Формирование и раскрытие учетной политики, требования и допущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 11:56, курсовая работа

Описание

Цели работы

изучить основные принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии, его правила, требования и допущения.
рассмотреть процесс формирования учетной политики организации
отметить современные тенденции оценки объектов объектов бухгалтерского учета

Работа состоит из  1 файл

Реферат УП.docx

— 47.07 Кб (Скачать документ)

    Не  считается изменением учетной политики утверждение способа ведения  бухгалтерского учета фактов хозяйственной  деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место  ранее, или возникли впервые в  деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008). Согласно п. 16 МСФО 8 не являются изменениями учетной политики: применение учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые отличаются по существу от ранее происходивших; применение новой учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее или были несущественными. Различия в данном моменте в РСБУ и МСФО отсутствуют.

    Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начало финансового  года), следующего за годом его утверждения  соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 12 ПБУ 1/2008). Порядок вступления в силу изменений учетной политики МСФО не установлен [3]. МСФО не запрещают применять изменения учетной политики в течение финансового года при условии корректировки данных за отчетный период и сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды.

    Согласно п. 15 ПБУ 1/2008 при отражении последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. В соответствии с п. 5 МСФО 8 ретроспективное применение - это применение новой учетной политики к операциям, другим событиям и условиям таким образом, как если бы эта политика применялась всегда. По существу используемых определений различия отсутствуют.

    Согласно п. 17 ПБУ 1/2008 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Пунктом 113 МСФО 1 установлено, что организация обязана раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности те аспекты учетной политики, которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

    В соответствии с ПБУ 1/2008 существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. Организация может принять решение, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. В МСФО искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного пропуска или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого [4].

    Исходя  из изложенного можно сделать  следующий вывод. Существенность в  МСФО определена как самостоятельный  критерий, в РСБУ существенность связана  с раскрытием способов ведения бухгалтерского учета. В РСБУ указан возможный количественный критерий существенности, который не является обязательным и должен рассматриваться  в контексте общего похода к определению  существенности.

    В соответствии с ПБУ 1/2008 организация раскрывает следующую информацию об изменениях в учетной политике:

    - причину изменения учетной политики;

    - оценку последствий изменений  в денежном выражении (в отношении  отчетного года и каждого иного  периода, данные за который  включены в бухгалтерскую отчетность  за отчетный год);

    - указание на то, что включенные  в бухгалтерскую отчетность за  отчетный год соответствующие  данные периодов, предшествовавших  отчетному, скорректированы.

    МСФО  определяют более детальный перечень раскрытий в отношении информации об изменении учетной политики. Организации  следует раскрывать в примечаниях  к финансовой отчетности первоначальное применение Стандарта или Толкования, оказывающее воздействие на предшествующие (последующие) либо текущие периоды, а также характер добровольных изменений  учетной политики.

    Организация обязана раскрывать следующую информацию:

    - основания для изменения учетной  политики (добровольное либо вследствие  первоначального применения Стандарта  или Толкования);

    - характер изменения учетной политики;

    - наименование Стандарта или Толкования, в соответствии с которыми  осуществляется изменение учетной  политики, с описанием переходных  положений либо причины, по  которым добровольное изменение  учетной политики дает надежную  и более относимую информацию;

    - сумму корректировки (до той  степени, до которой это практически  возможно) каждой затронутой линейной  статьи в финансовой отчетности, а также базовой и разводненной  прибыли на акцию (если применятся  МСФО 33).

    В МСФО также предусмотрен порядок  раскрытия информации об оценке влияния  стандартов и интерпретаций, не вступивших в силу, об изменениях в расчетных  оценках и о существенных ошибках  предшествующего периода. В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие данных положений не предусмотрено [5].

    В заключение отметим, что при необходимости  трансформации российской отчетности в отчетность, составленную в соответствии с МСФО, необходимо обладать навыками профессионального составления  учетной политики, отвечающей во всех существенных аспектах требованиям  МСФО, применяемым в организации. Эта задача становится все более  актуальной для системы бухгалтерского учета России. Поэтапное внедрение  МСФО приведет к совершенствованию  и реформированию действующей системы  российского бухгалтерского учета. В результате предполагается достичь  качественно нового уровня развития российских организаций, характеризуемого прозрачностью финансовой отчетности, правдивостью картины финансового  положения и результатов деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Тенденции совершенствования оценки объектов бухгалтерского учета.

