Древнегреческая бухгалтерия. История её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

В данной практической работе мною рассматриваются вопросы связанные с зарождением бухгалтерии в Древней Греции, её возрастом, первыми источниками знаний об учёте, с первыми методами записями документов, с возникновением первого счёта, с появлением первых кредитов, банков, а так же последующим контролем за финансовой деятельностью и материальной ответственностью за нарушения порядка в финансовой деятельности. Моя работа охватывает эпоху всей Древне-Греческой цивилизации, рассматриваются проблемы и особенности бухгалтерского учёта, его последующее развитие, а так же возникновение и становление норм финансовой ответственности за нарушения.

Содержание

Введение
1. Возникновение бухгалтерии и первые носители учётной информации.
2. Греческая цивилизация. Первые источники знаний об учёте и способы записи первых документов.
3. Появление и развитие счёта в Древней Греции.
4. Система учёта Зенона.
5. V век до н.э. Возникновение денежного обращения в Древней Греции.
6. Торговля и возникновение кредита в Древней Греции. Появление первых банкиров.
7. Банки и организация бухгалтерского учёта в банках Древней Греции.
8. Учёт материальной ответственности.
9. Контроль финансовой отчётности и финансовая база Древней Греции.
Заключение
Мини-эссе на тему: «Профессия бухгалтер. Мой выбор»
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

практика.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Разновидностью купли–продажи был откуп. Он распространялся на налоги, пошлины, аренду земель, рудников, имущество государства. Объявления о торгах публиковались. Откуп давался тому откупщику (или их группе), который обязался собрать в казну наибольшую сумму налогов. В результате государство освобождалось от расходов по сбору налогов, так как их вносили откупщики из своих средств, а затем сами собирали налоги с населения. Откуп давался на год и должен был быть погашен в определенный срок. Первую часть вносили сразу после аукциона, а остальное – в несколько приемов. Неуплата в срок каралась удвоением взносов, а затем и конфискацией имущества должника. Продажу откупа и аренду контролировали полеты по отдельным откупщикам и их поручителям. Сами же операции откупа, способы сбора налогов с населения не контролировались. Это породило финансовые злоупотребления откупщиков.

Свою монету в Древней  Греции чеканил каждый город. В связи  с этим возникла проблема обмена одних монет на другие. Для этого необходимо было знать содержание металла в монетах, степень их износа, курс обмена, предвидеть возможность появления фальшивых монет и др. Появились менялы - трапезиты (трапеза- стол, трапезит – человек за столом). За обмен взимали определенную плату аллаге, а если менялы не брали ее, то получали почести.

Накопив средства, трапезиты не стали хранить их в храме или в банке, а предпочли давать клиентам кредиты сначала за свой счет, затем и за счет вкладов других клиентов. Так по своим функциям обменные трапезы стали банками, а трапезиты превратились в банкиров. Наряду с обменом, проверкой монет и кредитованием трапезиты участвовали в сделках как посредники, свидетели, поручители, хранители документов и ценностей.

Первые в истории  банкиры были рабами, так как аристократы  считали это занятие не престижным. Накопив денег, рабы выкупали свободу и становились вольноотпущенниками – метеками, но получить подлинного гражданства они не могли. Позднее, в III в. до н. э., деятельность трапезитов становится почетным занятием. К тому времени устоялась учетно–экономическая сторона банковских расчетов, возникли финансовые традиции, но судить об этом можно только по литературным источникам (речи Демосфена и др.), так как ни одна учетная книга не сохранилась.

 

 

7. Банки и организация бухгалтерского учёта в банках Древней Греции.

Организация бухгалтерского учета в банках шла по двум направлениям:

  1. учет приема и выдачи вкладов;
  2. учет взаимных расчетов между клиентами.

Сначала заключался договор банкира с клиентом в присутствии свидетеля и, возможно, поручителя. Договор мог заключаться устно с последующей проверкой через показания пыткой раба как свидетеля сделки. Взнос и перевод оформлялись “платежным поручением” – диаграфе, или симбола (иногда заменял диаграфе). Это могли быть кольцо – печатка, удостоверяющая личность вкладчика, или разломанная пополам монета, или даже глиняная табличка. При необходимости вызывали свидетелей. В документе указывали: дату, имя вкладчика, сумму вклада, имена получателя, поручителя, свидетеля.

Текущий учет расчетов велся  в списках, куда записывали суммы, а потом вычеркивали их. Вычеркивание означало окончание расчетов. Унификации учетных документов не было ( Аристотель описывает только то, что были таблички и списки, но правила их заполнения не оговаривает ). Такая система учета расчетов укладывается в схему приходо–расходной бухгалтерии.

