Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель работы - исследование сравнительных характеристик форм бухгалтерского учета.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и основные формы бухгалтерского учета;
2. Изучить автоматизированную форму бухгалтерского учета и формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
1 Понятие и основные формы бухгалтерского учета
1 Понятие и основные формы бухгалтерского учета
1.1 Понятие форм бухгалтерского учета и их основные отличия
1.2 Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная
1.3 Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
1.4 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
2 Автоматизированная форма бухгалтерского учета и формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
2.1 Понятие и сущность автоматизированной формы бухгалтерского учета
2.2 Формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Заключение
В порядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному счету и по зачету взаимных требований регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это делается в целях контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.
Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу. Оборотная ведомость не составляется, так как для составления баланса достаточно данных, формируемых в Главной книге.
Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, то второй лист используется как вкладной к основному.
Исходя из принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерах (по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов). После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.
Дебетовые обороты на счетах, по которым ведется объединенный синтетический и аналитический учет в единых регистрах, также находят отражение в журналах-ордерах, предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы-ордера, в которых наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один - для записи операций по кредиту счета (собственно журнал-ордер), другой - для отражения показателей аналитического учета,
Журналы-ордера, как правило, построены таким образом, чтобы в них отражались в хронологическом порядке однородные по экономическому содержанию операции, относящиеся к определенному счету.
Для обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрены типовая корреспонденция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для составления месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, кроме того, предусмотрены необходимые позиции (статьи) аналитического учета.
Таким образом, в основу построения единой журнально-ордерной формы учета положены следующие ее принципы:
· осуществление записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только кредиту счета, е корреспонденции с дебетуемыми счетами;
· совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета;
· отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления промежуточной и годовой отчетности;
· применение объединенных журналов-ордеров по счетам, экономически связанным друг с другом;
· применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления промежуточной и годовой отчетности;
· применение месячных журналов-ордеров.
Записи в регистрах производятся по мере поступления документов либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции.
На документах, данные которых включены в журналы-ордера и ведомости, указываются номера соответствующих регистров и порядковые номера записи (номер строки). По документам, данные по которым отражены в регистрах общим итогом, номер регистра и порядковый: номер записи приводятся на отдельном листе, прикрепляемом к сброшюрованным документам. Итоговые записи в журналах-ордерах подлежат обязательной сверке сданными первичных документов, на основании которых произведены эти записи.
Это обеспечивает надлежащий контроль за правильностью учета хозяйственных операций. В тех журналах-ордерах, в которых учетные записи не могут быть проконтролированы путем их сопоставления с соответствующими показателями других регистров общий итог по кредиту счета проставляется на основе подсчета сумм по первичным документам. Итоговые данные по первичным документам используются для проверки полученных в журнале-ордере итогов по отдельным корреспондирующим счетам.
В тех журналах-ордерах, в которых отражаются аналитические данные, записи по ним производятся итогами за месяц. Итоги за месяц устанавливаются подсчетом сумм по соответствующим документам, предварительно сгруппированным в разрезе требующихся аналитических данных.
На всех регистрах указывается название месяца, в котором они заполняются, а в необходимых случаях и наименования синтетических счетов. В конце месяца регистры подписываются лицами, производившими записи. Все журналы-ордера подписываются, кроме того, главным бухгалтером организации или уполномоченным им на то лицом, В регистрах, из которых необходимые показатели переносятся в Главную книгу или в другие регистры, делается соответствующая отметка.
Главная книга используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В Главной книге показывается начальное (вступительное) сальдо, текущие обороты и конечное сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах.
В Главной книге текущие обороты производятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в корреспонденции с кредитуемыми счетами.
Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Журналы-ордера строятся следующим образом:
Журнал-ордер № 1 за май 2007г. по кредиту счета 50 «Касса» в дебет счетов
№ строки | Дата (или за какие числа) | №51 | № 71 | №70 | … | Итого | |
1 | 2.05 | 50 000 | 2 000 | 52 000 | |||
2 | 7.05 и т.д. | 300 000 | 300 000 | ||||
Итого: | 50 000 | 2 000 | 300 000 | 352 000 | |||
Итоги оборотов за месяц из журналов-ордеров переносятся на счета Главной книги, которая имеет следующую форму:
Главная книга. Счет № 50 «Касса»
Месяц | Обороты по дебету | Оборот по кредиту | Сальдо | ||||
с кр. счета № 51 из журнала-ордера № 2 | … | Итого по дебету | Дебет | Кредит | |||
март | 400 000 | 400 000 | 352 000 | 48 000 | |||
Достоинства журнально-ордерной формы:
·
совмещение синтетического
и аналитического
учета по
ряду счетов. Например,
в журнале-ордере № 6
«Расчеты с
поставщиками и подрядчиками»,
№ 7 «Расчеты с подотчетными
лицами». Следовательно,
в два раза сокращается
количество
учетных записей, что
обеспечивает повышение
производительности
труда бухгалтеров;
· отчетные показатели получают непосредственно из учетных регистров благодаря компактности показателей в учетных регистрах.
Недостатки журнально-ордерной формы учета:
· она сложна по структуре журналов-ордеров:
· она ориентирована на ручной труд;
· она трудоемка по заполнению некоторых журналов-ордеров.
2 Автоматизированная форма бухгалтерского учета и формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
2.1 Понятие и сущность автоматизированной формы бухгалтерского учета
С расширением и усложнением хозяйственной деятельности увеличивается объем учетной информации и усложняется обработка ее вручную.
Механизация бухгалтерского учета прошла ряд этапов. В начале вычислительная техника основывалась на электромеханическом принципе, когда использовался комплект перфорационных машин, работающих на перфокартах: перфоратор, сортировка, табулятор.
Затем перфорационная техника стала заменяться вычислительной техникой на электронном принципе действия, т.е. ЭВМ. Эту форму бухгалтерского учета чаще называют машинно-ориентированной, или автоматизированной. Вначале ЭВМ были на электронных лампах и имели очень большие размеры, потом их заменили ЭВМ на транзисторах.
На основе новой технической базы появляются компьютеры, а с изобретением интегральных схем появились мини-ЭВМ и микропроцессоры, которые являлись базой создания персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ).
На их основе в бухгалтериях созданы и создаются так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ бухгалтера).
ПЭВМ обладает большой внутренней и неограниченной внешней машинной памятью, огромной скоростью вычислительных и логических операций, представлением читаемой информации на мониторе (экране) и на бумажных носителях (с помощью печатного устройства - принтера).
Учетная информация вводится в компьютер из первичных документов бухгалтером, а предварительно специалисты-программисты вводят специальные программы для обработки первичных документов и получения готовой отчетности. Программы содержат алгоритмы решения задач и формы необходимых учетных регистров. Программы могут быть функциональными (для каждого участка бухгалтерского учета: учет основных средств, учет материалов и т.д.) и универсальными.
Преимущество автоматизированной формы учета выражается в быстроте, точности и большей логически обоснованной последовательности обработки учетной информации с аналитическим уклоном [15, с.86-87].
Основой автоматической формы учета являются данные первичных учетных документов, которые по мере совершения хозяйственной операции вводятся в базу данных бухгалтерской программы.
Обработка учетных данных, их группировка и обобщение производится с помощью бухгалтерской программы непосредственно в компьютере.
В результате систематизации и обобщения учетных данных можно получить практически любую информацию, аналогичную той, которая содержится в обычных учетных регистрах синтетического и аналитического учета.
Применяемый в настоящее время бухгалтерские программы позволяют осуществлять ввод учетных данных, их обработку, хранение, выдачу сводной информации о деятельности организации и др.
При ведении регистров бухгалтерского учета с помощью компьютерных программ должна быть предусмотрена возможность вывода информации, содержащейся в учетных регистрах, на бумажные носители информации (т.е. должна быть предусмотрена их распечатка на принтере).
2.2 Формы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства
Организация бухгалтерского учета начинается с решения вопроса о форме учета. Здесь решающую роль играет объем перерабатываемой учетной информации. Он, как правило, зависит от величины организации.
Большие возможности для упрощения учета имеют малые предприятия (МП) и организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения.
В вопросах организации бухгалтерского учета малые предприятия должны руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ).
В то же время малым предприятиям предоставлены большие возможности для применения упрощенной формы бухгалтерского учета.