    Практика  показывает, что нередко организация  принимает какое-либо учетное решение, не соответствующее нормативным  документам, регулирующим бухгалтерский  учет. Это, как правило, не является следствием незнания их содержания, а  вызывается целым рядом причин.

    Иногда  организации не понимают основополагающих допущений и требований к бухгалтерскому учету, наиболее распространенным из которых  является требование осмотрительности в бухгалтерском учете.

    Некоторые организации расширительно толкуют  понятия, которые содержатся в нормативных  документах по бухгалтерскому учету, например такое понятие, как извлечение экономических  выгод.

    Помимо  учетных решений, которые непосредственно  указываются в учетной политике организации, организация может  фактически применять учетные решения, которые в учетной политике не отражаются. Это означает, что аудитор  просто ставится перед фактом определенного  порядка ведения учета. 

    В Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект нового Федерального закона о бухгалтерском учете, нормы  которого принципиально меняют существующую систему регулирования российского  бухгалтерского учета. Если парламент  утвердит указанный законопроект, то с 2012 г. российские организации будут  руководствоваться уже новым  Законом. С 2011 г. фирмы по-прежнему будут применять нормы Закона N 129-ФЗ, тем не менее, по мнению автора, уже сейчас следует проанализировать, какие новшества нас ожидают через год. Поэтому в данной статье не только указаны нормы действующего бухгалтерского законодательства, но и приведены нормы законопроекта, принятого к рассмотрению.

    Кстати, следует отметить, что одним из самых главных изменений, содержащихся в проекте нового Закона о бухгалтерском  учете, является расширение сферы действия Закона о бухгалтерском учете. Он, в частности, определяет, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут вести бухгалтерский учет в общем порядке, установленном для экономических субъектов. Сегодня, как известно, эта категория организаций вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме.

    Вместе  с тем обеспечить квалифицированное  ведение учета можно только на основе законодательства о бухгалтерском  учете и нормативных бухгалтерских  документов, устанавливающих правила  ведения учетной работы. 

    В соответствии со ст. 3 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона N 129-ФЗ, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

    Проект  нового Закона предусматривает, что  законодательство Российской Федерации  о бухгалтерском учете будет  состоять из нового Закона о бухгалтерском  учете, других федеральных законов  и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Перечень нормативных правовых актов существенно  расширен.

    При этом главными целями законодательной  базы Российской Федерации о бухгалтерском  учете являются:

    - обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций, осуществляемых  организациями;

    - составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

    Требование  о формировании и утверждении  учетной политики установлено именно на законодательном уровне, на это  сегодня указывает Закон N 129-ФЗ.

    Аналогичное требование имеется и в проекте  нового Федерального закона о бухгалтерском  учете. Причем новый Закон отводит  учетной политике большую роль, чем  действующее законодательство, ведь в законопроекте учетной политике экономического субъекта посвящена  отдельная статья.

    Однако Закон N 129-ФЗ содержит только общие требования к учетной политике организации. Правил ее формирования, как, впрочем, и самого понятия "учетная политика", указанный законодательный акт не содержит. Все эти вопросы решены на нормативном уровне регулирования бухгалтерского учета, включающем в себя различные положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

    Новый Закон о бухгалтерском учете  в отличие от предшествующего  определяет учетную политику экономического субъекта как совокупность принятых им способов ведения бухгалтерского учета. Причем указывает, что экономический  субъект самостоятельно формирует  свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, национальными  и отраслевыми стандартами.

    Конкретные  правила, которыми руководствуются  организации сегодня и которые  будут применяться в дальнейшем при формировании и утверждении  своей учетной политики, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ПБУ 1/2008).

    В части разработки своей учетной  политики по конкретным вопросам учета  компании следуют нормам соответствующих  бухгалтерских стандартов, планов счетов и инструкций по их применению, а  также руководствуются действующими методическими указаниями и рекомендациями, разработанными Минфином России.

    Бухгалтерский стандарт под существенными способами  ведения бухгалтерского учета понимает те, без знания которых заинтересованными  пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового  положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

    О степени важности учетной политики компании говорят и сами контролирующие органы и служители закона. При  отсутствии в законодательстве тех  или иных правил ведения бухгалтерского учета организация правомерно может  использовать правила, установленные  своим собственным регламентом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование и раскрытие учетной политики, требования и допущения