Финансовая отчетность, ее содержание и порядок составления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить содержание финансовой отчетности, и порядок ее составления.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить состав бухгалтерской отчетности;
-рассмотреть назначение и структуру бухгалтерского баланса;
- изучить состав отчета о прибылях и убытках;
- определить особенности составления и предоставления финансовой отчетности;
- рассмотреть направления реформирования системы бухгалтерской отчетности;
- проанализировать различия МСФО и российской системы бухгалтерского учета
- изучить порядок уплаты на прибыль и ответственность налогоплательщика;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ, СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ 5
1.1 Состав бухгалтерской отчетности 5
1.2 Назначение и структура бухгалтерского баланса 9
1.3 Отчет о прибылях и убытках 12
1.4 Представление бухгалтерской отчетности 17
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЁТНОСТИ 22
2.1 Особенности составления и представления финансовой отчётности 22
2.2 Основные направления реформирования системы бухгалтерской отчетности 28
2.3 Основные различия МСФО и российской системы бухгалтерского учета 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Finansovaja_otchetnostq_ee_soderzhanie.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)
  • исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности;
  • уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете;
  • отражение финансового результата деятельности организации;
  • сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности.

Ошибки в бухгалтерском учете  и отчетности могут быть как технические (арифметические, программные и др.), так и методологические (документальное оформление, корреспонденция счетов и др.). Производимые исправления оформляются справкой бухгалтера, которая должна иметь обязательные реквизиты первичного документа.

Необходимо отразить на дату составления бухгалтерской отчетности приобретенные ценности, находящихся в пути или не вывезенные со складов поставщиков,  на счетах учета имущества.

Данная процедура позволяет  показать в бухгалтерской отчетности реальную величину имущества, принадлежащего организации на праве собственности, и отсутствие задолженности за эти ценности. В аналогичной ситуации осуществление указанной процедуры возможно и по иным объектам  имущества (основным средствам, товарам).

Осуществляют уточнение оценки имущества (работ, услуг), полученных (выполненных, оказанных) по неотфактурованным поставкам, сопроводительные документы по которым получены до даты представления бухгалтерской отчетности. Под неотфактурованными поставками следует понимать поступление в организацию имущества без сопроводительных документов поставщиков. Если сопроводительные документы были получены до даты представления бухгалтерской отчетности, то цена данного имущества и кредиторская задолженность уточняются исходя из сведений, указанных в сопроводительных документах.

Перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности проводится инвентаризация и ее результаты отражаются в бухгалтерском  учете.

2.2 Основные направления реформирования системы бухгалтерской отчетности

 

Законодательной основой в области реформирования системы российского бухгалтерского учёта является Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, утверждённая Постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 года.

Согласно данной Программе целью  реформирования является – «приведение  национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами  финансовой отчётности», а задачи реформы  заключаются в16:

  • формировании системы стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечении увязки реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказании методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта.

В июле 2004 года была принята Концепция  развития бухгалтерского учёта и  отчётности в РФ на среднесрочную  перспективу17. Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

  • недостаточные темпы реформирования бухгалтерского учёта и отчётности в течении 1992 - 2003 годов;
  • тенденции развития бухгалтерского учёта в мире;
  • административная реформа.

Суть дальнейшего развития состоит  в активизации использования МСФО путём создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учётного процесса.

Для реализации поставленной цели намечены основные направления по дальнейшему  развитию бухгалтерского учёта и  отчётности на среднесрочную перспективу:

  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО;
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчётности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учёта.

За период 1991 - 2005 гг. произошло резкое сокращение участия государства  в регулировании бухгалтерского учёта, в основном связанного с методическим и техническим обеспечением учётного процесса, разработкой отраслевых указаний по ведению бухгалтерского учёта применительно к специфике отдельных видов деятельности. Вместо существовавших ранее (по состоянию на 1991 год) около сотни отраслевых министерств сохранилось только четыре, которые естественно, не могут заниматься разработкой соответствующих указаний в прежнем объёме и режиме. На наш взгляд, потребность в создании таких  методических рекомендациях, применительно к условиям конкретного предприятия должны удовлетворять не государственные органы, а сами бухгалтеры через свои профессиональные объединения (саморегулируемые организации). В этой ситуации напрашивается вопрос: Какова же роль профессионального сообщества в процессе реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности? Концепция, учитывая важность привлечения профессионального сообщества к регулированию бухгалтерского учёта и отчётности, наметила определённые шаги в этом направлении.  