Хранение денежной наличности представляло огромную проблему. Тем  не менее, в источниках об этом не упоминается. Историки предполагают, что основная часть денег была в обороте – выдана в качестве кредитов, вложена в недвижимость или рабов, а другую часть банкиры сдавали на хранение в храмы. Храмы были наиболее подходящими местами для хранения запасов (толстые стены, поселения вокруг, защита богов). Благодаря раскопкам Делосского храма сегодня стала известна система хранения денежных средств. Запасы были уложены в горшки рядами, каждый ряд обозначался своей буквой ( эти обозначения можно считать инвентарными номерами ). Велись как минимум три регистра: список должников и взносов, инвентарная опись денежных средств и перечень шрифтов мест хранения с вложениями. Для хранения вкладов применялись не только глиняные горшки, но и контейнеры из металла, дерева, кости. Изображение на одной античной вазе позволяет предполагать наличие несгораемых сейфов. Употреблялись разного рода емкости из текстиля, кожи, плетеные.

Храмы – банки функционировали  как государственные органы и  являлись, по сути, государственным резервным фондом. Вклады в храмах были закрытыми и в обороте не использовались. И хотя храмы имели отделения в полисах и предоставляли долгосрочные кредиты под невысокие проценты, обеспечивали надежное хранение денежных средств, в Греции V-VI веков до н. э. появились частные банки.

Учитывая риск хранения и использования денег, проще и безопаснее "перебрасывать" вклады посредством записей со счета на счет. А денежная наличность при этом может оставаться в банке или использоваться в обороте. В конце концов, в обороте были заинтересованы и клиенты. Если бы они хотели просто хранить вклады, то держали бы их только в храме. Но богатые граждане хотели быть еще богаче и вверяли свои богатства банкиру, чтобы анонимно, через банк дать нуждающемуся кредит и нажиться на процентах.

Организация бухгалтерского учета банковских операций шла по двум направлениям: учет приема и выдач вкладов и учет взаимных расчетов между клиентами. Учетные книги вел сам банкир, записи делались совершенно секретно и никому не доверялись. Ни клиенты, ни слуги не могли увидеть учетных записей или потребовать их через суд в качестве доказательства. Известно множество судебных разбирательств по поводу вкладов, правильности расчетов между лицами которые и заставили подумать о необходимости правовой регламентации учета. В документах, касающихся более поздней деятельности банков, прямо говорится о письменном оформлении вкладов и расчетов с клиентами.

 

 

8. Учёт материальной ответственности.

В части имущества ( инвентаря ) интересны соображения об учете  материальной ответственности. Греки рассматривали воровство, кражу только как вред материальный. Они создали такие условия, что государству были выгодны недостачи у материально ответственных лиц: украл человек драхму, а государство в виде штрафа 10 драхм получит.

Однако важно, чтобы  у растратчика было что брать, поэтому на должности с материальной ответственностью назначались только богатые люди, способные внести крупный залог или предоставить влиятельных поручителей. Малейшая недостача покрывалась из залога или имущества материально ответственного лица или его поручителей, причем если недостача квалифицировалась как растрата, то изъятие проводилось в десятикратном размере. Отсюда и иное, отличное от нашего, понимание инвентаризации, которая являлась только средством проверки отчета материально ответственного лица за определенный хозяйственный период. Понятие внезапной инвентаризации было чуждо грекам. Более того, инициатива инвентаризации должна была исходить от материально ответственного лица, он сдал отчет, он должен и позаботится о доказательствах достоверности. Текущий учет осуществлялся в виде хронологической записи.

В Спарте получила развитие коллакция (коллакция – предполагает установление тождества между суммами, возникающими в результате контроля лиц, занятых в хозяйственном процессе). Известен случай, когда был отправлен агент с мешками денег в армию. Соблазненный агент срезал печати, отсыпал часть денег и спрятал их по дороге, вновь восстановил печать и сдал деньги по назначению. Кассир принимая деньги, сравнил их с “ордером”, присланным специальным гонцом, и установил недостачу. Агент должен был отдать украденное, иначе его забили бы до смерти.

 

 

9. Контроль финансовой отчётности и финансовая база Древней Греции.

Особенности государственного устройства Древней Греции заключалась в том, что большинство должностей были выборными ( по жребию ). В Афинах финансовый контроль находился в руках десяти выбираемых населением лиц, в функции которых входил учет всех государственных доходов и расходов, учет храмового имущества, проведение инвентаризаций движимого и недвижимого имущества. В государственном хозяйстве регистрировались только факты поступления и выдачи наличных денег, здесь встречались и зачетные платежи, и переводы платежей в другие кассы.

Хранение денег было своеобразным. Так, на каждый вид доходов открывался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс. На конкретные расходы можно было брать деньги только из строго определенного кувшина. И, наконец, любопытная деталь: ключ от кассы находился у одного чиновника, а ключ от помещения, где хранилась документация, - у другого чиновника, причем запрещалось этими ключами обмениваться.

