляет собой исчерпывающий перечень тех синтетических счетов, на которые вправе при ведении учета осуществляться проводки с исходного счета. Нормы, регулирующие данные проводки, являются по своему содержанию техническими нормами. Они закрепляют в правовой форме стандартную сетевую модель хозяйственной деятельности организации.

 

Глава 2. Основное содержание и порядок учета операций на   расчетном счете

            2.1 Сущность расчетного счета.

 

На расчетном счете сосредотачиваются  свободные денежные средства и поступления  за реализованную продукцию, выполненные  работы и услуги, краткосрочные и  долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение  задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются  суммы, просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).

Предприятие вправе открыть  расчетный счет в любом банке  для осуществления всех видов  расчетных, кредитных и кассовых операций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006 (19, п. 2) организация могла иметь в банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по основной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 21.03.95 г. № 291 п. 2 Указа Президента от 23.05.94 г. № 1006 отменен. Организации снова получили возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета. При этом нужно иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1006 с целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет налогоплательщики обязаны предоставлять ежеквартально, начиная с отчета за IV квартал 1994 г., сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.

 

          2.2 Порядок открытия расчетного счета:

 

Для открытия расчетного счета организация должна представить  в учреждение выбранного ею банка  следующие документы:

- заявление на открытие  счета установленного образца;

- нотариально заверенные копии устава организации, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

- справку налогового  органа о регистрации организации  в качестве налогоплательщика;

- копии документов  о регистрации в качестве плательщиков  в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования;

- карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера  с оттиском печати организации  по установленной форме, заверенную  нотариально.

В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации. В государственных организациях подписи руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.

Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном специальной инструкцией.

При временном отсутствии печати у созданной организации  руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, представлять в банк документы без оттиска печати.

После проверки документов по распоряжению управляющего банком главный бухгалтер банка на подлинном  экземпляре устава делает отметку, что  расчетный счет открыт, с указанием номера счета и заверяет гербовой печатью. Все документы хранятся в деле по оформлению счета, а один экземпляр карточки с образцами подписей и оттиском печати хранится в специальной картотеке у исполнителя (контролера).

После сдачи в банк необходимых документов, включая карточки с образцами подписей директора и главного бухгалтера между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются: стоимость открытия счета, стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, стоимость наличного обращения, проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах. Банк присваивает расчетному счету предприятия специфический серийно-порядковый номер.

В случае реорганизации предприятия в результате слияния, присоединения, разделения, выделения для переоформления расчетного счета все документы представляются заново. При изменении названия предприятия или его подчиненности в банк передается новое заявление об открытии счета, копия решения об изменении, новая карточка с образцами подписей и оттиском печати. На основании этих документов производится переоформление счета. При изменении характера деятельности в банк представляется копия нового устава. Если в течение трех месяцев на расчетном счете не было движения денежных средств, то он закрывается. Предприятия, если у них имеются хозрасчетные подразделения (филиалы, представительства) в других регионах России, могут в банках по месту нахождения филиалов (представительств) открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие должно представить в банк ходатайство об открытии субрасчетного или текущего счета с указанием характера совершаемых операций и лиц, которым дано право распоряжаться счетом. Ходатайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и скрепляют печатью. Предприятия обязаны информировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена и на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.

На расчетном счете  сосредотачиваются денежные средства, поступившие от покупателей в  оплату продукции, работ и услуг, банковские кредиты и прочие поступления. С расчетного счета производятся перечисления поставщикам за товарно-материальные ценности, финансовым органам – налоги и сборы, погашаются банковские кредиты, производятся иные платежи. На расчетные счета организации сдают денежные средства из кассы предприятия, а в необходимых случаях, для выдачи заработной платы, подотчет на хозяйственные нужды или командировочные расходы получают наличные.

Выдачу денежных средств  или безналичные перечисления с  расчетного счета банк осуществляет с согласия владельца. Без его  согласия могут быть списаны проценты за пользование банковским кредитом, задолженность по кредитам, а также штрафы, пени, неустойки по решению суда.

Прием и выдачу денег, безналичные перечисления банк производит по документам установленной формы:

Объявление  на взнос наличными – является основанием для зачисления наличных денежных средств из кассы предприятия на расчетный счет. Заполняется в одном экземпляре, состоит из трех частей:

Объявление;

Талон к объявлению;

Квитанция.

Чек – является основанием для получения с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег. Хранятся чеки в кассе предприятия в чековых книжках, выписываются в одном экземпляре. Чек состоит из двух частей:

Чек;

Корешок чека.

Чек должен быть подписан руководителем  и главным бухгалтером, заверен  печатью организации.

Платежное поручение –это письменное распоряжение плательщика своему банку о перечислении соответствующих сумм со своего счета на счет получателя (поставщикам, финансовым органам, другим организациям). Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисление денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

д) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных  законодательством или договором.

В соответствие с условиями  основного договора платежные поручения  могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере или пишущей машинке без исправлений и подчисток, печатаются на бланке ф. 0401060 в количестве от 3 до 5 экземпляров в зависимости от того, в каком банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения следует правильно указывать получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН). ИНН не указывается в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения ЦБ России, нерезиденты, а также в случаях использования кредитной организацией платежного поручения в качестве сводного для представления расчетных документов своих клиентов в учреждения ЦБ России. При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать «Предоплата» или «Товар получен». При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.

Информация о работе Бухгалтерский учет в современных условиях