 Переход от  действовавшей  системы нормативного регулирования к новой системе с участием саморегулируемых организаций можно проиллюстрировать следующим рисунком (рис. 2. 1.):

Рис. 2. 1. Переход от действовавшей системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта к новой

 

Как видно из рисунка, важным моментом в обновлённом регулировании следует признать необходимость функционирования обратной связи: запросы, поступающие в Министерство финансов и комментарии различных авторов по одному и тому же документу показывают насколько могут быть различны позиции.

Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов предлагается осуществить через специальный  орган из высококвалифицированных  специалистов. При создании данного  органа можно воспользоваться опытом зарубежных стран. В частности, в Германии ещё в 1998 году было узаконено создание Германского Комитета по стандартам финансовой отчётности, работой которого руководит правление, избираемое собранием членов данного Комитета. При Комитете работает Консультативный совет, в состав которого входят юридические и физические лица, непосредственно заинтересованные в вопросах стандартизации финансовой отчётности. Через этот орган общественность имеет возможность участвовать в разработке самих стандартов, а также влиять на деятельность Комитета18. Создание такой частной организации в РФ позволило бы ускорить  процесс реформирования бухгалтерского учёта в России.

В концепции  чётко определены функции  саморегулируемых организаций:

  • представление и защита интересов профессионального сообщества;
  • подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;
  • участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных актов в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности, а также их разъяснений;
  • профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
  • контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;
  • повышение квалификации членов профессионального сообщества;
  • взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности.

В процессе выполнения Концепции предстоит ещё выработать механизм оптимального соотношения функций государства и роли профессионального сообщества в развитии бухгалтерского учёта, что в первую очередь, зависит, на наш взгляд, от осознанного подхода к данной проблеме со стороны самого профессионального сообщества.

Подводя итоги второй главы, следует  отметить, что сложившаяся на сегодняшний  день в нашей стране система бухгалтерской  финансовой отчётности не является совершенной  по ряду причин:

  • недоработанность нормативно-законодательной базы системы бухгалтерской (финансовой отчётности);
  • большое число государственных требований по составлению бухгалтерской отчётности, связанное с обязательным формированием налоговой, статистической отчётности, отчётности, составленной по МСФО и в соответствии с национальными стандартами;
  • отсутствие контроля за составителями отчётности.

Устранение сложившихся противоречий нам видится в максимальном приближении  национальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности международным  стандартам, признанным во всём мире как наиболее совершенная система стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.

2.3 Основные различия МСФО и российской системы бухгалтерского учета

 

Основные различия между МСФО и  российской системой учета связаны  с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации.19 Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Одним из принципов, являющихся обязательными  в МСФО, но не всегда применяемых  в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции как правило учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой стоимости20.

Вторым главным принципом международных  стандартов учета, отличающим их от российской системы учета, и ведущим к  возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты учета предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду.

Объем раскрываемой информации. МСФО построены на принципе прозрачности. Их цель - предоставить достаточный объем полезной информации широкому пользователю. Российские стандарты находятся только в начале движения к широкому раскрытию информации. Причем в этом вопросе в российской практике есть масса подводных камней. Казалось бы, Министерство финансов Российской Федерации вводит требования по раскрытию информации, например, сведений о «связанных сторонах» или, в российской терминологии, «аффилированных лицах». К сожалению, эти требования практически не выполняются. Данная информация, если и раскрывается, то она раскрывается таким образом, что сделать из нее какие-то выводы, вычленить из нее то главное, что нужно финансовому аналитику, инвестору, практически невозможно. Потому что опыта, практики, да и желания раскрывать такую информацию сегодня у российских компаний нет.

Основные различия между МСФО и  российской системой учета приведены  в Приложениях 2, 3, 4.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово – хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерская отчетность организации должна содержать: Бухгалтерский баланс. Форма № 1, Отчет о прибылях и убытках. Форма  № 2, Отчет об изменениях капитала. Форма  № 3, Отчет о движении денежных средств. Форма № 4, Приложение к бухгалтерскому балансу.  Форма № 5, Отчет о целевом использовании полученных средств. Форма № 6, Пояснительная записка. Итоговая часть аудиторского заключения

Информация о работе Финансовая отчетность, ее содержание и порядок составления