Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:00, реферат
Задачи бухгалтерского учета:
Формирование полной и достоверной информации о процессах и результатах деятельности организации, необходимой органам ее управления и учредителям, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
2. основные задачи бух. учета
Задачи бухгалтерского учета
Формирование полной и достоверной информации о процессах и результатах деятельности организации, необходимой органам ее управления и учредителям, а также инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
Обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций.
Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, капитала и обязательств, а также за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Своевременное предотвращение
отрицательных результатов
3. Пользователи бухгалтерской информации
Пользователями бухгалтерской информации считаются физические и юридические лица, заинтересованные в получении данных о деятельности организации.
Внутренними пользователями
являются физические лица - сотрудники
предприятия, которые осуществляют
свою деятельность в рамках данного
предприятия и принимают
Внешние (сторонние) пользователи - это физические и юридические лица, обособленные по отношению к предприятию, но использующие в своей деятельности информацию о нем. Подразделяются на заинтересованных и незаинтересованных пользователей. Заинтересованные пользователи (с прямым финансовым интересом) - учредители, собственники, заимодавцы, кредиторы и т.п. Им нужна информация о платежеспособности и ликвидности предприятия. Незаинтересованные (с косвенным финансовым интересом) пользователи - это органы государственного управления, биржи, аудиторские фирмы, общественные организации и пр. Эти пользователи имеют право на всю информацию, но обязаны хранить коммерческую тайну.
В связи с такой классификацией
внешних пользователей выделяют
финансовый и управленческий учет.
Финансовый учет представляет собой
процесс подготовки информации, необходимой
для составления финансовой отчетности,
как для внутренних, так и для
внешних пользователей. Правила
и принципы финансового учета
основаны на нормативных положениях
и учетных стандартах. Управленческий
учет имеет дело с обеспечением информацией
менеджеров предприятия. Управленческий
учет должен ориентироваться на будущее,
на повышение эффективности работы
предприятия. Реальных требований, предусмотренных
законодательством в
4.Методы бухгалтерского учета
Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.
Например, применение
ЭВМ приводит к
Метод бухгалтерского
учета включает в себя
· документация и инвентаризация,
· оценка и калькуляция,
· счета и двойная запись,
· баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.
Документация и
Оценка - способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.
Для руководства
Для постоянного контроля за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.
Экономическая группировка
объектов бухгалтерского учета,
Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями.
Например, на счетах
бухгалтерского учета процесс
поступления на предприятие
Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.
Результаты хозяйственной
деятельности, а также конкретизация
отдельных показателей баланса
содержатся в отчетности. Бухгалтерская
отчетность - единая система информации
о финансовом положении
· достоверность
· целостность;
· сопоставимость;
· последовательность;
· отчетный период;
· оформление.
5. Строение бухгалтерского счета, содержание понятий «дебет» и «кредит».
Бухгалтерские счета – это способ текущего отражения всех изменений происходящих в составе средств и итог их образования.
Бухгалтерские счета являются накопителями фактической информации. Они открываются на каждую статью баланса, то есть служат для учета однородных видов средств и их источников. Основанием для каждой записи на счете служат оформленные документы, содержащие хозяйственную операцию.
Учет на бухгалтерских
счетах ведется в денежном измерителе,
что позволяет сделать
6. Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств. На активные счета по документу записывают остатки хозяйственных средств на конец месяца и увеличение средств, а по кредиту – уменьшение хозяйственных средств.
Активные счета открываются по статьям актива баланса и служат для учета средств по составу и размещению. Чтобы получить остаток на конец месяца по активному счету, необходимо к остатку на начало месяца по документу прибавить оборот документу и вычесть оборот по кредиту счета и вновь полученный остаток записать по дебету счета.
Пассивные – это счета, предназначенные для чета источников хозяйственных средств. На пассивные бухгалтерские счета по кредиту записывают остатки источников хозяйственных средств на начало месяца, их увеличение и остаток на конец месяца, а по дебету уменьшение источников хозяйственных средств. Пассивные счета, открываются на статьи пассива баланса и служат для учета источников образования хозяйственных средств. На пассивные счета по кредиту записывают остатки источников хозяйственных средств на начало месяца, их увеличение и остаток на конец месяца, а по дебету уменьшение источников хозяйственных средств.
На активно-пассивных счетах
учитываются расчеты
7. Сущность оборотов и порядок определения сальдо на счетах.
В течение месяца по Дебету и Кредиту бухгалтерских счетов делают записи на основании первичных документов, таких записей может быть значительное количество. В конце каждого месяца по кредиту и дебиту счетов подсчитывают итоги.
Итоговая сумма по записанным операциям за месяц является оборотом. Оборот, полученный по Дебету счета, называется дебетовым, а по Кредиту счета – кредитовым.
Чтобы посчитать остаток на конец месяца по активному счету, нужно остаток на начало месяца по Дебету счета сложить с оборотом по Дебету и вычесть оборот по Кредиту счета и снова полученный остаток (сальдо) записать по Дебету счета.
Для того чтобы посчитать остаток на конец месяца по пассивному счету, нужно к остатку на начало месяца по кредиту счета добавить обороты по Дебету и снова высчитанный остаток записать по Кредиту счета. На пассивных счетах сальдо на конец месяца всегда будет кредитовое или отсутствовать.
Остаток по активно-пассивному счету можно получить, только составив оборото-сальдовую ведомость по аналитическим счетам. На этих счетах сальдо может быть дебетовым и кредитовым.
Пример оборотно сальдовой ведомости
12. Метод двойной записи, ее обоснование. Двойная
запись, посредством которой осуществляется
отражение операции, представляет собой
способ одновременного взаимосвязанного
отражения обоих явлений, вызываемых хоз.
операцией на дебете одного счета и кредите
другого в одинаковых суммах. Указание
дебетуемого и кредитуемого счета называется корреспонденцией
Простые –
записи, при которых сумма хоз. операций
записывается в дебет одного и кредит
другого счета (выдача из кассы зарплаты)
Сложные –
записи, если дебетуется несколько счетов,
а кредитуется один или наоборот. (выдано
из кассы на З/П, Р/С, под отчет) или (поступило
на Р/С от покупателей, заказчиков, из кассы).
Двойная запись имеет большое значение
в плане контроля, так как каждая операция
записывается в одинаковой сумме в дебетуемом
и кредитуемом счетах, то есть итог всех
записей по дебету = итогу всех записей
по кредиту.
Каждая хоз. операция, исходя из её экономического
содержания, обязательно затрагивает
два объекта учёта, и два счета, так как
она имеет двойственный характер. Двойственное
отражение хоз. операции заключается в
том, что она должна быть записана по дебету
одного и кредиту другого счета в одинаковой
сумме. Т.о. двойная запись- способ регистрации
хоз. операций на счетах б/у. Этот способ
заключается в том, что каждая хоз. операция
записывается в двух счетах б/у в равных
суммах.
Наиболее правильным является обоснование
двойной записи с точки зрения оперативно-
балансового подхода. Согласно этому подходу
сущность двойной записи объясняется
строением баланса организации, в котором
с двух позиций рассматривается его им-во:
по составу и размещению (актив б-са); по
источникам формирования этого им-ва (пассив
б-са). Поэтому итоги статей актива и пассива
б-са всегда равны. Каждая хоз. операция
вследствие этого затрагивает две статьи
б-са, что характеризуется влиянием на
б-с 4 типов операций, которые изменяют
или только источники формирования этого
им-ва (пассив), или только им-во организации
(актив), или одновременно и им-во, и его
источники образования.