Центральный банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание

Центральный банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы государства. Это орган, который регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской системы. Главное условие нормального функционирования этого института - независимость от политического давления. Как правило, капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но его акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…3
I. Сущность и функции центральных банков………………………………….……5
1.1 Сущность центральных банков……………………………………………….…6
1.2 Функции центральных банков…………………………………………………..8
II. Центральный Банк Российской Федерации…………………………………...…14
2.1 Общие положения………………………………………………………………14
2.2 Денежно-кредитная политика………………………………………………….18
2.3 Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России……..23
Заключение……………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Банковскому делу.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

 Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. 

Банк России использует процентную политику для  воздействия на рыночные процентные ставки. 

Размер обязательных резервов в процентном отношении  к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов  обязательств кредитной организации  и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. 

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно  изменены более чем на пять пунктов. 

При нарушении  нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в  бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. 

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации  кредитной организации порядок  переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке  России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России. 

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций  Банка России, а также краткосрочные  операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. 

Формы, порядок  и условия рефинансирования устанавливаются  Банком России.

Под валютными  интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. 

Банк России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 

Под прямыми  количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных  организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. 

Банк России в целях реализации денежно-кредитной  политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых  и обращаемых среди кредитных  организаций.

Предельный  размер общей номинальной стоимости  облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

 

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год.

Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации. 

Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: 

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; 
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; 
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; 
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; 
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; 
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; 
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; 
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; 
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы. 

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

 

2.3 Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России

 

Банк России представляет интересы Российской Федерации  во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы. Документы не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами иностранных государств. 

Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. 

Увеличение  размера уставного капитала кредитной  организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами. 

Банк России устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по отношению к рублю. 

Банк России является органом валютного регулирования  и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с  Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле" и иными  федеральными законами.

Для осуществления  своих функций Банк России может  открывать представительства на территориях иностранных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Подводя итог можно отметить, что  Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны.

   Его роль очень  велика и в  условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

 Работа по совершенствованию банковской системы России еще в самом начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и банкиры, и государство, и пресса, и население - будут получены быстрые и положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1.      Бизнес и банки. 2008 г.
  2.      Банки и банковские операции. 2006г.
  3.      Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. – М., 2001г.
  4.      Финансы и кредит. / Под ред. А.М. Ковалевой. – М., 2002г.
  5.      Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)
  6.      Алексашенко С., Астапович А., Клепач А. Российские банки после кризиса Вопросы экономики. – 2010г.
  7.     Банки и банковское дело. 2009г.
  8.      Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2001г.
  9.      Центральный банк в банковской системе России. 2010г.
  10. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. 2003г.
  11. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: сб. статей / под ред. П.Д. Баренбойма. М.: Юстицинформ, 2000.
  12.   Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006.
  13. Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. 2005. № 5.
  14.   Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. – М.: Консалтбанкир, 2006.

 

- -


Информация о работе Центральный банк