Многие из чиновников (но не все) получали жалованье из общественной кассы Афин. Ответственные лица избирались на определенный срок, по истечении которого должны были отчитываться. Текстовая часть отчетов была обширной и давала представление о содержании операций и исполнителях. Отчеты храмов , государственных учреждений записывались на мраморные или бронзовые доски и выставлялись в народном собрании, в оградах храмов, вдоль дорог. Контроль осуществляли специальные чиновники – полеты (ответственные за аренду и откуп), иеропои (ответственные за сохранность казны), аподекты (проверяли погашение государственных займов и взносов), логисты (проверяли отчетность должностных лиц).

Отчеты представлялись строго периодически, они контролировались, причем вначале требовалось, чтобы  государственные чиновники составляли по первичным документам параллельный отчет и сопоставляли его с  предоставленным. Недостоверная отчетность в Древней Греции была нередким явлением. Подкуп должностных лиц влек за собой фальсификацию учетных данных, когда к их точности намеренно не стремились. Судебные разбирательства, конфискации были обычными мерами, призванными предупреждать и карать должностные нарушения и усиливать ответственность за использование средств.

Во время Солона в VI веке до н.э. была установлена шкала постоянного подоходного налога с учетом размера имущества. Позже свободные граждане налогов не платили. Бюджет пополнялся за счет других сборов. Таможенная пошлина составляла 2% от стоимости ввозимых товаров. Судебные пошлины также поступали в бюджет.

Одним из основных источников доходов являлся форос. Его вносил каждый член Афинского морского союза  в общую казну, и он составлял значительные суммы. Большие доходы приносила продажа рабов и сдача их в аренду, особенно в годы успешных завоеваний. Отдельной статьей доходов выделялись конфискации имущества.

 

Заключение.

В настоящее время  изучение документов позволяет судить о финансовой базе Древней Греции, о особенностях счёта, банковской деятельности, развитии бухгалтерского учёта и отчётности. Помогает определить роль и место Древней Греции в мире того времени.

Тщательное изучение исторических документов, археологических  находок позволяют нам понять, что большая часть бюджетных средств Древней Греции   направлялась на финансирование религиозных и военных мероприятий. За счет этих же средств уплачивались контрибуции и подготавливались военные походы, развивались искусства. В то время в Греции впервые была введена оплата общественных обязанностей и содержание неимущих граждан за государственный счет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини-эссе на тему: « Профессия бухгалтер. Мой выбор».

Бухгалтер - это очень  важная работа и ответственная. Это язык бизнеса. Учет всех движений финансов, все сделки. Учет позволяет увидеть сводную картину, которую затем легко анализировать, показывать другим бизнесменам, определять эффективность тех или иных мер, поступков, продуктов или рынков. Реальная важность этой профессии проявляется на предприятиях, где сотни финансовых движений происходят в минуту. Поэтому бухучет — это, прежде всего ответственность и высокая важность корректной организации информации, а во-вторых, — это ценный источник информации для управленческих решений.

У профессии бухгалтер  есть как свои плюсы, так и минусы.

К преимуществам профессии бухучета в первую очередь можно отнести коллегиальную среду. Бухгалтер всё время  окружен людьми, которые обладают такими же профессиональными знаниями, специализацией. В крупных аудиторских компаниях команды насчитывают десятки и даже более сотни людей. Все они объединены одной целью, и профессиональными знаниями. Работать в таких командах всегда интересно. Другим преимуществом профессии является приближенность к основным управленческим функциям, т. е. бухгалтер постоянно сталкивается с продажами, закупками, маркетингом, производством и финансами. Он всегда вовлечён в подготовку ключевых решений бизнеса, часто приближен к управленцам. К бухгалтерам всегда обращаются за важной информацией для принятия стратегических решений. Квалифицированные специалисты часто назначаются на должности исполняющих директоров по производству или маркетингу, т. к. они всегда владеют ситуацией изнутри. Еще одно преимущество, которое можно отметить, — это связь с различными компаниями. Действительно, бухгалтер постоянно контактирует с всевозможными подрядчиками, партнерами, покупателями, государственными органами. Это в свою очередь дает возможность получить хорошее представление о том или ином бизнесе, ситуации, порядках и правилах. Очень немногие профессии могут предложить подобные возможности для расширения личного кругозора и профессионального роста.

У профессии бухгалтера, как и у других профессий так же имеются и свои недостатки. Одним из отличительных недостатков профессии является – ее формализованность. По определению бухгалтерский учет должен и регулируется множеством правил, схем и норм. Все это имеет известное влияние на свободу «творчества» и вытекающий из этого поведенческий облик профессионального сообщества и его традиций. Работа бухгалтера или аудитора как правило оплачивается на часовой основе, а это в свою очередь дает клиенту право требовать 100% отдачи во время бухгалтерской  работы в оплаченные им часы. Этот прессинг, наряду с постоянным плотным графиком дел и риском допустить ошибку повышают общий уровень стрессовости в профессии.

Информация о работе Древнегреческая бухгалтерия. История её развития